Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Зависимость выбора методов обучения от дидактической, воспитательной и коррекционно-разбивающей цели, состава класса, особенности учебного материала

Зависимость выбора методов обучения от дидактической, воспитательной и коррекционно-разбивающей цели, состава класса, особенности учебного материала
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Зависимость выбора методов обучения от дидактической, воспитательной и коррекционно-разбивающей цели, состава класса, особенности учебного материала

Для эффективного решения учебно-воспитательных задач большое значение имеет выбор методов обучения. Это определяется рядом условии. Необходимо учитывать принципы обучения, особенно принцип коррекционной направленности обучения, общие и конкретные цели обучения, содержание и задачи каждого предмета, возрастные и психофизические особенности умственно отсталых учащихся, материальное оснащение школ, их географическое положение.
Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы как школьная лекция, диспуты. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов; Поэтому в процессе обучения используются некоторые виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения. В процессе обучения младших школьников включаются методы, вызывающие интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций. Игровые методы находят применение и в старших классах, они часто используются  для закрепления пройденного материала. Речь идёт не только о драматизации, о дидактических играх, но и о моделировании реальных ситуаций.
Большое значение имеет сочетание различных методов. Во вспомогательной школе это будет зависеть не только от содержания и характера учебного предмета, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и от состава класса. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями школьников, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учеников. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.
Отбор методов из указанных групп для коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.
Во-первых, в связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного восприятия учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т. е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей данного человека.
В подгруппе перцептивных методов на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии на первом месте находятся практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий о познаваемой действительности. Дополнением к этим методам являются методы словесной передачи учебной информации. Позднее словесные методы будут занимать одно из значимых мест в системе применяемых методов.
Во-вторых, при любых отклонениях в развитии, как известно, нарушено развитие речи. Это означает, что особенно на начальных этапах обучения речь учителя, его словесные объяснения, словесные методы в целом не могут использоваться как ведущие.
В-третьих, разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу, а также методам объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.
При отборе и композиции методов обучения учитываются не только отдаленные коррекционно-образовательные задачи, но и ближайшие, конкретные цели обучения, например формирование определенной группы умений, активизация словаря, необходимого для освоения нового материала и др.
Среди словесных методов обучения широкое распространение в практике массового школьного обучения имеет беседа.
Беседа - это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон, какой - либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.
Беседа предполагает действие психолого-механического механизма речевого воздействия, в основе которого лежит семь психолого-дидактических принципов: доступность, аргументированность, интенсивность, ассоциативность, наглядность, экспрессивность, ясность выражений.
Собеседники обычно внимательно слушают именно начало разговора, часто из любопытства, ожидания чего-то нового. Именно первые два -три предложения создают внутреннее отношение собеседника к нам и к себе.
Беседа должна начинаться с т.н. «Вы - подхода» - умения человека, ведущего беседу, поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять.
Действительно, беседа позволяет вовлечь всех детей в учебный процесс, она учит живому общению, позволяет выявить и закрепить имеющиеся у детей знания. В то же время следует указать на целый ряд негативных сторон этого метода при использовании его в системе специального образования: зачастую этот метод превращается в универсальный, когда реально продуцируется лишь один вид деятельности учеников - воспроизведение имеющихся у них знаний (речь в данном случае не идет об эвристической беседе). При проведении беседы слабо учитываются способности и возможности, психологические особенности каждого отдельного ученика; учитель является центральной и единственно активной фигурой на уроке.
Используются три уровня постановки вопросов:
1.    Вопросы, требующие простого воссоздания информации.
2.    Вопросы, требующие определенных действий с фактами - выявление связей, группировка, классификация, синтез, анализ, сравнение, противопоставление.
3.     Вопросы, побуждающие учащихся к абстрактному мышлению, прогнозированию, переносу знаний в новые условия.
Ответы обучающихся нередко бывают формальными, заранее выученными. Многие дети в силу специфики своего развития вообще не владеют навыками беседы. Им требуется значительное время, чтобы научиться формулировать свои высказывания, рассуждать во время беседы, задавать вопросы учителю, высказывать свое мнение, узнавать новое у учителя и товарищей по группе или классу, пользоваться специфическими для беседы речевыми конструкциями. Отсюда следует, что беседа в начальном образовании ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями малопродуктивна в плане приобретения новых знаний. В то же время она может использоваться для закрепления нового словаря и оборотов речи, а при ознакомлении с новым материалом - на начальном этапе (для выяснения, что знают дети) и на завершающем - для проверки усвоения изложенного.
Для детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие. Ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная Предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.
Психологические особенности восприятия школьников с отклонениями в развитии, наиболее характерными из которых для всех категорий являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру, обусловили специфику в реализации наглядных методов обучения.
Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими методами.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить