Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Опыт внешнеэкономической деятельности в Магаданской области

Опыт внешнеэкономической деятельности в Магаданской области
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Опыт внешнеэкономической деятельности в Магаданской области

Магаданская область обладает  значительным экономическим потенциалом и играет заметную роль в экономике Северо-восточного региона. Развитие внешнеэкономической деятельности в области обусловлено следующими обстоятельствами:
образованием мирового рынка;
необходимостью внешней торговли из-за  неразвитости отдельных отраслей в регионе;
возникновением тенденции к расширению производства, тогда как емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособностью населения;
региональными, климатическими и транспортными ограничениями.
Зарубежные компании обращают  свое внимание на новый для них российский рынок, хотя и не имеют здесь привычных способов ориентации на надежность потенциальных партнеров и клиентов. По мере того, как экономика России становится более открытой, внешнеэкономическая деятельность в регионе играет все более значимую роль. Этот принцип открытости очень важен сегодня, в  условиях отсутствия у правительства России четкой региональной политики, особенно для таких областей, как Магаданская, которая занимает в силу своего ресурсного потенциала значительное положение в экономике всей страны.  Решение поставленной задачи перехода Российского общества к устойчивому развитию возможно  при условии предоставления регионам большей экономической и политической самостоятельности,   поддержания жизнеобеспеченности территории.
За последние годы в области значительно активизировалась  внешнеэкономическая деятельность, развиваются сферы экспортно-импортных отношений, растет число совместных предприятий, положительными аспектами деятельности которых являются создание новых рабочих мест, привлечение иностранного капитала, эффективное использование природных ресурсов, обеспечение населения качественными продуктами питания.
В 1993 г. в  Магаданской области 102 предприятия осуществляли внешнеэкономическую деятельность, 44 совместных предприятия производили продукцию, оказывали услуги и выполняли операции по экспорту и импорту товаров. Экспортно-импортными  операциями занимались в основном  предприятия негосударственного сектора экономики - 77 % от общего количества предприятий, выходящих на внешний рынок.
В 1994 г. резко снизился объем экспортных операций , в составе которого по прежнему доминировала рыбопродукция - 37 %, а среди стран-потребителей экспортной продукции главенствующую роль заняла Япония - 72 % объема экспорта.
Ассортимент  импортных товаров резко увеличился  и основная доля стала приходиться на запчасти, оборудование, технику. Внешнеторговый оборот составил  около 74 млн. долл. В  1995 г. произошло увеличение экспортных поставок почти в 3,5  раза по сравнению с 1994г. В географической структуре экспорта в 1995 г. основная доля приходилась на страны:  США - 35 %, Япония - 34 %, Корея - 26 %, Китай - 2 % [10].   
В 1996 г. число совместных предприятий выросло до 70. В лице иностранных партнеров  по совместному предпринимательству представлены фирмы  США, Китая, Японии, Южной Кореи, Германии, Польши, Болгарии, Канады, Румынии, Турции, Великобритании, Сингапура, Кипра, Гонконга и др., однако внешнеторговый оборот  совместных предприятий в этом году   сократился в три раза по  сравнению с предыдущим годом. Наметилась также отрицательная тенденция преобладания импорта над экспортом и отрицательного сальдо внешней торговли в размере 87 тыс. долл.
Одним из мотивов, побуждающих предприятия  к выходу на внешний рынок, является  желание  иметь валюту, поэтому предприятия стремятся активизировать внешнеэкономическую деятельность. В 1996 г. на текущие валютные счета  предприятий поступило 85 млн. долл., что  на  39 %  больше, чем в 1995 г. Выручка от экспорта составила 8 млн. долл., что в 1,3  раза выше уровня прошлого года.
Полученные финансовые кредиты равнялись 38 млн. долл., 83 % которых приходились на предприятия цветной металлургии.
За 1996 г. на предприятия области поступило 112 млн. долл. иностранных  инвестиций, основная доля (99,9%) которых вложена в цветную металлургию, что в 37 раз превысило объемы иностранных инвестиций   предыдущего года.
Наибольшая часть иностранного капитала поступила из США  - 107 млн. долл [11].  Это свидетельствует о  высоком уровне интереса иностранных инвесторов к размещению своих капиталов в  экономику области. Ряд зарубежных стран предлагают различные программы сотрудничества в области научных исследований, золотодобывающей и рыбной промышленности.
В области внешнеэкономической деятельности  региона  необходимо также отметить рост внешнеторгового оборота со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) , ставшими наиболее динамичной частью мирового хозяйства и демонстрирующих высокие  темпы экономического роста. В настоящее время страны АТР являются единственной  территорией, с которым Россия и Магаданская область  в ее составе стабильно увеличивает объем торговли.
Несмотря на расширение внешнеэкономических операций, в целом это направление в области  остается пока недостаточно эффективным. Отрицательность сальдо внешнеторгового оборота привела к тому, что за рубеж вывозятся, в основном, сырьевые ресурсы, а вывозятся товары народного потребления.
Тенденция сырьевой направленности экспорта делает экономику области зависимой от конъюнктуры мирового рынка. Из-за низкого уровня развития производственной базы в области отсутствует  тенденция  закупки передовых идей и технологий, позволяющих модернизировать материально-техническую базу существующих и создание новых производств.
Наиболее широко в Магаданской области развиваются  российско-американские экономические связи с ближайшими штатами США и, особенно, со штатом Аляска.  Велико взаимное влияние экономик Магаданской области и штата Аляска, обусловленное  геополитическим положением этих регионов  различных стран: удаленностью от центров стран, самостоятельностью в определении стратегии развития, ориентацией экономики на ограниченное  количество отраслей хозяйствования - горно-добывающую и рыбную промышленности. В совместную деятельность вовлечены большие группы специалистов в области добычи ресурсов и их переработки, работники сфер науки и образования.  Предприятия Магаданской области приобретают богатый опыт работы с иностранными партнерами по различным направлениям деятельности, таким, как:
добыча полезных ископаемых и приобретение необходимого оборудования для эксплуатации месторождений;
вылов и переработка морепродуктов, а также совместное использование рыболовецких судов;
создание товарно-сбытовых систем продуктов, товаров народного потребления и техники производственного  назначения;
организация совместных транспортных систем и средств связи.
Серьезной проблемой сегодня является формирование и развитие коммуникационных связей между сотрудничающими  группами из разных стран.
В результате многолетнего барьера между нашими странами возникли и существуют четыре основных типа противоречий: политические, законодательные, социокультурные и экономические.
Политические составляющие ограничений международных интеграционных процессов - наиболее чувствительный фактор, от которого зависят процессы финансирования текущих и перспективных программ. Например, резко изменилась инвестиционная политика зарубежных инвесторов в российскую экономику накануне президентских выборов.
В области законодательной базы несовершенство ряда законов накладывает  серьезные трудности на взаимодействие бизнес-партнеров. Так, высокий уровень налогов ограничивает использование иностранных инвестиций в производстве.
Основным препятствием культурного общения является языковой барьер, который наряду с другими этическими различиями в области бизнеса вызывает проблемы  в области международного бизнеса.
Наконец, к экономическим противоречиям можно отнести отличия в методах хозяйствования:  бухгалтерском учете и системе ведения финансов, а также  методах организации экономической деятельности и  ее управления.
В России и США существуют различные парадигмы бизнеса, то есть каждая страна имеет   свое представление по этому вопросу, что оказывает негативное влияние на существование международного бизнеса. В этих условиях важным фактором для достижения успеха в развитии региона на базе взаимодействия с различными странами является  изучение потенциальных партнеров. Исходя из требований к образу руководителя XXI в., которые должны быть заложены в образовательные программы уже сегодня, задача снижения вышеуказанных противоречий может быть решена через систему бизнес-образования.
Каждая страна имеет свое представление о бизнесе, кроме того, различается само трактование понятия “партнерство”. Наши российские  партнеры терпеливы, готовы в любом бизнесе идти до конца, независимо от степени риска. Вместе с тем зарубежные предприниматели находятся в более выгодных условиях. Например, в США  государство оплачивает национальным компаниям политические риски. Также японские и корейские инвесторы получают поддержку своих правительств при ведении инвестиционной деятельности в РФ. Российским  бизнесменам  никто не платит за риски. И все же, несмотря на  указанные проблемы, международное сотрудничество в регионе продолжает развиваться.
Вопросы развития внешнеэкономической деятельности Магаданской области  обсуждались в ходе встреч международной комиссии Гора - Черномырдина по развитию американо-российских деловых связей, проходивших в марте 1996 г. в г. Анкоридже, штат Аляска.  В ходе работы комиссии были  разработаны основные направления сотрудничества в таких сферах деятельности, как горно-добывающая, лесная промышленность, транспорт, сельское хозяйство, рыбная, пищевая промышленность, энергетика и экология, торговля, телекоммуникации.  В частности, были внесены следующие предложения:
по горно-добывающей промышленности:  использование Российского Дальнего Востока (РДВ) в качестве показательного региона для демонстрации эффективности центров сбыта техники и технологии;  поставка запчастей для американских и российских компаний, а также проведение гарантийного обслуживания таких компаний; внедрение новых технологий и услуг в данной отрасли; аренда новой уникальной техники; подготовка управленческих, торговых и инженерных кадров;
по лесной промышленности и лесопереработке: снижение рисков и негативных влияний посредством государственной поддержки этой отрасли, в том числе предоставлением отсрочек бюджетных платежей; создание российско-американских совместных предприятий;
по транспорту: развитие транспортный  инфраструктуры  для сельских регионов Дальнего Востока, усовершенствование системы железнодорожного транспорта; создание СЭЗ (зон - “инкубаторов”)   для административной и оперативной поддержки российских  и американских компаний;
по сельскому хозяйству и рыбной промышленности:  строительство рыборазводных лососевых заводов, в первую очередь для воспроизводства ценных видов рыб; развитие связанной с  этим инфраструктуры; структурная модернизация рыбодобывающих и рыбообрабатывающих мощностей на  судах и на береговых предприятиях;
по пищевой промышленности:  стандартизация и сертификация товаров для улучшения торгового обмена в обеих странах; развитие на этой основе системы розничной и оптовой торговли; обмен технологиями в пищевой промышленности.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить