Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Конкуренция

Конкуренция
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Конкуренция

В настоящее время наряду с монополиями-гигантами в конкурентную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы, что является результатом интернационализации  хозяйственной жизни. Свободная конкуренция обеспечивает эффективное использование ресурсов, стимулирует  инновационные процессы  и появление новой высококачественной продукции. Конкуренция и рынок выступают стимуляторами  обновления продукции  и технологии, повышения качества, а также средством постоянного контроля за движением издержек производства.
Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: быстрого обновление ее форм и методов, усиления поиска новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особый динамизм конкуренции придает научно-технический прогресс. Использование  новейших разработок  открывает фирмам возможности для обновления товарной  номенклатуры, для оперативного реагирования на изменение рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам товаров.
Существует два вида конкуренции - ценовая и неценовая.  Ценовая конкуренция-  вид конкурентной борьбы, которая ведется по поводу и с помощью повышения цен. Ценовую конкуренцию может начать лидер или доминирующее предприятие в данной отрасли в целях избавления от конкурентов  либо более мелкое предприятие с тем, чтобы получить шанс выжить в конкуренции с другими производителями.
Для ведения успешной ценовой конкуренции необходимо обладать реальными возможностями снижения издержек производства, что достигается постоянной рационализацией и совершенствованием издержек производства. Технология проведения ценовой конкуренции  довольно проста - фирма назначает более низкие цены на товар; конкуренты, не имеющие  возможности снижения цен из-за высоких издержек производства, терпят убытки, разоряются и выходят из отрасли. Затем цены вновь поднимаются, иногда даже выше первоначального уровня, с тем, чтобы фирма могла компенсировать потери, понесенные в ходе борьбы за рынок. Однако может возникнуть ситуация,  когда не все конкуренты ушли из отрасли и после повышения цен вновь выходят на рынок. В этом случае фирме приходится начинать конкурентную борьбу сначала.
Перед тем, как начинать “войну цен”,  руководство фирмы должно убедиться, что фирма занимает устойчивое положение на рынке, а ее конкуренты - затруднительное. Во всех иных ситуациях  предпочтительнее “маневрирование ценами” - тайное снижение цен против официально объявленых, предоставление различных скидок, установление одинаковых цен на продукцию разного качества.
В условиях монополизации экономики ценовая конкуренция значительно ограничена. В связи с этим происходит перенос акцентов конкурентной борьбы  в область неценовых факторов (качество, новизна, прогрессивность, соответствие международным стандартам, оперативность технического обслуживания). При неценовой конкуренции формирование и анализ ценовой политики перемещаются в  сферу сбыта; в этом случае появляется возможность продажи товаров на рынке не только по прежней, но и  по более высокой цене.  При этом виде конкуренции цена - не главное средство  продвижения товаров на рынок, но от нее все равно зависит объем сбыта и получаемых прибылей.
Главная задача фирмы, ведущей неценовую конкуренцию, - определить, в чем заключается ее конкурентное преимущество. Прежде всего необходимо знание  состояния  рынка; интенсивности конкуренции на нем; патентной защиты товаров; покупательской способности населения. После того, как эти вопросы будут выяснены, проводится оценка возможностей самой фирмы.
Достижение конкурентного преимущества может быть основано на упреждении действий конкурентов (упреждающая стратегия) или на следовании за ними (пассивная стратегия). При выработке стратегии нужно учитывать, является ли фирма лидером на рынке или следует за лидером либо вообще избегает конкурентного противостояния. Лидер в качестве упреждающих действий  может расширить продажи товаров или услуг, постоянно обновлять их ассортимент, тем самым “захватывая” рынок; может “защищать” рынок  воздействием на потенциальных потребителей  рекламой, не давая конкурентам занять устойчивые позиции либо “блокировать” рынок посредством опережения конкурентов  в формах обслуживания и т.д. Пассивная стратегия лидера может проявляться в реагировании на нововведения конкурентов и их перехвате.
Если фирма не является лидером, она может предпринять следующие упреждающие действия:
прямое соперничество и преследование лидера на основе своих собственных преимуществ;
завоевание позиций на рынке за счет слабых мест в стратегии лидера;
наступление на лидера и введение новых элементов в  свою стратегию.
Пассивная стратегия может быть выбрана для того, чтобы не вызывать ответных действий со стороны лидера.
В случае, если предприятие предпочитает получать свою часть прибыли, избегая прямой конкуренции, оно может выбрать в качестве упреждающих  действий стратегию “рыночных ниш” - нахождение малопривлекательных для конкурентов рыночных сегментов. Пассивная стратегия проявляется в поддержании постоянных отношений с конкурентами по принципу “не мешать друг другу”.  Но  если такая стратегия проводится в результате прямого сговора, она расценивается как порочная практика и признается противоречащей закону.
Независимо от того, какую именно стратегию выбрала фирма, она должна быть готова к  возможной реакции конкурентов и ее оценке и принять в случае необходимости ответные меры.
Каждая фирма, ведущая конкурентную борьбу, должна соблюдать несколько общих правил:
уметь концентрировать ресурсы для эффективных действий;
использовать любую возможность для взятия инициативы в свои руки;
уметь маневрировать имеющимися ресурсами для достижения поставленных целей;
проводить гибкое планирование, учитывающее изменения внешней среды фирмы.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить