Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Финансовые рычаги регулирования инвестиций в Украине

Финансовые рычаги регулирования инвестиций в Украине
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Финансовые  рычаги  регулирования инвестиций в  Украине

Достигнуть оптимальной эффективности инвестирования на обозримый период хозяйственным подразделениям трудно. У них нет или почти нет возможности остановить свой выбор на таком варианте инвестиций, который дает наибольшие экономические результаты при наименьших затратах за длительный отрезок времени. Хотя наивысшая эффективность возможна при абсолютно точном расчете и длительном предвидении.
Если, допустим, заранее не известна перспектива, изменения цен, если платежи в бюджет вместо стабильных, твердо установленных размеров ежегодно и даже внутри хозяйственного года пересматриваются, то под угрозой оказываются все расчеты хозяйственников по оптимальному варьированию факторами производства и инвестициями. Вместе с тем длительно действующие стабильные экономические отношения не означают их абсолютную стабильность, то есть неизменность их уровней во времени и в изменяющихся условиях. Они должны определяться в виде ступенчатой кривой, но это определение должно быть установлено заранее и в их исчисления кладется Функциональная связь между переменными нормативами и темпами их изменений в соответствии с изменениями пропорций развития отдельных сфер предпринимательской деятельности, межотраслевых и территориальных связей в народном хозяйстве в целом и по отдельным экономическим районам.
Экономико-математические принципы количественного измерения прогнозируемых изменений базируется на использовании:
а) разности уравнений (применительно к определенным периодам времени);
б) дифференциальных уравнений (для анализа непрерывных изменений соответствующих условий).
Оптимальное сочетание стабильности с одновременной гибкостью, в частности таких экономических нормативов как прибыли, норма амортизации, норматив платежей государству по всем без исключения научно обоснованным формам государственных доходов становится условием стабильного спроса на инвестиционные товары и создает необходимые условия для максимального использования всех инвестиционных ресурсов.
Уровень прибыли, остающейся после взноса платежей в бюджет, должен обеспечить необходимые различным субъектам собственности инвестиции. Можно согласиться, что эксплуатируемый материал природы – земля, моря, недра, леса и так далее – при рациональном употреблении техники и рабочей силы может интенсивней использоваться без большего увеличения инвестиций. Если же последние потребляются на дополнительные вспомогательные приспособления, материалы, то инвестируемые средства увеличиваются непропорционально увеличению эффективности этих вложений. Степень эффективности особенно возрастает по сравнению с небольшими стимулирующими инвестициями в связи с общественным комбинированием производства, более интенсивным использованием основных и оборотных фондов и ростом мастерства, накопляемого рабочими и специалистами.
Следовательно, побуждение к инвестированию находится в прямой зависимости от наличия дохода, величины оставляемой части прибыли различным субъектам собственности. При этом, если и в последующем они не будут получать ожидаемую прибыль от новых инвестиций на уровне, обеспечивающем непрерывное обновление техники, продукции, а также интенсивное использование действующих  производственных фондов, то перестанут развивать инвестиционную деятельность (1). В этой связи целесообразным является освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на инвестиции. Но это должно дополняться индексацией амортизационных отчислений и оборотных средств, политикой ускоренной амортизации (2).
Другим аспектом государственной политики перераспределения чистого дохода выступает состав и структура платежей в бюджет.
Стимулирование инвестиций под воздействием финансовых рычагов может быть достигнуто при изменении форм платежей в бюджет.
Существующий налог на добавленную стоимость к цене товара оказывает существенное влияние на норму прибыли и связывает вложенные в сферу предпринимательской деятельности средства, что ведет к замедлению оборачиваемости средств в народном хозяйстве. При снижении цен на средства путем исключения из них налоговой надбавки происходит накопление. Хотя величина инвестируемых ресурсов остается той же самой, но ее вещественная составная часть в форме основных и оборотных фондов увеличивается. Норма рентабельности и абсолютная величина прибыли возрастает, точно также если бы при прежнем уровне производства были бы произведены добавочные вложения.
Этим явлением объясняется часть ренты. Отсюда следует, что исключение налоговой надбавки никакого ущерба государственному бюджету не принесет, так как произойдет ее  перемещение в рентные платежи.
Но при этом перемещении экономический эффект от инвестиций отразится именно в тех сферах предпринимательской деятельности, где они реально будут осуществлены.
Необходимо иметь в виду, что несмотря на некоторое снижение, действующая у нас ставка налога на добавленную стоимость довольно высокая по сравнению с европейской. Включение налога в высоких размерах в цены новых товаров подрывает стимулы к их освоению и возрастает риск, связанный с инвестированием средств в предпринимательскую деятельность, а также  уменьшаются возможности последующего  снижения цен. Отсюда  следует, что ни в цене старых и ни  в цене новых инвестиционных товаров налог не должен быть высоким. Более того, получение этого налога с «полуоборота» приводит к тому, что на его долю приходится около 2/3 доходов государственного бюджета. Инфляционный по своей сути налог способствует наполняемости доходной части бюджета в зависимости от скорости приращения денежной массы и  фактически в большинстве случаев выполнению функций с оборота. Такая практика вовсе игнорирует экономическую теорию, согласно которой недопустимо механическое перенесение категорий  индивидуального кругооборота на весь общественный кругооборот и оборот. Стоимость инвестиционного товара создается один раз – в производстве, и реализуется она тоже один раз. Поэтому необходимо оставить здесь в стороне  чисто промежуточные торговые операции, так как они являются только посредническими. Ведь стоимость прибавочного продукта не возникает из самой продажи инвестиционного товара, она реализуется посредством продажи (3). И только после такой реализации становится возможным реальное получение налога.
Поскольку объектом налоговой надбавки является дифференциальная рента (4), то входящая в цену товара сверх ренты, она есть элемент, не зависимый от стоимости этого товара. С точки зрения всего общественного кругооборота, чем относительно больше такая надбавка, тем  меньше норма и масса прибыли во всех без исключения сферах предпринимательской деятельности. Если к тому же эта надбавка включается в цены на жизненные средства, то она в любом случае уменьшает прибыль в целом вследствие роста  издержек на заработную плату и реальные доходы трудящихся масс.
Современные рентные платежи, в частности, в нефтеперерабатывающей промышленности практически копируют систему налога с оборота, поскольку исчисляются не в пределах добавочной прибыли пропорционально к величине предоставленных обществом инвестиционных ресурсов и их  изменяющемуся состоянию, а с единицы  измерения потребительской стоимости продукции, то есть приспособлены, как и налог с оборота, поощрять худшее использование  инвестиционных ресурсов и наказывать повышенными платежами их более комплексное и эффективное использование. Почти аналогично построена практика рентных платежей в газовой, асбестовой промышленности и некоторых других сферах предпринимательской деятельности.
Здесь очевидно исчисление рентных платежей независимо от всего комплекса факторов, формирующих величину ренты. Так построенные фиксированные (рентные) платежи ничего общего не имеют с их объектом – рентой, и потому они кое-как выполняют фискальную функцию, но не являются пока действительным экономическим рычагом стимулирования рационального использования инвестиционных ресурсов и создания экономических условий для их воспроизводства.
Чтобы рентные платежи использовались в качестве экономического рычага воздействия на  инвестиционные процессы, современную практику их построения необходимо изменить. В частности, учитывая опыт исчисления платы за недра, ставки рентных платежей в добывающей промышленности можно сделать пропорционально выделенным обществом природным ресурсам в зависимости от научно обоснованной в кадастре экономической оценки соответствующих природных ресурсов с периодическим пересмотром ставок с учетом изменяющихся условий их добычи. При этом оценка должна определить не «стоимость» дара природы, а действительные общественно необходимые вложения инвестиционных ресурсов на воспроизводство того или иного элемента природных ресурсов.
В то же время следует отметить, что рента присуща не только продуктам земли, ее недр, а всем сферам предпринимательской деятельности.
Поэтому можно утверждать, что дифференциальная рента – это добавочная прибыль, существующая в любой  сфере предпринимательской деятельности, действующей в условиях выше средних. Только в земледелии она  упорядочивается, так как имеет под собой такую солидную и относительно прочную основу, как различные степени естественного плодородия разных категорий земли.
При этом должно учитываться все разнообразие условий, порождаемое не только естественными различиями, но и различиями технико-экономического характера, а именно улучшение орудий и машин, рост употребления их, следовательно, рост технического и органического состава производства, степень  его интенсификации. И действительно, даже изменение распределения инвестиционных ресурсов за счет их концентрации является фактором возрастания добавочной прибыли. Уменьшение продолжительности периода оборота позволяет с меньшими инвестиционными ресурсами приводить в движение больший производственный потенциал. Добавочная прибыль особенно возрастает с прогрессом науки и с общественным комбинированием рабочей силы в производстве. В итоге она является одним из экономических выражений роста эффективности всего общественного производства.
В рассматриваемой проблеме ренты задача состоит в настоящее время в том, что и фиксированные платежи заняли одно из первых мест в системе государственных доходов, превратившись вместе с тем в мощное средство, имеющее организующее хозяйственное значение. Для этого сфера рентных платежей должна распространяться на все сферы предпринимательской деятельности. Они должны быть повсюду, где прибыль оказывается выше средней народнохозяйственной прибыли.
В ряде отраслей норма рентабельности сложилась выше народнохозяйственной нормы. Неравномерные технические усовершенствования в различных сферах предпринимательской деятельности, возрастание потребности в капитальных вложениях при относительной ограниченности инвестиционных ресурсов могут постоянно вызывать усиление влияния рентного фактора. В этих условиях изъятие рентными платежами добавочной прибыли по сравнению с отраслевой нормой, не народнохозяйственной, будет оставлять в этих сферах деятельности огромные средства, не являющиеся результатом их усилий. Отсюда, прибыль отраслей с более благоприятными рентными условиями будет, все время повышаться по сравнению со средней нормой и средней народнохозяйственной массой прибыли.
Рентные платежи выступают не как фиксированные в неизменных и навсегда предопределенных размерах, а как результат периодических изменений, вызывающих различную высоту отклонений от средних условий вследствие не одновременности изменений техники, экономики и природных условий. Поэтому нормативы рентных платежей, хотя и стабильны, одновременно должны обладать исключительной гибкостью.
Поиск критериев обособления рентных платежей от части добавочной прибыли, обусловленной усилиями предпринимательской деятельности, возможен по нескольким направлениям. Во-первых, существует разработанная методология экономического анализа влияния всей совокупности факторов на норму и массу прибыли с установлением абсолютного влияния каждого из них (5). Во-вторых, современный экономико-математический и статистический аппарат позволяет изучить и количественно измерить с помощью корреляционного анализа совместное влияние взаимосвязанных факторов (6). С помощью моделей множественности корреляции вполне можно научно обоснованно решить вопросы определения нормативов рентных платежей и доли прибыли, оставляемой различными субъектами собственности.
Таким образом, в рыночной экономике объективно нет места для налога, если его величина представляет собой надбавку сверх средней народнохозяйственной прибыли и ренты. Можно полагать, что налоговая надбавка в современных условиях правомерна в том лишь случае, когда ее объектом является особая рента, покоящаяся на монопольной цене, которая определяется не ценой производства и не стоимостью инвестиционных товаров, а спросом и платежеспособностью покупателей-инвесторов. Отсюда он может включаться лишь в конечные рыночные цены. По мере насыщения рынка такими товарами налог, естественно должен сокращаться, иначе инвестиционные товары не могут быть проданы и не только не реализуют, но и утратят всю стоимость.
При этом и в данном случае следует иметь в виду, что если налог не выражает избыточной стоимости того самого,  инвестиционного товара, составной частью цены которого он временно является, над частью собственной стоимости прибавочного продукта, содержащейся в этом товаре и измеряемой средней нормой прибыли, то все же налог в целом образуется за счет части стоимости прибавочного продукта других товаров.
Иными словами, налог и в этом случае косвенным образом  вызывает перераспределение общественной стоимости прибавочного продукта между различными сферами предпринимательской деятельности. Никакой налог сам по себе не увеличивает дохода общества. Граница самой стоимости прибавочного продукта в масштабе общества остается неизменной. Сумма средней прибыли плюс дифференциальная рента, плюс вышеназванная особая рента, вытекающая из монопольной цены, никогда не может превышать величины стоимости всего общественного прибавочного продукта, частями которой они являются, и которая уже дана до этого разделения. Итак, количественные границы налога четко определены. В эти границы его постепенно, но неукоснительно необходимо вводить посредством развития рентных платежей других научно обоснованных форм государственных доходов, по которым также следует установить стабильные нормативы.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить