Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Общая характеристика финансовой системы Японии

Общая характеристика финансовой системы Японии
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Общая характеристика финансовой системы Японии

Япония является конституционной монархией, номинально главой государства является император.
Премьер-министр страны представляет исполнительную власть государства.
Законодательная власть представлена парламентом, который состоит из двух палат: верхняя палата – Палата советников, нижняя палата – Палата представителей.
Япония является унитарным государством. Этим определяется структура финансовой системы:
государственные и муниципальные финансы;
финансы предприятий (организаций).
В составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяется:
бюджетная система, состоящая из государственного бюджета и местных бюджетов; специальных фондов правительства;
государственный и муниципальный кредит.
В составе сферы финансов предприятий (организаций):
финансы государственных предприятий;
финансы смешанных предприятий;
финансы частных предприятий.
Доля государственных расходов в ВВП относительно невелика – в 1991 г. 9,3 %. Рост продолжался до 2000 г., когда этот показатель составил 25 %.
Бюджетная система представлена государственным бюджетом, местными бюджетами, специальными фондами правительства.
Государственный бюджет играет важнейшую роль в бюджетной системе. Принято выделять:
генеральный (общий) счет центрального правительства,
госпрограмму займов и инвестиций («второй бюджет»)
специальные счета,
бюджеты публичных корпораций.
Генеральный счет – или счет центрального правительства, это основной источник покрытия госрасходов.
Госпрограмма займов и инвестиций – смета, которая аккумулирует средства правительства из разных доверительных (трастовых) фондов (пенсионные, страховые и др.).
Специальные счета утверждаются в соответствии со специальными законами. Выделяют такие их виды:
1. специальные счета для государственных учреждений;
2. специальные счета для всех видов страхования и пенсионного обеспечения;
3. специальные счета управления государственными образовательными учреждениями, больницами;
4. специальные счета государственных инвестиций и займов.
Доходы и расходы государственного бюджета группируются по разделам, статьям, параграфам.
Доходы формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Отметим, что в Японии по сравнению с другими странами высока доля неналоговых поступлений:
арендная плата;
продажа земельных участков, иной недвижимости;
доходы от лотерей;
остаток фондов от предыдущего года.
Средства, аккумулированные на счете центрального правительства, идут на финансирование экономических, социальных нужд, на оборону, целевые перечисления местным бюджетам, а также на выплату процентов по государственному долгу.
Япония  строго придерживалась принципа бездефицитного бюджета, начиная с 1949 г, когда бюджетная реформа покончила с первым послевоенным бюджетным кризисом. В 1965 г. страна отказалась от политики бездефицитного бюджета. Особенно дефицит бюджета начал расти после того, как в 1975 г. был принят закон, разрешивший министерству финансов в пределах года финансировать выпуском облигаций кассовый разрыв между текущими расходами бюджета и налоговыми поступлениями.
В 1985-1986 гг. для сокращения долгового бремени правительство прибегло к приватизации крупных государственных предприятий. Долговое финансирование расходов по общему счету снизилось до 8-9 %. Но в после того, как в 1990 г. лопнул «мыльный пузырь» на рынках акций и недвижимости, наступила полоса стагнации.
В 2001-2002 г. за счет эмиссии новых облигаций финансировалось 40,3 % общего счета бюджета, на обслуживание долга шло 20,8 % расходной части. Почти столько же было потрачено на социальное страхование.
Накопленный долг превышает размер ВВП.
Финансовый год длится с 1 апреля по 31 марта.
Местные бюджеты в Японии представлены бюджетами префектур (47), бюджетами более 3 тыс. городов и прочих населенных пунктов (поселки, районы), в целом их именуют бюджетами муниципалитетов. На их долю приходится до половины финансовых ресурсов государства.
Доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Местные налоговые доходы составляют меньше 50 %. Еще одна часть  поступлений – отчисления от государственных налогов – составляет около 17 % доходной части.
Часть доходов формируется за счет субсидий из государственного бюджета. В Японии практически отсутствуют нецелевые перечисления, основной статьей среди них являются дотации государства на проведение общенациональных мероприятий.
Местные бюджеты сводятся без дефицита. В системе местных бюджетов тоже имеются специальные счета для муниципальных предприятий.
В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов.
К этим фондам относятся экономические фонды, социальные фонды, кредитные фонды и др.
В составе социальных фондов важнейшая нагрузка лежит на таких фондах:
Фонд национальных пенсий;
Фонд страхования здоровья;
Фонд страхования от производственного травматизма;
Фонд страхования от безработицы.
Пенсионные фонды наемных работников частного сектора формируются за счет трех источников:
взносов самих работников;
взносов работодателей;
средств государства.
Взносы работников и работодателей одинаковы, ставки равняются 7 %.
Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений образуются за счет также трех источников:
средств обществ взаимопомощи, создаваемых по месту работы;
средств самих предприятий;
дотаций государства.  
В целом в пенсионные фонды направляется 51 % расходов на социальное обеспечение. Это наибольший удельный вес среди всех развитых стран.
Еще 39 % подобных расходов направляется в Фонд страхования здоровья (от болезней), это также наибольший показатель.
Фонд страхования от безработицы формируется за счет взносов работников, работодателей и доплат государства. Средства предназначены для выплаты пособий по безработице, а также на меры по стабилизации занятости, оказание помощи людям, потерявшим работу, в приобретении новой специальности (повышении квалификации).
Фонд страхования здоровья предназначен для покрытия расходов на медицинское обслуживание, модернизацию медицинских учреждений (прежде всего приобретение нового качественного оборудования), повышение квалификации врачей, медсестер.
Важнейшим экономическим фондом правительства Японии является инвестиционный бюджет. Средства этого фонда предназначены для капиталовложений государства, а также на займы соответствующего назначения местным органам власти и государственным корпорациям.
Существуют также фонды кредитного назначения:
Фонды финансовых корпораций;
Фонды специальных банков;
Японский банк развития;
Экспортно-импортный банк.
Бюджеты публичных корпораций – это бюджеты коммерческих экономических организаций, тоже подлежат утверждению парламентом.
В государственный сектор экономики Японии входит:
система подрядных работ и закупок на бюджетные средства, в которой государство выступает как рыночный агент,
предпринимательский сектор, где государство является полным или частичным собственником.
На уровне муниципалитетов действуют унитарные предприятия (водоснабжение и канализация). Унитарные предприятия входят в административную систему, их счета находятся в соответствующих бюджетах на центральном и местном уровнях.
К сектору публичных корпораций в настоящее время  относятся финансовые учреждения:
Японский банк развития,
корпорации финансирования мелких предприятий,
Корпорация жилищного кредита,
Банк международного сотрудничества,
Кроме финансовых учреждений можно назвать ряд нефинансовых предприятий:
Корпорация строительства железных дорог,
Корпорация скоростных автомобильных дорог,
международные аэропорты.
В этом же звене государственных финансов существуют некоммерческие учреждения:
лаборатории, институты, занятые фундаментальными и гуманитарными исследованиями;
японский фонд экономического сотрудничества;
центр научно-технической информации;
фонд поддержки искусств;
японский фонд культурного обмена.
Большое количество предприятий действует на уровне местных образований, эти предприятия также считаются государственными. Государственные предприятия заняты водо-, тепло-, газоснабжением. Предприятия, занятые в жилищном секторе, портовой инфраструктуре, платные автомобильные дороги, существуют в форме акционерных и паевых компаний.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить