Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Жизненные планы умственно отсталых школьников и проблемы их формирования в коррекционной педагогике

Жизненные планы умственно отсталых школьников и проблемы их формирования в коррекционной педагогике
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Жизненные планы умственно отсталых школьников и проблемы их формирования в коррекционной педагогике

Подростковый и юношеский возраст является именно тем сензитивным периодом развития личности, в котором возникают жизненные планы, впервые осознаваемые школьником.
Жизненный план, в точном смысле этого слова появляется только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности.
В общем виде его можно рассматривать как программу дальнейшей жизнедеятельности, включая выбор профессии, сферы непрофессиональных интересов, места и образа жизни, нравственных образцов. Он включает, таким образом, не только профессиональную, но и социальную, эстетическую ориентацию личности в целом.
В связи с тем, что среди аномальных детей наибольшее количество составляют с нарушением интеллекта (ежегодно вспомогательные школы Украины заканчивают около четырех тысяч детей), особую актуальность данная проблема приобретает в теории и практике олигофренопедагогики.
Она рассматривалась нами как с позиции выбора профессии, так и определения общих целей и задач на перспективу, для подготовки личности к социализации, необходимой для ее успешного существования в определенных условиях.
Известно, что в основе социальной адаптации лежат отношения индивида и социальной среды. Социальная адаптация - это, во-первых, процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, во-вторых, результат этого процесса. Она напрямую связана с социализацией, сущностью которой является вхождение индивида в социальную среду. Однако, по сравнению с социальной адаптацией, понятие «социализация» более широкое. Если первая характеризуется тем, что происходит в первичном коллективе или малой группе, и связана с конкретным родом деятельности (профессиональная, учебная), то вторая — рассматривает приспособление индивида к социальной среде в широком смысле слова (профессиональная + материальная + учебная + досуг + культурные запросы и т.п.). Именно в таком аспекте мы и рассматриваем жизненные планы учащихся с нарушением интеллекта, т.е. не ограничиваемся только профессиональными планами, а учитываем, что жизненные планы - это комплексное личностное образование, охватывающее различные сферы антиципируемой жизнедеятельности.
В целях обеспечения полноты выявления жизненных планов учащихся вспомогательных школ следует выделить такие основные их виды:
- планы, касающиеся профессиональной деятельности (планируемая работа, получение специальности, повышение квалификации);
-    планы, связанные с областью человеческих взаимоотношений (межличностные отношения с друзьями, коллективом, семьей, другими лицами);
-    планы в сфере непрофессиональных занятий (содержание и способы удовлетворения духовных интересов, нравственное и культурное самосовершенствование, проведение свободного времени и т.п.);
-    планы в области материально-бытового благополучия (планируемая зарплата, материальные ценности в собственном пользовании, пути реализации этих планов).
Анкетирование учащихся предусматривало выяснение сведений по таким позициям: наличие ближайшего и отдаленного планов, отношение к жизненному планированию, учебе и работе после окончания школы и пути их реализации в области семейного положения.
Опыт показывает, что большинство учеников вспомогательной школы не имеет устойчивого представления о содержании своей самостоятельной жизни в будущем. Обнаруживается значительный разрыв между наличием у детей перспективных жизненных планов на период после окончания школы и ближайших планов на жизнь во время обучения в школе. Многим из них трудно осуществить мотивированный выбор своего жизненного пути с учетом требований жизни и своих возможностей.
Причиной такого положения являются: недостаточная целенаправленная работа по подготовке учащихся к жизни, в частности, к принятию самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях, и то, что ученики на протяжении всего времени пребывания в школе-интернате являются лишь пассивным объектом профессионально-трудового воспитания, а уровень их социальной зрелости к моменту окончания вспомогательной школы недостаточно высок.
Видимо, поэтому примерно у 60% воспитанников вспомогательных школ общие основные направления их планируемого профессионального становления не совпадают с профессией, к которой их готовят в школе.
Подростки, как правило, не связывают причинно-следственными связями будущую трудовую деятельность и условия жизни в целом.
Вместе с тем, отмечается зависимость определенности всех жизненных планов от характера выбранной профессии. У учеников, которые реально оценивали свои возможности при выборе профессии, жизненные установки характеризовались большей реалистичностью.
Это оказывало влияние на их представление о будущей семейной жизни, взаимоотношениях с членами семьи, на планируемый круг дружеского общения после окончания школы; причем у заметного количества старшеклассников обнаружено отсутствие определенных представлений в изучаемой сфере жизненного целеполагания.
Факты указывают на необходимость усиления внимания педагогов к проведению работы, связанной с вопросами выполнения людьми своих общественных функций как членов семьи.
Жизненные планы учащихся вспомогательной школы в сфере непрофессиональных досуговых занятий преимущественно ограничивались "пассивным" свободным времяпровождением: просмотром телепередач, слушанием музыки, прогулками по городу. При этом у них обнаруживается определенный примитивизм эстетических запросов.
Очевидно, нужно усилить работу педагогических коллективов школ по выявлению и развитию у воспитанников творческих способностей, интересов, стремлению к их проявлению и совершенству.
Запросы учеников в области материально-бытового благополучия достаточно велики. Однако и для этой сферы планируемого жизненного самоопределения школьников оказывается характерной тенденция в расхождении между наличием определенных целей и несформированностью знаний о путях их достижения.
Таким образом, совершенствование работы вспомогательной школы по подготовке учеников к самостоятельной жизни должно вестись в направлении создания комплексной системы воспитания, обеспечивающей целостный подход к личности, включающий формирование профессиональной направленности и осмысленных реальных планов в других областях будущей жизнедеятельности.
Конкретные направления такой работы:
-    глубоко изучать психофизические особенности каждого ученика, вести контроль динамики развития детей с целью объективной оценки их возможностей и коррекции их взглядов на будущую самостоятельную жизнедеятельность;
-    подходить к обучению профессии не с позиций формируемых навыков, а с позиций конкретного человека в данной профессии;
-    приобщать старшеклассников к таким видам деятельности, которые формировали бы у них адекватную самооценку;
-    органически включать в содержание уроков, внеклассных воспитательных мероприятий задания, способствующие формированию у детей жизненного целеполагания;
-    оценивать работу педагогического коллектива по уровню подготовки выпускников к самостоятельной жизни.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить