Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей

Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей

В соответствии с концепцией Л С. Выготского новые качества восприятия формируются только во взаимосвязях с другими психическими функциями (памятью, мышлением, речью и т. д.). В онтогенезе на развитие высших форм восприятия, связанных с другими когнитивными процессами, оказывают влияние созревание структур мозга, индивидуальный опыт ребенка, культурный и образовательный уровень социальной среды.
У слабовидящих, частичновидящих, глухих с низким зрением вследствие сенсорной и общей психической депривации созревание структур мозга и психических образований может быть замедлено. Индивидуальная деятельность и опыт ребенка могут быть существенно ограничены. В связи с этим основой компенсации нарушений перцептивно - когнитивного развития детей является совместная с педагогом и индивидуальная деятельность ребенка в специально организованной среде коррекционных занятий.
Восприятие - очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении ребенка. Многомерная иерархия этого системного образования включает ощущения, в той или иной мере процессы внимания, памяти, мышления, а иногда эмоциональные и другие компоненты. Акт восприятия связан с поиском и обнаружением объекта, выделением и различением его существенных признаков. На основе мысленного анализа и синтеза комплекса признаков формируется зрительный образ, который сличается с образом-эталоном, сформированным в предыдущем опыте и хранящимся в памяти. Сличение может быть сукцессивпым, состоящим в последовательном подборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, или симультанным - одномоментное сопоставление образа и эталона. В результате сличения происходит опознание - отнесение образа, соответствующего воспринимаемому объекту, к определенной категории.
Формирование зрительного образа осуществляется в процессе отражения свойств конкретного объекта. Сенсорно-перцептивный образ составляют в совокупности все признаки, которые могут сохраняться на разных уровнях памяти, извлекаться из нее с целью идентификации воспринятого объекта. Для регуляции деятельности и поведения детей недостаточно только сенсорных данных. Очень важно выделение в них существенного и закономерного, определение их семантического значения. При нормальном зрении восприятие тесно связано с языком и речью. В образе гармонично сочетаются чувственные и семантические компоненты.
У детей с глубокими нарушениями зрения формирование и опознание образов, основывающиеся на информации об ограниченном числе признаков внешних воздействий, требуют определенного уровня развития других когнитивных процессов. Этот уровень включает когнитивные операции, обеспечивающие избирательный поиск существенных признаков, и овладение стратегиями опознания образов.
В процессе коррекционных занятий необходимо формировать системный зрительный образ, содержащий несколько компонентов: перцептивный компонент, связанный с сенсорно-перцептивными механизмами обработки зрительной информации; когнитивный компонент (операции анализа-синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т. д.); семантический компонент.
Нейро-психофизиологическая основа системного образа - формирование ансамблей нейронов, объединяющих следы сенсорной стимуляции. Установлена зависимость ансамблевой организации корковых областей от созревания нервных связей. Не все нервные связи созревают в один и тот же период онтогенеза. Не все нервные связи в главной степени чувствительны в одно и то же время к средовым воздействиям. Скорость созревания разных систем нервных связей различна, их наиболее интенсивный рост и высокая чувствительность приходятся на различные периоды онтогенеза. Развитие зрительной перцептивной системы происходит в течение длительного времени (до 20 лет) и имеет несколько сензитивных периодов.
В раннем онтогенезе (от 0 до 1 года) высокая пластичность первичной зрительной коры определяет повышение специфичности корковых нейронов под влиянием воздействий внешней среды. С возрастом усичивается пластичность межнейронных связей проекционной и ассоциативных областей коры мозга, что обеспечивает реализацию механизмов сложных актов восприятия. В возрасте 6 -7 лет формируются механизмы опознания целостных образов и этот возраст рассматривается как сензитивный период в формировании системной организации зрительного восприятия. В возрасте 9-10 лет усиливается межцентральная интеграция проекциоиной и заднеассоциативных областей коры, что сопровождается усложнением механизмов обработки зрительной информации. Созревание лобных областей после 10 лет играет важную роль в формировании механизмов категоризации. В возрасте 9-10 лет наблюдается значительное совершенствование активационпых процессов мозга и организации внимания; формируется избирательное регулирование активационных процессов, обеспечивающих восприятие. На основе вышеизложенных данных можно полагать, что младший школьный возраст является сен-зитивным периодом для развития качеств восприятия, включенного в когнитивную деятельность.
Итак, в младшем школьном возрасте высокая пластичность межцентральных связей церебральной коры обусловливает развитие высших форм восприятия и его основных качеств. В этот период может быть достигнута эффективная компенсация нарушений развития качеств восприятия. Все это свидетельствует о необходимости специального перцептивного обучения, направленного на развитие взаимосвязей проекционной и ассоциативных корковых зон, формирование сложных функциональных систем, реализующих восприятие как сложный системный акт.
Известно, что восприятие реализуется механизмами взаимосвязанных зрительных функций (световая и контрастная чувствительность, цветоразличение, разрешающая способность и т.д.). При патологии зрительной системы, нарушающей ее структуру и функции, имеют место изменение и рассогласование сенсорно-перцептивных механизмов, что затрудняет формирование основных качеств восприятия. Кроме того, уровень общего психического развития влияет па формирование качеств восприятия. У детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития формирование ряда качеств восприятия (обобщенность, категориальность, апперцепция, антиципация) существенно нарушено.
С целью компенсации нарушений развития качеств восприятия в процессе перцептивного обучений предложены методики, использование которых в наглядно-образном плане способствует максимальному вовлечению - в перцептивный процесс мнемонических, мыслительных операций и речи. Интеллектуализация перцепции при низком зрении в определенной степени компенсирует нарушения восприятия, формирование и опознание зрительных образов осуществляются на основе активной ориентации в наглядном материале, определенных мыслительных операций и способности к предвосхищению перцептивного результата.
Набор методик, которые описаны ниже, направлен на формирование предметности и избирательности, целостности, структурности и детальности, константности, апперцепции, антиципации, осмысленности и обобщенности восприятия. Работа с методиками предусматривает организацию зрительной поисковой активности ребенка, улучшение стратегии обработки отличительных признаков объектов, формирование перцептивно-когнитивных операций.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить