Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... «Взаимосвязь затраты - объем-прибыль» оперативного анализа и управления на предприятии

«Взаимосвязь затраты - объем-прибыль» оперативного анализа и управления на предприятии
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

«Взаимосвязь затраты - объем-прибыль» оперативного анализа и управления на предприятии

Этот блок имеет название «CVP-анализ», от английского термина «Cost-Volume-Profit анализ», т.е. общий анализ затрат, объема реализации и прибыли. Данное название носит условный характер, так как полный спектр работ в составе этого блока не исчерпывается анализом, а припускает широкий комплекс деятельности экономистов предприятия по управлению затратами и целевым планированием прибыли.
Среди всех экономических показателей на предприятии главная роль принадлежит прибыли. Это связано с тем, что в ней концентрируется эффект всей хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, прибыль представляет собой основной собственный внутренний финансовый источник, который обеспечивает развитие производственного предприятия на принципах самофинансирования.
Ключевыми элементами анализа соотношения «затраты – объем – прибыль » выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности (рис 1)
Основная цель этого вида анализа (который еще по обыкновению в отечественный и зарубежной литературе характеризуют как анализ безубыточности) - установить, что происходит с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности, объема производства, затрат будет изменяться. Эта информация имеет исключительное значение для руководства предприятия, так как знание зависимости между такими факторами, как совокупный доход от продажи, совокупные затраты, прибыль, реализация продукции, при котором прибыль будет максимальной, или уровень, при котором не будет ни прибыли, ни ущерба (т.е. точка безубыточности).
Преимущество этой методики состоит в том, что анализ можно сделать как за квартал, так и за полугодие, а также по результатам деятельности за год.
Анализ взаимосвязи затраты – объем - прибыль был проведен на исследуемом предприятии ВАТ «Быттехника».
Производственная структура ВАТ "Быттехника" носит предметно-технологический характер. На сегодня ВАТ "Биттехника" предоставляет свою продукцию на таких рынках как: Рынок спецавтоматики и спецтехники (основная специализация); Рынок товаров народнохозяйственного назначения; Рынок товаров промышленного назначения;
В таблице 1 Анализ общей оценки состояния имущества проведенного на предприятии «Биттехника» показал, что на конец года стоимость имущества в распоряжении предприятия составляла 7882 тыс.грн, т.е. за отчетный период имущество предприятия увеличилось на 3210 тыс.грн за счет увеличения основных и оборотных средств.
В общей стоимости имущества, которое находится в распоряжении предприятия, 64,42% представляют основные средства и необоротные активы, которые увеличились на конец отчетного периода на 2963 тыс.грн. Оборотные активы увеличились на 227 тыс.грн, но в общей стоимости имущества, причем материальные активы на конец отчетного периода увеличились на 258 тыс.грн, а доля дебиторской задолженности уменьшилась на 2,2%, что положительно влияет на финансовое состояние предприятия.
Общая оценка состояния имущества показана на диаграмме (рис 3). Из которой видно, что основные средства и необоротные активы составляют 64,62 % от общего имущества предприятия, оборотные активы 34,50 %, а остаток 0,89% представляют расхода будущих периодов.
Дальнейший анализ прибыли предприятия в таблице 2 показывает, что максимальную абсолютную сумму приходится на прибыль от реализации продукции (валовая), за отчетный период прибыль возросла на 130 тыс. грн. Прибыль до налогообложения также возросла на 105 тыс. грн. в результате чистая прибыль в отчетном году составляет 80 тыс. грн.
Анализ прибыли от реализации проведен в таблице 3. По данным этой таблицы план от прибыли перевыполнен на 190 тыс.грн (390-200). Отклонение фактической прибыли от плановой произошло в результате изменений объемов реализации, себестоимости, структуры и ассортимента продукции, а также оптовых цен на продукцию.
Анализ рентабельности производства в таблице 4 показал, что уровень рентабельности за отчетный период увеличился на 1,17 процентного пункта (5,62 - 4,45).
За счет увеличения длительности оборотных средств уровень рентабельности уменьшился на 18,41 пункта. Следовательно необходимо провести мероприятия для повышения уровня рентабельности предприятия. Для этого на предприятии необходимо провести анализ взаимосвязи «затртат-объем-прибыль» для выявления факторов увеличения прибыли.
Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль», как уже отмечалось выше, на практике называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют «критической» или «мертвой», или точкой «равновесия». Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, аналитический и маржинального дохода. Вычисление точки безубыточности является важным элементом анализа, поэтому необходимо правильно отобразить элементы анализа (рис 2). После этого определяется точка безубыточности.
Рисунок 4 точно определяет точку безубыточности при объеме производства и реализации в 527 ед. - эта точка показывает прибыль и убыток при определенных затратах.
На рисунке 5 четко видно как измениться прибыль в случае изменения объемов производства и реализации продукции. Т.е. предприятие будет иметь убыток если объем реализации снизится ниже 527 ед. и наоборот предприятие получит доход от продажи выше чем 527 ед. и сможет не только возместить собственные затраты но и с увеличением объемов продаж увеличивать чистую прибыль.
Чтобы выяснить, как влияет на прибыль изменение объемов продаж рассчитывается запас прочности. Маржинальный запас прочности — это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации.
Рассчитанный запас прочности ВАТ «Быттехника» составил 47,4%. Чем выше маржинальный запас прочности (рис 6) тем лучше для предприятия.
Маржинальный запас прочности, равный 47,4% показывает силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, уменьшение конкурентоспособности). Увеличение запаса прочности от полученного коэффициента 47,4, предприятие будет получать прибыль, если уменьшение от 47,4 то окажется в убытке.
Увеличение прибыли достигается, прежде всего, за счет увеличения производства и соответственно выручки от реализации продукции и снижение ее себестоимости.
Выручка от реализации продукции, в свою очередь, зависит от качества изготовленной продукции, ее состава (ассортимента, номенклатуры) и цен, которые сложились на рынке.
Чтобы постоянно обеспечивать рост прибыли, надо искать неиспользованные возможности его увеличения, т.е. резервы роста. Резерв - это количественная величина.
Проведенный анализ выявил ряд резервов, которые позволили предприятию увеличить прибыль. В первую очередь резервы выявляются на стадиях планирования и непосредственного производства продукции и ее реализации. Определение резервов увеличения прибыли базируется на научно обоснованной методике разработки мероприятий и их мобилизации.
Первым резервом увеличения прибыли является увеличение объема производства. Резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (таблица 5) составил 16,95 тыс.грн.
Другим важным направлением поиска резервов увеличения прибыли является снижения затрат на производство и реализацию продукции.
Для поиска и подсчета резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости анализируют отчетные данные относительно затрат на производство по калькуляции, пользуясь методом сравнения фактического уровня затрат с прогрессивными научно обоснованными нормами и нормативами по видам затрат (сырья и материалов, топливо-энергетических ресурсов), нормы использования производственных мощностей, оборудования, нормы непрямых материальных затрат, капитальных вложений и т.п..
Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости реализованной продукции (таблица 6) составил 24,77 тыс.грн.
Резервы увеличения прибыли за счет повышения качества продукции изделия “Стиральные машины” показан в таблице 7.
В связи с увеличением удельного веса продукции первого сорта до 60%, второго - до 40%, снижением выпуска изделий третьего сорта средняя цена реализации изделия возрастет на 27,2 тыс.грн.
Такой несложный, но в тот же время информативный инструмент, как анализ безубыточности, разрешит принимать решение сразу в нескольких сферах деятельности предприятия.
Во-первых, четкое планирование производства, в том числе оптимизацию расходов производства по видам продукции и подразделам. Зная где, когда и в каких объемах тратятся ресурсы предприятия, управленческий аппарат может оптимально распределять эти ресурсы и максимизировать их отдачу.
Во-вторых, достоверный прогноз уровня расходов на производство, ценовой ситуации на рынке и прибыли предприятия. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. А служба снабжения предприятия на основе этих прогнозов обеспечивает бесперебойную поставку материалов, сырья и комплектующих.
В-третьих, оценка деятельности каждого подраздела предприятия с финансовой точки зрения. Предприятию нет необходимости развивать убыточные и нерентабельные производства. Своевременно избавившись от них, оно получает дополнительные ресурсы для развития других, успешных направлений.
В-четвертых, аргументированное принятие решения по расширению диапазона товаров, которые выпускают, или оказываемых услуг, например, за счет выпуска новых марок товаров, диверсификации деятельности, проникновение на новые рынки.
В-пятых, четкое планирование маркетинга. Анализ безубыточности помогает решить, насколько целесообразное увеличение доли средств, которые инвестируются у продвижение товара на рынок; как это отразится на общих накладных расходах и увеличении минимального объема производства для достижения точки безубыточности.
Можно быть уверенными, что на предприятии, где анализ безубыточности становится регулярно применяемым механизмом в оперативном и стратегическом управлении, такие проблемы, как убыточность производства, перепроизводство продукции или неконтролируемый рост расходов, не возникнут.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить