Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Цель урока

Цель урока
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Цель урока

Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой.
В этом плане цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой, программу действии учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.
Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих коррекционпых аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
Эти аспекты цели связывают и подчиняют все стороны, все компоненты, все структуры урока, определяя успешную реализацию его основной функции. Целевые связи урока, таким образом, носят системообразующий характер, и чем выше целесообразность его конструкции и ее реализации, тем выше уровень целостности урока.
Цели урока достигаются посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые они распадаются. Эти задачи ставятся и решаются на каждом учебно-воспитательном моменте урока, согласно конкретной педагогической обстановке, и являются итогами достижений триединой дидактической цели.
Древняя мудрость гласит: "'Напрасно натягивать тетиву, если не знаешь, куда полетит стрела". Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата.
Сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения, она является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности, ясность цели помогает всегда найти в работе "главное звено" и сосредоточить на нем усилия. Едва ли не основная часть всех ошибок в обучении, воспитании и управлении школой проистекает из-за нечеткого представления целей деятельности учителей и руководителей школ, из-за просчетов в формулировке цели. В существующей практике традиционно предполагается, что цель почти всегда очевидна, а усилия надо сосредоточивать на поиске средств и путей ее достижения. Это далеко идущее заблуждение! Специфическим признаком любой социальной системы, а социально-педагогической в особенности, является то, что она создается для достижения определенной цели и является целеустремленной системой.
Функционирование любой социальной системы, в том числе и такой системы, как урок, всегда связано со следующими процессами.
Целеполагание. Это - процесс формирования цели, процесс ее развертывания. Это - ответственная логико-конструктивная операция, которая может осуществляться в следующем алгоритме: анализ обстановки - учет соответствующих нормативных документов - установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению - выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей сил и возможностей -выбор потребностей или интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств дает наибольший эффект - формулировка цели-
Таким образом, цели возникают не стихийно. Целеполагание - достаточно сложная, наиболее ответственная и сегодня, пожалуй, самая западающая часть работы не только руководителя, но и учителя...
Целеосуществление. Это - процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека (цель - внутренняя причина) переходит в свое следствие - в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности.
Целеустремленность. Если человек действует в соответствии с поставленной целью, если весь ход его деятельности, несмотря на те или иные внешние (а нередко и внутренние) помехи, регулируется сообразно с требованием цели, если человек совершенно осознанно и планомерно движется к поставленной цели, можно говорить о том, что он действует целесообразно, целеустремленно. Целесообразность в социальных системах выступает как всеобщий и атрибутивный момент, без которого такая система эффективно функционировать не может. Каждая подсистема, каждый элемент социальной системы действует во имя одной цели, стоящей перед системой как целым. Их относительно частные цели в конечном итоге подчиняются этой основной цели. Но и последняя достигается через достижение целей элементов и подсистем, а не сама но себе. Вот почему мало сформулировать цель. Этим процесс целеполагания не должен ограничиваться. Надо уметь ее аранжировать, т.е. расписать на более частные цели подсистем и элементов, не нарушая органического единства ее элементов.
Главные цели сложных систем носят сложный характер, они проектируются очень в общем виде, в весьма абстрактных понятиях. Единая Цель системы выражается в виде развернутого построения, развернутой конструкции целей ее подсистем и элементов, которые, будучи соединенными связями, образуют так называемое "дерево целей", вершиной которого является главная цель. Накопленный опыт управления по целям позволяет сформулировать определенные правила построения "дерева целей". Они сводятся к следующему.
1.    Основным фактором формирования цели системы является требование системы вышестоящей.
2.    Главная цель не складывается из частных и мелких целей. Она конструируется на верхнем уровне системы, а затем распадается на подцели.
3.    Главная цель или, как ее еще называют, "цель верхнего уровня" формулируется неизбежно в общем виде, в весьма абстрактных формах.
4.    Ни одна цель высших уровней "дерева целей не достигается непосредственно, сама по себе, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается. Средства к достижению цели становятся ее подцелями и, в свою очередь, являются целями для следующего нижестоящего уровня "дерева целей".
5.    Цели верхнего и нижнего уровнен должны быть логически связаны, нижние - выводимы из верхних.
Познавательный аспект целей.
Он складывается из выполнения следующих требований:
1.  Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат.
2.    Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость глубину, оперативность, прочность.
3.    Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
4.    Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
5.    Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умении и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого.
Коррекционно-развивающий аспект целей.
Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Вторая причина затруднений кроется в недостаточном знании учителем тех областей педагогики и особенно психологии, которые связаны со структурой личности, тех ее сфер, которые нужно развивать. Чаще всего учитель сводит все развитие к развитию мышления, непозволительно сужая тем самым сферу развивающей деятельности.
Например:
Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса; усложнение смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка; коррегирование произносительной стороны.
Развитие мышления. Очень часто в качестве развивающего аспекта ставится задача учить учащихся мыслить. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
Учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Г.С. Костюк неоднократно подчеркивал, что в обучении надо видеть ближайшую цель (конкретные знания, умения и навыки) и более отдаленную (развитие учащихся).
В процесс развития мышления необходимо вплетать и процессы развития воображения, фантазии, оплодотворяющие движение и развитие мышления.
Развитие сенсорной сферы. Развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, отгенков речи.
Развитие двигательной сферы. Предусматривается: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.
Воспитывающий аспект целей.
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить