Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Монополистические структуры

Монополистические структуры
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Монополистические структуры

Возникновение монополистических структур обусловлено, прежде всего,  концентрацией производства и капитала. Монополистические структуры  обеспечивают доминирующее положение одной или  нескольких фирм  на рынке, которое определяется их значительным удельным весом в общем объеме реализации товаров или услуг.
Термин “монополия” означает, в переводе с  греческого, “единственный продавец”. Впервые  этот термин появился в США в то время, когда образование фирмы сопровождалось получением от властей специальных документов (“патентов”), дающих фирме права и привилегии,  не доступные другим фирмам. Поэтому указы о создании предприятия назывались “дарованиями монополии”.
В настоящее время термином  “монополия” обозначаются:
господствующее положение на рынке одной фирмы (монополиста);
объединение нескольких фирм, доминирующих на рынке;
предоставление государством одной или нескольким фирмам исключительного права осуществления какого-либо вида  деятельности.
Фирма - монополист является единственным производителем  в данной отрасли, ее продукция не имеет близких товаров-субститутов; кроме того, фирма ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.  Как правило, монополистом является крупная фирма, располагающая большими финансовыми возможностями. У такой фирмы существует реальная возможность временного снижения цен до уровня ниже  издержек производства с тем, чтобы завоевать господствующее положение на рынке в случае появления  конкуренции.
Монополия оказывает  давление на рынок высокой ценой, низким качеством производимой продукции, малым ассортиментом товаров. Также монополия традиционно порождает тенденцию к торможению научно-технического прогресса.
Монополистические объединения фирм на рынке могут проявляться в нескольких формах.
1. Картель.  В рамках картельного соглашения  юридически и хозяйственно самостоятельные фирмы объединяют функции закупки и продажи, согласовывают свои цели и условия (сроки, цены, качество товаров) в тех   вопросах, где лежит источник наиболее острой конкуренции. Международные картели создаются на базе соглашений между компаниями различных стран и  согласовывают условия взаимодействия по широкому кругу  внешнеторговых операций.
Участниками картельных соглашений могут быть  монополии-гиганты, а также  мелкие и средние фирмы.
Организация внешнеторговых операций в рамках картелей  может принимать различные формы:
прямой независимый сбыт продукции членами картеля на согласованных условиях;
сбыт через торговые ассоциации; 
сбыт через экспортные компании и централизованные агентства.
Картель не является тесно сплоченной организацией, так как юридически основывается лишь на договоре, заключаемом обычно на небольшой срок. В связи с этим картелю могут угрожать некоторые опасности, такие, как нарушение договора  членами картеля, ограниченный срок действия, конкуренция со стороны аутсайдеров и т.п. Поэтому участники картеля нередко переходят к более тесным коалиционным соглашениям, например  таким, как синдикат.
2. Синдикат имеет более прочную юридическую форму, чем картель. Как правило, это акционерное общество или товарищество. Синдикат сосредоточивает все функции, связанные с внешнеторговой деятельностью. Его участники  заняты только производством, все остальные функции берет на себя правление синдиката.
Часто борьба за долю участия в производстве (следовательно, и прибыли) ведет к разрушению синдиката или образованию треста.
3.  Сущность треста заключается  в растворении отдельных членов в общем предприятии, в объединении капитала, производства, сбыта, рисков и прибыли. Иными  словами,  отдельные предприятия теряют свою самостоятельность. Тресты создаются с целью увеличения хозяйственной мощи, устранения конкуренции и дезорганизующего влияния рынка.
4. Консорциум.  Создается как добровольное объединение компаний (банковских, промышленных, торговых и т.п.) для реализации крупных инвестиционных программ и проектов. Как правило, консорциумы создаются не только из-за желания сконцентрировать средства, но и разделить финансовый и политический риск  с партнерами. В большинстве случаев  члены консорциума объединяют усилия для  получения дорогостоящих заказов и подрядов.
В условиях  сохранения и ужесточения антимонопольной политики   государств консорциумы являются наиболее мобильной формой монополистических объединений, что дает им возможность реализации преимуществ во внешнеэкономической сфере.
5. В современных условиях широкое распространение получила олигополия -  монополизация  рынков и отраслей несколькими фирмами,  не связанными юридически, которые в совокупности занимают господствующее положение. Возникают олигополии на базе концентрации значительной или преобладающей части производства и капитала отрасли у ограниченного  числа крупных компаний. В основе олигополий лежит заключение горизонтальных (между фирмами, находящимися на одном хозяйственном уровне) и вертикальных (субъекты занимают различное хозяйственное положение) соглашений. Характеризуется олигополия  изменяющимся соотношением монопольно-регулирующих и конкурентных сил и образует фундамент современного хозяйственного механизма.
Однако усиление конкуренции и  интернационализация  мирового хозяйства значительно подорвали монопольно-регулирующие  силы в рамках  многих национальных олигополий.  Одновременно сложились олигополистические структуры по отдельным отраслям в масштабе  всего мирового хозяйства (электронная, автомобильная, фармацевтическая и электротехническая промышленность).


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить