Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Инвестиционное управление на макроэкономическом уровне

Инвестиционное управление на макроэкономическом уровне
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Инвестиционное управление на макроэкономическом уровне

Государство всегда выступает основным инициатором крупных инвестиций бюджетных средств в науку, культуру, экологию, которые также производительны и должны иметь денежную оценку своего социально-экономического эффекта. Если в начале нашего столетия необходимость в денежных критериях не стояла так остро, так как новинки науки и техники повышали производительность труда на 5 20%, то в настоящее время производительность труда благодаря науке повышается в два, а нередко и в десять раз (1). При чем речь идет не только об экономических результатах естественно-технических наук.
Мировая практика, например, показывает, что перестройка организации производства на основе экономического анализа, экономического прогнозирования и экспертных оценок, финансово-экономического регулирования, совершенствования экономического управления и маркетинга значительно повышает доходность производства при той же технической оснащенности. Нахождение с помощью экономических расчетов оптимальной схемы размещения комплексных промышленных узлов нередко дает от 80 до 150% экономии общественных ресурсов (1).
Далеко не всякая новейшая машина или технологический процесс могут обеспечить аналогичный эффект в макромасштабе. Вполне очевидно, что экономические выгоды от вложений инвестиционных средств в интеллектуальную сферу производства разнообразны: здесь и рост спроса на научное оборудование, и динамичное развитие новых производств и современных видов продукции, появляющихся благодаря внедрению научно-технических достижений.
Поэтому на современном историческом этапе объем научно-исследовательских работ в мире удваивается с каждым десятилетием, в то время как остальные отрасли общественного производства развиваются в четыре раза медленнее.
За счет научных нововведений в развитых странах мира (США, Японии и других) достигается в основном производительность труда. У нас же до недавнего времени рост производительности труда обеспечивался только отчасти за счет научно-технического прогресса, в остальной части – за счет продолжавшегося увеличения инвестиций в создание новых производственных основных и оборотных фондов. А начиная с 1981 года, уровень прироста производительности общественного труда стал снижаться, что в определенной мере было обусловлено недооценкой результатов сферы интеллектуального труда.
Аналогичное положение складывается с оценкой производительного характера инвестиций в такой объект инвестирования как сфера экономического управления. Несомненно, абсолютный и относительный рост занятых в управлении – это глубоко противоречивый процесс.
С одной стороны, этот процесс обусловлен чрезвычайным усложнением самой системы современной экономики и вызван углублением ее общественно-комбинированного характера. С другой стороны, он отражает конкуренцию между отраслями, сферами и отдельными производствами.
Не подлежит сомнению тот факт, что высокой организации производства и ее эффективности страны с развитыми рыночными структурами достигли за счет совершенствования системы экономического управления. В настоящее время 20% инвестиций используется на создание системы управления корпорациями и входящими в них предприятиями.
Если смотреть не назад, на эпоху низкой степени общественно-комбинированного труда и преобладания административных методов управления, а вперед, когда перед хозяйственным руководством встали серьезные проблемы дальнейшего обобществления труда, интенсификации производства и его эффективности в условиях чрезвычайно большого ускорения научно-технической динамики процесса воспроизводства, то задача в отношении экономического аппарата состоит не в умалении его функций и механическом сокращении, а в совершенствовании. Конечно его численность, может сокращаться, но это должно достигаться путем широкого применения операционных исследований, экономической кибернетики, математики и электронно-вычислительной техники. Но для этого необходимы крупные инвестиции в данный инвестиционный объект, которые для наших отраслевых и территориальных органов управления должны составлять не менее 10% от их общей суммы капиталовложений. Кроме того, для обеспечения системы управления равновесным развитием экономики со стороны государства чрезвычайно важное значение приобретает денежное определение результатов этой сферы применительно к условиям его приложения.
Производительный результат вложений инвестиционных средств в сферу научного, управленческого труда, на природоохранные мероприятия, непосредственно геологоразведочного труда безусловно требует полного отражения этих вложений в ценах товарной продукции. Неполный учет их в ценах на сырье, топливо, тарифы на энергию некоторые экономисты пытаются объяснить тем, что это неприемлемо с народнохозяйственных позиций, потому, что произойдет цепная реакция общего повышения цен, включая повышение розничных цен на предметы потребления. Однако искусственное занижение цен ставит одни отрасли, сферы деятельности и отдельные производства в привилегированное положение за счет других. При таком положении действительно подрываются всякие основы системы рыночных отношений.
Монополизированная экономика Украины не может конкурировать с индустриально развитыми странами и вписаться в равновесные микрохозяйственные связи без ориентации на формирование фактических затрат на производство единицы национального продукта на оптимальном уровне, постоянно приближающимся к мировому уровню. Любая стратегия, рассчитываемая на повышение эффективности существующих структур путем лишь децентрализации государственного сектора, отказ от централизованных методов управления, либерализация цен в сочетании с широкомасштабной приватизацией государственной собственности, разрыв хозяйственных связей в сверхмоно-полизированной экономике лишь усугубляет спад общественного производства и не способствует повышению саморегулирующих возможностей механизмов рыночной экономики. Интеграция в мировую экономику делает объективно необходимым и управляемым процесс вывода из экономики Украины устаревших мощностей, закрытия старых нерентабельных предприятий государственного сектора, функционирование которых не соответствует общественно необходимым затратам.
Одним из определяющих показателей уровня благосостояния государства являются объем и структура инвестиций в национальную экономику. Руководствуясь этим критерием, Украину трудно отнести к развитым странам. Само понятие инвестиционной деятельности было впервые законодательно определено только в 1991 году. За пять лет была выпущена масса документов, в которых отражались многие аспекты инвестиционной деятельности.
Необходимость определения и учета реальной величины общественных затрат на производство инвестиционных товаров в целом обусловлено ориентацией системы государственного регулирования на пропорциональное распределение инвестиционных ресурсов по различным сферам экономики, обеспечивающее регулирование отраслевой и территориальной структуры производства как с точки зрения полноты удовлетворения общественной потребности, так и в целях достижения при этом оптимальной эффективности. В этих условиях становится объективно необходимым нормирование инвестиционных издержек государства и соответствующего эффекта от них, без чего эффективные товарно-денежные взаимоотношения между всеми участниками инвестиционных отношений не могут быть полными и подлинными.
Отсутствие подобных нормативов, или недостаточное научное обоснование их величины неизбежно ведет к получению государством-инвестором меньшего эффекта, чем возможно и необходимо. Неполное отражение государственных инвестиций, на воспроизводство рабочей силы в совокупных издержках производства  и в стоимостной величине общественного продукта и национального богатства искажает и относительную величину стоимости прибавочного продукта общества, которая выявляет в конечном итоге народнохозяйственную эффективность.
Смещение затрат и результатов из-за заниженного уровня издержек при правильно рассчитанной средней народнохозяйственной прибыли находит свое концентрированное выражение в налогах. В существующем виде они не выступают как нормальная форма созданной и реализованной стоимости прибавочного продукта, так как в его величине отражается часть неучтенных государственных издержек в ценах на сырье, топливо и материалы. Их полный учет и возмещение через цены на сельскохозяйственную продукцию и оплату затрат геологоразведочным организациям в значительной мере избавит наш государственный бюджет от несвойственных ему функций мобилизации средств на финансирование организаций и предприятий сферы материального производства.
С другой стороны, за счет некоторого повышения цен на сырье, топливо, тарифов на энергию и транспортные услуги государство покрывает свои расходы, связанные с инвестициями в общественное воспроизводство. Оно возмещает и неокупаемые сразу издержки. Если цена на отдельные товары оказывается ниже стоимости, то на другие товары они превышают стоимость. Но при любых отклонениях некоторых цен от стоимости сумма цен всех товаров не может быть выше или ниже общественной стоимости. Это не только доказано экономической наукой. Практика убеждает, что в противном случае определенная часть совокупного общественного продукта по стоимости и в натурально-вещественной форме не может быть реализована и воспроизведена. Возмещение всех частей общественной стоимости, то есть общественно необходимых затрат труда, следовательно неизбежно происходит.
Всякие отклонения в издержках и ценах в доходах и расходах государства балансируются в целом с помощью косвенных налогов, а также и кредитной эмиссии. А это породило громадное нарушение в соотношении стоимостей и цен: одни цены резко отклонились вверх от стоимости, а другие – вниз от стоимости. Эти отклонения стали главным препятствием в оценке отдельных элементов баланса народного хозяйства и, в частности, в определении доли фонда накопления и потребления в национальном доходе, отраслевой структуры общественного продукта и национального дохода и других экономических пропорций. Поэтому максимально полное и реальное отражение в издержках производства затрат на сырье, материалы, топливо и транспортные услуги имеет немаловажное значение и для решения целого ряда проблем налаживания механизма управления инвестиционными отношениями.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить