Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Стратегическое планирование и прогнозирование

Стратегическое планирование и прогнозирование
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Стратегическое планирование и прогнозирование

Несмотря на высокий инвестиционный потенциал и принимаемые правительством меры по стимулированию его реализации, капиталовложения в Украине неуклонно сокращаются.
Известно, что это обусловлено кризисным состоянием экономики, продолжающейся инфляцией, увеличивающимся риском из-за непредсказуемости роста издержек, уровня спроса и доходов, а также ситуации в целом. До сих пор не разработаны конкретные способы приостановления спада производства и не приняты соответствующие решения.
В условиях крайней ограниченности бюджетных средств, ориентации их в основном на текущие нужды, не заинтересованности отечественных и иностранных инвесторов во вложении капитала в производство необходимо активизировать роль государства в создании благоприятного инвестиционного климата и формировании приоритетов развития экономики.
Требуется такая система государственного регулирования, в которой были бы задействованы экономические рычаги на всех этапах инвестиционного цикла – от получения реальных финансовых средств на развитие приоритетных направлений до выпуска и реализации готовой продукции и услуг, способных успешно выдержать конкуренцию.
В силу специфики Украины механизмы регулирования капиталовложений, характерные для стран с развитой рыночной экономикой, не могут применяться в том же виде. Мировой опыт можно использовать только там, где он способен гармонично вписаться в государственную систему управления инвестиционной деятельностью. Даже в случае полного внедрения присущих развитым странам механизмов налоговой и кредитной политики (наиболее значимых элементов в системе политики капиталовложений), они не обеспечат увеличения выпуска необходимой продукции и снижения издержек производства без учета особенностей украинской экономики.
К важным функциям государственного регулирования относятся прогнозирование и стратегическое планирование, нацеленные на выбор приоритетных отраслей и производств, определения объема выпуска товаров повышенного спроса и формирование необходимых для этого финансовых ресурсов. Все эти направления должны найти отражение в государственной политике. В этой связи представляет интерес опыт ряда развитых стран в области государственного регулирования капиталовложений.
Франция в конце 60-х годов перешла к индикативному планированию. План представляет собой стратегическую программу, не содержащую обязательных объемных показателей в стоимостном и натуральном выражении, а показывающую желаемое направление развития экономики и обеспечивающую координацию всех участников. При разработке стратегии правительство определяет главные приоритеты развития национального хозяйства, которые приобретают статус целевых государственных программ (2).
Первый этап планирования – перспективный анализ. На этом этапе разрабатывается прогноз и определяется долгосрочная перспектива развития на период более пяти лет (тенденции и их возможные изменения).
Второй этап – «стратегическое размышление». Он включает анализ научного потенциала страны, наличия квалифицированной рабочей силы и других ресурсов.
На третьем этапе разработанная стратегия трансформируется совокупность целей, достижение которых планируется в ближайшие 4-5 лет, и определяются средства, позволяющие их достичь. Это могут быть изменения в налоговой политике, коррективы в направлениях научных исследований и так далее.
На четвертом (последнем этапе) намеченные на среднесрочный период цели конкретизируются в виде задач, подлежащих ежегодному выполнению.
Система планирования во Фракции призвана осуществлять взаимодействие частного и государственного секторов на рыночной основе и влиять на экономику путем координации региональных программ по каждой административной единице, где принимают решения о реализации конкретных проектов.
Важным направлением государственной политики в развитых странах является обеспечение условий для кредитования и привлечения средств коммерческих структур. По вопросам реализации государственных инвестиционных кредитов через коммерческие банки показателен опыт Японии, где финансирование промышленности в период послевоенного восстановления зависело в основном от банковских займов.
Правительство максимально использовало средства коммерческих банков для развития производства. Этой же политике следовали и государственные финансовые организации, в том числе Центральный банк и Министерство финансов. Свою задачу они видели в том, чтобы не дать развернуться спекулятивным финансовым операциям и как можно больше снизить цену капитала.
Под воздействием такой политики крупнейшие из коммерческих банков предоставляли относительно дешевые займы промышленности из средств, полученных от Центрального банка по пониженному учетному проценту.
Государство выступало гарантом всех займов. В 1947 году был создан Банк по финансированию восстановления производства в приоритетных отраслях. В результате к моменту проведения шоковой терапии в 1949 году производство в Японии было восстановлено на 80%, а в некоторых отраслях (например, угольной и металлургии) – на 100% (2).
Японское правительство целенаправлено действовало в двух аспектах: с одной стороны, оно использовало пониженную процентную ставку, искусственно повышая при этом норму накопления и перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой – регулировало кредитные ставки, создавая, таким образом,  дефицит ссудного капитала, что позволяло Центральному банку направлять его в сферу тяжелой индустрии и экспортных отраслей.
В рыночной экономике налоговая система тесно взаимодействует с амортизационной политикой, стимулируя методы ускоренной амортизации.
В начале 90-х годов доля амортизации в валовых инвестициях составляла в Японии 50%, ФРГ – 64%, США – 70%.

Безубыточные цены на товары, работы, услуги восстанавливают экономическое равновесие между объектами предпринимательской и  других видов деятельности, что ведет к реальной оценке экономической эффективности вложений в них различных видов инвестиционных средств и позволяет строить экономически обоснованную систему государственного регулирования инвестиционного рынка в стране.
Оптимизация структуры национального дохода и связанных с ней пропорций предлагает создание такого экономического механизма, который не позволял бы неэффективным предприятиям формировать в цене на их товар прибыль, а эффективно работающие предприятия побуждал бы к постоянному снижению затрат на производство товаров. При этом структурные изменения в экономике, включая ее инвестиционный сектор, должны носить постепенный и комплексный характер с тем, чтобы избегать диспропорций, вызываемых неэффективным использованием инвестиционных ресурсов общества и обеспечивать подвижное равновесие. С этой  целью важно, чтобы экономическая координация опиралась на использование механизма цен, образования средней прибыли, налогов,  скидок, субсидий, кредитного механизма и еще комплекса мер как административно-управленческого, так и косвенного характера.
Систему регулирования инвестиционной деятельности в Украине  целесообразно разрабатывать с учетом зарубежного опыта в рамках общей стратегии государственной политики, неотъемлемой частью которой является создание инвестиционных программ. Эти программы ориентируются на приоритетные направления развития конкретных производств по отдельным регионам и отраслям, а также на обеспечение сбалансированности спроса и предложения.
Для достижения поставленных целей государство должно сформировать благоприятные условия, обеспечивающие относительную устойчивость структурных преобразований и их взаимодействие в системе рыночных  механизмов. При этом необходимо   адекватно отобразить те экономические рычаги рыночного механизма, которые определяют функционирование и саморегулирование  инвестиционной деятельности государственного и частного секторов экономики тогда эта деятельность будет представлять процесс принятия решений, уменьшающихся неопределенность состояния системы и тем самым повышающих эффективность  функционирования рыночных механизмов.
Создание такой системы требует решения ряда экономических, организационных и правовых вопросов. Самостоятельной и до конца нерешенной проблемой является разработка методов по процедурам отбора и ранжирования приоритетов как в экономике в целом, так и по отдельным отраслям и производствам в региональном аспекте.
Для выравнивания дисбаланса между спросом и предложением и устранения нарушений производственно-экономических взаимосвязей, вызванных переходом к рынку, необходимо разрабатывать новые методы технико-экономического обоснования выбора приоритетов развития отдельных отраслей и производств. Эти методы не должны противоречить концепции построения рыночной экономики, предусматривающей использование экономических механизмов при формировании инвестиционных средств на развитие приоритетных направлений.
Государство через целевые программы, налоговые льготы для  развития приоритетных отраслей и через фискальные инструменты, ограничивающие развитие других отраслей может осуществить сбалансированность спроса и предложения инвестиционного товара.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить