Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Беседы с родителями

Беседы с родителями
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Беседы с родителями

Наиболее типичной групповой и индивидуальной формой работы с родителями является беседа. Групповые беседы проводятся в школе по поводу общих проблем семейного воспитания, индивидуальные - на дому во время посещения педагогом семьи или в школе, куда родителей приглашают для этой цели. Те и другие беседы дефектологов с родителями могут способствовать улучшению условий жизни умственно отсталого учащегося в семье, созданию в ней здорового психологического и социального микроклимата. Беседы помогают укреплять у родителей уверенность в том, что настоящая родительская любовь, правильное отношение к умственно отсталому ребенку могут оказать на него положительное влияние. Родителям надо помогать квалифицированным советом, тактично и благожелательно рекомендовать меры по улучшению быта, подчеркивая важную роль семьи в воспитательном процессе, научить разумному сочетанию требований к ребенку с одобрением его усилий. Эффективность этой формы связи вспомогательной школы с родителями обусловливается рядом обстоятельств.
Беседы в домашних условиях представляют благоприятные возможности для установления личных контактов, дружеских связей, возникновения доверия, помогают вовлечь родителей в воспитательный процесс, найти правильный подход к умственно отсталым учащимся. Беседуя с родителями с глазу на глаз, можно вызвать их на откровенность, поговорить и о самом больном, сокровенном, поделиться тем, о чем обычно не говорят в присутствии посторонних, о чем нецелесообразно, а иногда и вредно упоминать на родительском собрании. Задача педагога найти один из многих вариантов ведения беседы, который окажет желаемое воздействие на родителей. Посещение на дому эффективно еще и потому, что при этом у родителей рождается чувство благодарности к педагогам за внимание, проявляемое ими к судьбе их детей, исчезает предубеждение к вспомогательной школе. Родители не только видят серьезную заботу педагогов и воспитателей об их детях, но и проникаются ответственностью и желанием внести свою лепту в дело воспитания.
Посещая семьи, дефектологи в непринужденной, неофициальной обстановке изучают семью, знакомят родителей со вспомогательной школой, ее задачами, особенностями психофизического состояния умственно отсталых детей, спецификой учебного плана и программ. Педагог получает возможность своевременно указать на недочеты, рассказать об успехах обучения, оказать родителям практическую помощь в организации охранительного режима умственно отсталого школьника дома, его досуга. Работа с родителями на дому позволяет изучить положительный опыт семейного воспитания, проверить действенность воспитательных методов и средств в условиях семьи, выявить недостатки и ошибки в воспитании детей в школе и дома, использовать этот материал в своей практической работе.
Каждую беседу необходимо вести спокойно, тактично, стараясь не задеть родительских чувств, не снизить авторитета родителей в глазах детей, когда они присутствуют при разговоре. Родители должны видеть в педагогах союзников, близких людей, опытных воспитателей, искренне заинтересованных в успехе их взаимных стараний. Очень важно убедить родителей, что педагог приходит в семью не с жалобами на ученика, а как помощник в его воспитании. Беседа должна носить характер живого обмена мнениями, содержать предложения по оказанию помощи, дружеские советы, не сопровождаться упреками и угрозами исключения из школы и т. д. Необходимо внушить родителям, что воспитывать следует не замечаниями и наказаниями, а созданием надлежащих условий, атмосферы любви и дружбы, порядком в семье, собственным положительным и стимулирующим примером. Большое значение имеет задушевный тон беседы. Оптимизм, искренняя заинтересованность и уважение создают доверительное отношение, располагают к откровенности. Говоря даже о самом худшем ученике, надо уметь найти его положительные качества. Только доброжелательным отношением к детям, проявлением заботы об их развитии, об успехах в учебе и труде можно вызвать уважение и доверие родителей, добиться взаимного понимания, согласованности требований и в итоге способствовать созданию в семье нормальных условий для воспитания и учебы умственно отсталого ребенка. При посещении учащихся иногда полезно проводить обсуждения отдельных воспитательных вопросов в присутствии детей. После того, как каждый член семьи откровенно выскажет свое мнение, приходят к единому решению, которое становится обязательным как для детей, так и для всей семьи.
Бывают случаи, когда дефектологу приходится активно вмешиваться в жизнь семьи в целях устранения семейньгх конфликтов, недоразумений во взаимоотношениях между родителями и детьми. Такие семьи должны стать предметом постоянного контроля педагогов и заботы общественности. Результаты посещений дефектолог обязан творчески использовать для педагогической пропаганды и всеми мерами содействовать систематическому повышению педагогической культуры родителей, помогать им овладевать приемами правильного воспитания. Классным руководителям и воспитателям рекомендуется посещать семьи учащихся не реже двух раз в течение учебного года. Нужно вести учет посещений, указывать в плане работы дату, цель посещения, содержание беседы, включая все установленные факты, советы, данные родителям, решения.
Беседа с родителями во вспомогательной школе - еще одно эффективное средство дифференцированного распространения педагогических знаний при условии тщательной подготовки и умелого поведения. При этом следует придерживаться следующих основных, оправдавших себя на практике правил. Правом вызова родителей в школу для собеседования должны пользоваться не все педагоги, а только администрация, классный руководитель и воспитатели, которые знают положение в классе и информированы обо всех событиях, происходящих в нем. Вызов согласовывается с директором школы. Важно не допускать превращения беседы в кратковременную встречу. К беседе необходимо основательно подготовиться, на назначенное время отменить другие мероприятия. Директор школы или его заместители беседуют с вызванными родителями, как правило, в присутствии классного руководителя и воспитателя.
В школу вызывают не только родителей учащихся, которые по тем или иным причинам плохо усваивают материал или нарушают дисциплину в школе. Рекомендуется приглашать для беседы и родителей лучших школьников. В беседе с этой категорией родителей выясняются приемы и методы воспитания в семье для распространения их в других семьях, осуществляется договоренность о подготовке выступления, доклада на групповой консультации или на собрании родителей с целью обмена опытом семейного воспитания. Индивидуальные беседы с родителями умственно отсталых учащихся, ограничивающиеся жалобами на ребенка, свидетельствуют о слабой подготовке самих учителей и воспитателей, об их неумении оптимально организовывать воспитательную работу с учащимися вспомогательной школы.
Беседы могут принять характер групповых и индивидуальных консультаций. Такие консультации проводятся в определенный день и час недели по заранее намеченному плану. Темы планируются с учетом состояния семейного воспитания и анализа психофизических особенностей учащихся класса, а также в расчете на разрешение вопросов, возникающих на родительских собраниях. Цель данных встреч - ознакомление родителей с методами воспитания умственно отсталых детей в семье. Благодаря групповым встречам родители могут получить от компетентных лиц исчерпывающие консультации, как улучшить воспитание и корректировать поведение детей в семье и школе. Так создается основа для постоянной связи между родительским домом и вспомогательной школой в деле воспитания ребенка. Сформулируем основные цели бесед с родителями:
выбор лучшего пути для преодоления трудностей в воспитании умственно отсталых детей, нормализация положения умственно отсталого ребенка в семье, создание здорового микроклимата;
целенаправленная оценка интересов воспитанников и поиск возможностей улучшения сотрудничества семьи и вспомогательной школы;
определение потребности в дополнительной помощи и перспектив развития ребенка в будущем.
Групповые встречи следует проводить чаще, так как при этом создаются наиболее благоприятные условия для улучшения воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в семье и оказания положительного влияния на родителей. Встреча достигает желаемой цели, если будет хорошо организована, а руководитель хорошо подготовлен. Если, например, во взаимоотношениях с умственно отсталыми детьми в нескольких семьях допускаются одинаковые ошибки, их лучше вынести на обсуждение группы родителей. Как показала практика, в таком небольшом кругу родители охотно делятся опытом воспитания, вскрывают ошибки, дают оценку неправильному подходу к умственно отсталым детям, помогают друг другу.
Выступления родителей на групповых консультациях приносят большую пользу как родителям, так и дефектологам. Но для первых живой рассказ о различных приемах воспитания ребенка в семье увеличивает багаж педагогических знаний. Тематика групповых консультаций должна быть тесно увязана с темами коллективных занятий для родителей умственно отсталых школьников. Преподаватель во время бесед и консультаций не только учит, но и советуется с родителями, вместе с ними ищет пути устранения ошибок, недостатков. "Давайте посоветуемся...", "Мы считаем, что необходимо поступать вот так... А каково ваше мнение...?" - такое обращение побуждает родителей к активному участию в воспитательном процессе, способствует совместному поиску новых путей воспитания детей. Таким образом, групповые и индивидуальные беседы, консультации представляют собой эффективные формы дифференцированного и индивидуального воздействия вспомогательной школы на родителей учащихся.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить