Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Денежно-кредитное регулирование инвестиционной сферы

Денежно-кредитное регулирование инвестиционной сферы
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Денежно-кредитное  регулирование инвестиционной  сферы

Денежно-кредитное регулирование инвестиционной сферы наряду с бюджетным и налоговым преследует цель обеспечения стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и  инфляции. Воззрения западных  экономистов  по вопросам анализа денежного сектора экономики и механизма воздействия процессов  денежно - кредитной  сферы  на  хозяйственную конъюнктуру нашли воплощение в построении моделей денежно-кредитного регулирования экономики.
Следует отметить, что теории денежно-кредитного регулирование явились дальнейшей эволюцией концепции денег и кредита. (1). Этой эволюции в значительной мере способствовали изменившиеся условия общественного производства, размывание границ денежного  обращения  и  кредита,  связанные  с  дальнейшим развитием безналичных расчетов и использованием кредитных  средств обращения.
Регулирование с помощью денежного обращения и кредита обеспечивает общие предпосылки равновесного состояния всей  экономической системы и ее инвестиционной сферы (2). Причем, стабильный и умеренный рост денежной массы создает основу обеспечения постоянства уровня цен на инвестиционные товары,  при  достижении  которого рыночные отношения воздействуют на инвестиционную сферу самым эффективным  способом.
Несмотря на все условия по созданию кредитно-денежной инфраструктуры,  экономического  механизма   регулирования  оборота денег, принятия антимонопольного законодательства в нашей стране, в области управления денежно-кредитной системой все еще сохранены методы чрезмерной централизации. Это находит свое выражение в форме бесконтрольного распоряжения кредитными ресурсами независимо от интересов вкладчиков денег, в форме административного установления минимального размера уставного капитала коммерческих банков и ограничения их прав в проведении активных  и  пассивных   операций,  в  сохранении   расчленения денежного оборота на безналичный и налично-денежный.
Государственный монополизм в сфере денежно-кредитных отношений выступает   условием постоянной нестабильности  денежного обращения.  Более того, товарно-денежная разбалансированность является питательной средой для  воспроизводства государственного монополизма, как бы обоснованием его деятельности. Так, в результате списания  задолженности или  льготного  кредитования   коммерческих   банков,   клиентами   которых они  являются,   гарантируется   обеим   сторонам   монопольное существование. Именно в этом реализуется политика сокрытия  реальной убыточности предприятий, а относительно банковской деятельности по существу их банкротства.
В  этих условиях  оказывается  несостоятельной  проводимая государством  классическая  схема стабилизации  экономически, которая предполагает наличие  эффективных   рыночных  саморегуляторов  и   требует  свободы  конкуренции. В  нашей  экономике, где через бюджет перераспределяется более половины  национального дохода и предприятия в значительной степени зависят от государственного кредита, фактическое свертывание государственных   инвестиций   в  наукоемкие   технологии, максимальное ограничение кредитных вложений и искусственное сдерживание  наличной  денежной  массы  обусловили   развал  народного хозяйства и кризис инвестиционной сферы.
Регулирование Национальным банком  Украины инвестиционной сферы осуществляется через максимум контроля как за денежным обращением, так и за ростом кредитования. И хотя  более  эффективным  стало  считаться  воздействие  на  денежную  массу, а  не  на  процентные  ставки,  определить  эти  процессы невозможно. Проблема сводится к маневрированию между задачами стимулирования инвестиционной активности через низкие ставки и борьбой с инфляцией через высокие ставки.
В  условиях   высоких   темпов   инфляции   практически отсутствуют  инвестиции в производственную деятельность, особенно   на   длительный  срок,  поскольку  они  могут  стать  убыточными и чреваты потерями для инвестора. Более того, прямое  банковское  кредитование  потребностей  различных  субъектов собственности в инвестиционных объектах приведет   к дальнейшему увеличению денежной массы, платежеспособного спроса без ощутимой прибавки товарного покрытия. В целях недопущения убыточного кредитования коммерческие банки, в  свою очередь, сокращают сроки выдачи кредитов, направляют кредитные ресурсы преимущественно в сферу обращения, при этом банковские процентные ставки постоянно пересматриваются с  учетом  темпов  инфляции, а в  необходимых случаях предусматривается промежуточное погашение кредита с его            последующей выдачей на новых условиях.
Высокий  ссудный процент, поддерживаем высокими темпами инфляции, оказывает влияние в качестве тенденции ограничения инвестиционного спроса. В то же время ликвидация фиктивного инвестиционного спроса и части избыточных производственных  мощностей  происходит  за  счет  сокращения  государственных закупок некоторых видов техники, снижения  централизованных капитальных   вложений.  Несмотря   на   эти обстоятельства структурные изменения экономики предполагают непрерывность инвестирования. Причем  доход  от  долгосрочных  инвестиций должен   быть   больше   суммы   доходов,  получаемых   от  краткосрочных инвестиций. В противном случае – использование  инвестиционных ресурсов ограничивалось бы краткосрочными,  но зато более надежными вложениями.
Для повышения экономической заинтересованности банков в инвестировании   централизованных   капитальных   вложений целесообразно предусматривать выплаты полностью или частично за счет бюджета процентов за кредиты при ставках выше, чем по обычным   инвестициям.  В  свою  очередь  это  позволило   бы  коммерческим банкам поднять  процентные  ставки  по  депозитам  и   привлечь   дополнительные  свободные  ресурсы   различных  субъектов собственности. Механизм субсидирования процентов            предполагает определение приоритетных направлений инвестиций и критериев   предоставления   субсидий,   которыми  руководствуются коммерческие банки при заключении кредитных договоров. Это не исключает возможность создания специализированных   финансово-кредитных   институтов  для  льготного инвестирования средств в базовые отрасли экономики – подразумевается  создание  лизинговых  компаний  и  широкого использования банками лизинговых сделок в инвестиционной  деятельности.
Важна роль кредитных и налоговых методов регулирования инвестиционного   спроса,   но установить  оптимальный, инвестиционный спрос и добиться материально – финансовой сбалансированности в инвестиционной сфере невозможно без введения свободных рыночных цен на инвестиционные товары.
Современное состояние инвестиционной сферы характеризуется сокращением роли бюджета и прямого банковского кредита при  возрастании  значения  инвестирования  за  счет  эмиссии  ценных бумаг и сбор через них денежных накоплений (3).  Национальный  банк  Украины  использует  такой  инструмент  денежно-кредитной политики как операции на открытом рынке, влияющей на объем денежной массы. Сальдо между проданными и  выкупленными  НБУ  на  рынке  ценными  бумагами  станет определять изменение денежной массы в виде средств на счетах коммерческих банков в НБУ. Кроме этого существуют и другие рычаги  денежно-кредитного регулирования: лимит прироста кредитов  Банка   России коммерческим банкам, ставка рефинансирования банков, коэффициенты ликвидности, нормы   обязательных резервов под обесценение и потери от инвестиций банка в рискованные ценные бумаги.
Капитализация   внешнего   долга   может   дать   несколько    положительных эффектов для инвестиционной сферы экономики  Украины.  Возможно  создание  благоприятных  условий  для притока иностранных инвестиций и тем самым стимулировать экономический   рост;   ускорится   процесс   репатриации  национального капитала, вывезенного раньше из страны; преобразование долговых обязательств в акции, ответственность  за которые несут частные компании и обращение которых не  требует прямого участия государства.
При  использовании механизма долговой   конверсии  неизбежен всплеск  спекулятивной  активности  по  сделкам   “валюта – долг – акции – валюта“ (4) с целью   извлечения дохода на разнице обменных курсов по конверсионным и текущим операциям, а это приводит к увеличению денежной массы и росту инфляции. Инфляционный эффект капитализации внешнего долга можно  нейтрализовать  за  счет  выпуска различных финансово – кредитных инструментов и приватизации части предприятий, находящихся в государственной собственности.
В рыночной экономике перераспределение финансовых ресурсов  и   инвестирование  экономики  через  рынок  ценных бумаг  находится  в  тесной  зависимости  с  двумя   другими  основными каналами – бюджет и кредитный механизм. Все три сферы не только дополняют друг друга, но и конкурируют между  собой.  Активные  кредитные  инвестиции  неизбежно  сужают  потребности  в  финансировании  народного  хозяйства  за  счет  эмиссии ценных бумаг. И наоборот, активный выпуск ценных  бумаг вбирает в себя долгосрочные  накопления  хозяйства  и  населения, которые могли бы стать дополнительной депозитной  базой коммерческих банков и основой для расширения выдачи  банковских ссуд.  В данный момент времени в Украины сложилась  такая  ситуация,  когда   население  и  коммерческие   банки  вкладывают свои средства в государственные ценные бумаги и  тем самым ограничивают предоставление банковских ссуд для  инвестирования предприятий различной формы собственности.
Нельзя ожидать существенного оттока средств нерезидентов с рынка ОГВЗ в  ближайшей  перспективе,  поскольку  даже  с  учетом снижения  нормы  гарантированной  доходности  условия  использования  инвестиций  на  этом  рынке  есть  и  будут  более  благоприятны в сравнении с вложениями в другие сферы (5).
Стоит остро проблема развития первичного и вторичного  рынка  векселей  во  внутрихозяйственном  обороте  с  целью  ликвидации неплатежей (6). В условиях отсутствия налаженного  механизма  перехода  низко-рентабельных  и  убыточных   предприятий из государственного сектора в негосударственный  неплатежи служат открытой формой их инвестирования. Они представляют  собой  извращенную  форму  коммерческого   кредита,  результатом   чего  является  рост дебиторской задолженности у рентабельных предприятий и, следовательно,  ухудшение их финансового состояния. Между тем,  продажа   хотя бы части неплатежей под основных средств предполагает упорядочение отношений  собственности   на  средства   производства. Если  по  истечении  согласованного  периода  времени задолженность не погашена с выплатой определенного процента, близкого  к  проценту  по  банковским  ссудам, то инвестор на сумму долговых обязательств  (расчетных  документов) должен иметь право предъявить права на часть  собственности данного предприятия или же на предприятие  в целом.
Создание условий для вексельного обращения требует открытия в банках дополнительных счетов по учету векселей и дополнительных кредитных ресурсов для предоставления ссуд под эти операции. Или же можно  организовать территориальные  расчетные центры по учету векселей и приему их в оплату налогов  всех уровней (государственного и местного), а также приему векселей  для  оплаты  платежей  во  внебюджетные  фонды  (Пенсионный, Медицинского  страхования и  другие). Предлагаемые меры не являются исчерпывающими и их реализация не решит полностью проблемы неплатежеспособности в народном хозяйстве, тем не менее,  они  могли  бы  создать  благоприятные  условия  для  ускорения процессов разгосударствления  и  приватизации,  становления эффективного  собственника,  предусмотрев  некую  программу инвестиций в производственную или иную сферу предприятия. Отечественная практика пошла по пути примерно равного участия на рынке ценных бумаг коммерческих банков и брокерских  компаний.
Причем, что касается роли коллективных инвесторов (инвестиционных компаний, инвестиционных фондов), то уже наблюдается их конкуренция со страховыми   компаниями, коммерческими и сберегательными банками за ресурсы. И хотя эта конкуренция сводится не только за объемы операций с ценными  бумагами и денежными ресурсами, но и в области инвестиционного консультирования и посредничества, а также в выполнении функций депозитариев, необходимы усилия органов государственного регулирования по обеспечению их сотрудничества.
Рассогласованное управление рынком ценных бумаг способно оказать  непосредственное  воздействие  на  денежное  обращение и  кредит.
Согласованное управление денежным обращением, кредитом и рынком ценных бумаг невозможно без постоянно действующей, публичной и оперативной системы анализа макроэкономических  компонентов  этих  рынков  в  увязке  с динамикой  общественного  производства, изменением цен и так далее.
По сравнению с рынком реальных активов рынок ценных бумаг играет  особую  роль  в  информационном  обеспечении  системы  управления(7). Депозиты, ценные бумаги и прочие, приносящие доход обязательства, образующие путем капитализации денежных средств за пределами производственной сферы, служат в качестве ресурсов для покрытия новых  инвестиционных  нужд.  Колебания  процентных  ставок  и  курсов взаимоувязывают  финансовые  результаты и инвестиционные потребности производства, сглаживая временные  несоответствия между высвобождением инвестиционных средств из  хозяйственного оборота и их вовлечением в новый оборот. Тем самым рынок  ценных  бумаг  ограничивает  амплитуду  колебаний  деловой  конъюнктуры,  ослабляя  возможность  возникновения  циклических   кризисов и содействует более сбалансированному росту.
Более того, рыночные колебания процента способствуют переливу  финансовых  ресурсов  из  сфер  предпринимательской деятельности с низкой народнохозяйственной эффективностью в области более высокой эффективности. Все это создает систему внешнего   экономического контроля, корректирующую инвестиционные решения различных субъектов собственности с  учетом объективных для общества приоритетов.
Свободно складывающийся на рынке курс акций обычно  является  важным фактором при определении кредитного рейтинга  акционерного  общества (8). Отклонения   этого   курса   от номинальной  цены  акции   служит своеобразным   барометром  финансового положения и конкурентоспособности эмитента,  сообщая ему об общей реакции на его деятельность. Акционерные компании оказываются таким обзором, в более выгодных условиях управления по сравнению с неакционерными, где глубина обратной  связи, а следовательно и возможности оптимизации планирования ограничены целевой реакцией отдельных товарных рынков.
Очень  важно  обеспечить  согласованное  использование инструментов денежно- кредитного, бюджетного и налогового (рентного) регулирования инвестиций и политики формирования рынка ценных бумаг.  От того, как организовано их взаимодействие, зависят объем денежной массы, ее структура, объем и направление кредитных и финансовых ресурсов в макроэкономике.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить