Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Организация дня родителей в школе

Организация дня родителей в школе
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Организация дня родителей в школе

В лучших вспомогательных школах все чаще применяется такая эффективная форма работы школы с семьей, как день родителей. Благодаря ему устраняется стихийность связей педагогов с родителями, осуществляется взаимосвязь всех форм работы с семьей. В условиях вспомогательных школ-интернатов частые вызовы родителей в школу практически невозможны. Многие из них должны добираться до школы несколькими видами транспорта. Естественно, и временем для частых посещений школы они не располагают. Дни родителей позволяют провести в один день многие мероприятия: общешкольные или классные собрания; групповые и индивидуальные консультации; смотры художественной самодеятельности учащихся; просмотр кинофильмов на воспитательные темы; встречи с представителями производства, с окончившими школу; открытые уроки по общеобразовательным предметам, по труду.
К этим дням целесообразно приурочить открытие выставок, выпуск стенных газет, обновить "уголок родителей". Опыт показал, что лучшим Днем для организации дня Родителей является суббота, когда большинство родителей не работают. В конце дня они имеют возможность вместе с детьми выехать домой, если это необходимо. На наш взгляд, такие встреч с родителями целесообразно проводить не в общешкольном масштабе, а по классам. Единый для всех день родителей обязательно будет сопровождаться ненужной суетой. Лучше всего такой день проводить отдельно для 1-3 и 4-9 классов и один раз в учебной четверти.
Руководство школы, профсоюзная и ученическая организации, родительский комитет принимают деятельное участие в организации дня родителей. Вот как примерно он может проходить. Школа организует торжественный прием. Вывешиваются приветственные плакаты. Родителей встречают педагоги. Работает буфет. Родителям предоставляется возможность побыть со своими детьми. При условии хорошей организации день родителей может стать лучшей формой установления контакта педагогических коллективов с родителями, укрепит авторитет школы.
Выставка и стенды в помощь родителям
Подготовленные стенды могут образовать в школе "уголок родителей". Оформление его целесообразно поручить воспитателям и привлечь учителей труда, врача школы, библиотекаря, старшую вожатую. Общее руководство может осуществлять заместитель директора по воспитательной работе. Для выставки и стендов используются статьи о воспитании детей в семье; фотографии из жизни школы; тетради лучших учащихся, изделия, выполненные на уроках труда; необходимо выделить место советам врача, как создать охранительный режим для учащегося в семье; поместить обращение к родителям по наиболее актуальным для жизни школы проблемам; список литературы по вопросам семейного воспитания. Содержание стендов и выставок обязательно должно периодически обновляться. Хорошо организовать на выставке дежурство учителей труда, воспитателей, учащихся и родителей-активистов. При демонстрации работ пояснения к экспонатам могут делать и сами учащиеся (как изготовили экспонируемые предметы, для чего).
Родители с большим интересом знакомятся с выставкой работ детей (рисунками, кружковыми работами, предметами, изготовленными в мастерских), делятся между собой впечатлениями, а главное, приходят к осознанию того, что их дети при правильном воспитании могут овладевать знаниями, полезными навыками, повышать культуру поведения. Как правило, повышенный интерес вызывает стенд, посвященный выпускникам. Родители убеждаются, что вспомогательная школа открывает учащимся путь в трудовую жизнь. Это поднимает авторитет школы в глазах родителей и вызывает у них чувство оптимизма в оценке судьбы ребенка.
Показ художественной самодеятельности
Большую радость, как показывает опыт, вызывает у родителей школьная художественная самодеятельность. При подготовке следует учесть следующие педагогически оправданные условия: концертные номера подбирать с учетом возраста исполнителей; включать в программу инсценировки по рассказам, прочитанным на уроках или на внеклассных чтениях; оформление зала, декорации и костюмы учащихся должны соответствовать содержанию номеров и быть эстетически выдержанными. К подготовке художественной самодеятельности привлекаются учителя, воспитатели, а также родители-активисты. Программа согласовывается с заместителями директора и старшей вожатой, с более опытными педагогами.
Встречи родителей с работниками производства
Большое значение в педагогической работе с родителями играют периодически организуемые школой встречи с представителями коллективов производственных предприятий. На наш взгляд, такие встречи целесообразно проводить уже в младших классах. На общешкольные и классные мероприятия такого типа рекомендуется приглашать передовых работников тех производственных коллективов, где учащиеся вспомогательной школы проходят производственную практику и будут работать в будущем, Производственники могут рассказать об успехах учащихся во время практики, о делах выпускников школы, работающих в их коллективах, о профессиях на их предприятиях; о помощи родителей в определении профессии учащихся во время производственной практики и в трудоустройстве. Рекомендуется также организовывать экскурсии родителей на предприятия для ознакомления с тем, как работают дети. Здесь родители могут индивидуально получить консультацию по подготовке учащихся к будущей трудовой жизни. Совместная работа школы, семьи и производственных коллективов положительно влияет на процесс социальной адаптации выпускников вспомогательных школ.
Классные, групповые и индивидуальные формы работы с родителями
Основной эффективной формой взаимодействия вспомогательной школы и семьи являются классные родительские собрания при условии их рационального использования. Они проводятся четыре-пять раз в году. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной, коррекционной работы, подводятся итоги, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи и школы, а главное - ведется пропаганда педагогических знаний среди родителей. В последние годы в печати справедливо подвергались критике родительские собрания, посвященные подведению итогов успеваемости за четверть, выступления педагогов зачастую сводятся к чтению нотаций родителям. Причина заключается в том, что воспитатель или классный руководитель готовит такое собрание единолично, не привлекая родительский актив. Классный руководитель просто открывает журнал и перечисляет итоговые отметки учащихся. Одних родителей по ходу перечисления хвалит за успехи детей, других - упрекает за слабую успеваемость сына или дочери, повторяя шаблонное требование "примите меры". Очень часто о существе и содержании мер не говорится ни слова. Иные собрания превращаются в "проработку" некоторых пап и мам. Такие родительские собрания, как правило, проходят вяло, явка родителей минимальная. Для вспомогательной школы такие собрания особенно неприемлемы.
Бессодержательность плохо подготовленных собраний, неумение классного руководителя и воспитателя всесторонне осветить состояние учебно-воспитательной, коррекционной работы и обстоятельно ответить на вопросы родителей, дать конкретные советы, а главное, плохая осведомленность о своеобразии семейных условий учащихся своего класса являются главными причинами нежелания родителей приходить на родительские собрания и посещать собеседования с преподавателями. В целях повышения эффективности и роли классных родительских собраний необходимо, чтобы классный руководитель и воспитатели работали систематически, по творчески продуманному плану, учитывающему особенности социально-бытовых, культурных условии жизни семей учащихся своего класса, учебно-воспитательные и коррекционные задачи, стоящие перед классом на каждый учебный год. Пропаганда педагогических знаний среди родителей проводится на основе программы педагогического просвещения родителей, рассчитанной на весь период пребывания умственно отсталых детей в школе и исключающей повторения из года в год одних и тех же вопросов. Классные собрания не должны сводиться только к сообщениям педагогов в форме лекций, докладов. Важно вовлечь родителей в разговор, и беседу о тех или других обсуждаемых проблемах.
При подготовке к собранию классный руководитель и воспитатели согласно плану работы с родителями обязаны четко отработать вопросы, которые будут разбираться. Следует до мелочей продумать содержание беседы, форму, в которой будут высказаны методические рекомендации родителям. Нужно подобрать и проанализировать не только педагогическую литературу для проведения беседы, но и те положительные и отрицательные факты из жизни класса, которые можно использовать; сформулировать предложения и советы родителям, вытекающие из содержания оеседы. Меньше всего на родительских собраниях следует подчеркивать интеллектуальное недоразвитие ученика. Лучше уделить внимание тем положительным качествам, которыми в той или иной степени обладает каждый ребенок. Родителям заблаговременно направляют пригласительные билеты с указанием повестки дня. Собрания следует проводить в удобное для большинства родителей время не реже одного раза в учебную четверть. Перед собранием все учащиеся под руководством классного руководителя и воспитателей оформляют классную комнату, организуют выставку своих работ. На итоговом собрании в присутствии родителей награждаются учащиеся за хорошее отношение к учебе и активное участие в жизни класса, а также поощряются родители за помощь в воспитании детей.
Целесообразно чаще проводить тематические собрания, на которых итоги успеваемости обсуждаются в связи с той или иной насущной педагогической проблемой. Во время таких собраний родители не только узнают об успеваемости ребенка, но и получают необходимые рекомендации и советы по его воспитанию и по оказанию помощи в овладении знаниями. В целях активизации присутствующих на собрании педагог должен организовать выступления родителей по обмену опытом семейного воспитания. Это всегда вызывает живейший интерес, желание самим проанализировать свой опыт и поделиться им. Тщательно подготовленное классным руководителем и воспитателем тематическое собрание вызывает интерес у родителей к проблемам вспомогательной школы, к ее задачам, способствует совместной и дружной работе по воспитанию детей. Деловое, содержательное и сжатое по времени собрание всесторонне отвечает родительским запросам. Рекомендуется, чтобы собрание вел президиум, избранный с соблюдением демократизма, присущего любому собранию в демократическом обществе. Сообщения классного руководителя, воспитателей, представителя родительского комитета или одного из родителей следует обсудить, причем родители должны принять самое активное участие в решении вопросов, связанных с обучением и воспитанием детей.
В воспитании учащихся вспомогательной школы очень важен авторитет отца, тем более, что, согласно нашим данным, лишь очень незначительная часть отцов (23,5%) принимают деятельное участие в воспитании своих умственно отсталых детей. Воспитание стойкости, выдержки, твердости характера в большей степени обеспечивает отец. Поэтому организовать и проводить специальные собрания отцов, на наш взгляд, крайне необходимо. Их цель - повысить ответственность отцов за воспитание умственно отсталых детей, особенно тех отцов, которые самоустраняются от этого важнейшего дела, перекладывая все заботы на плечи матери. В семьях, где нет отца, мать не должна забывать, что ей придется во многом заменить и отца. Роль школы здесь исключительно велика. Семьям учеников, лишенных отцов, педагоги должны уделять особое внимание.
Проведение открытых уроков для родителей в сочетании с последующей беседой. Посещая уроки, родители становятся свидетелями учебного процесса, могут сравнить успехи своего ребенка с успехами других, анализировать сдвиги в его развитии, заметить недостатки в обучении и воспитании. Родители осознают свою ответственность за детей, оценят огромный труд педагогов по их обучению и воспитанию, только чаще присутствуя на уроках. Открытые уроки для родителей не заменяют других видов сотрудничества с семьей, но они также являются одной из эффективных форм повышения педагогической культуры родителей. Посещение открытых уроков позволяет родителям получить элементарные педагогические знания, необходимые им для правильного воспитания учащихся. Родители знакомятся с требованиями, которые учителя предъявляют знаниям учеников. Опыт показывает, что для родителей учащихся 1 – 3 классов наиболее целесообразно проводить по два, 4 - 8 классов - одному открытому уроку в учебном году. К этим урокам педагоги готовятся заблаговременно, заранее извещают родителей о дате и времени их проведения. После урока с родителями беседуют. Учитель рассказывает о цели урока, об использованных методах, оценивает результаты.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить