Принцип необходимости специального педагогического руководства
Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, так как имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации. Она направлена на коррекционно-компенсирующее преобразование различных психических функций и удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в соответствии с его недостатком. Особенности развития обучающихся заставляют вносить специфические изменения в содержание и способы их учебно-познавательной деятельности. Так, нарушения перцептивной деятельности вызывают необходимость перекодировки или особого структурирования учебной информации в соответствии с познавательными возможностями детей; нарушения мыслительной деятельности требуют такой организации обучения, в которой обеспечивается формирование конкретной (чувственной и действенной) ОСНОВЫ умственных действий; потребность в компенсаторных путях и механизмах развития требует от специального педагога выбора возможных направлений коррекционно-педагогического воздействия и отбора адекватного содержания и средств компенсаторного развития. Естественно, что только дефектолог, зная закономерности и особенности развития познавательных возможностей данного ребенка, с одной ггоооны и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять этим процессом. В большинстве случаев вследствие глубокого своеобразия развития детей с особыми образовательными потребностями самостоятельная учебно-познавательная деятельность их затруднена или невозможна. Олигофренопедагогика разработала основные требования, соблюдение которых обеспечивает коррекциошю-развивающую направленность обучения. 1. Адаптация содержания обучения к познавательным возможностям учащихся. Упрощение структуры знаний и практических действий. Учебный материал даётся на более низком уровне обобщения, недоступные понятия опускаются и т.д. 2. Наглядность. Злоупотребление предметной наглядностью способствует развитию у учащихся пассивной созерцательности, задерживает развитие мышления. Варьирование различными видами наглядности (натуральные предметы, условно-объемные пособия, схематические, символические) позволяет решать на уроках различные дидактические и коррекционные цели. 3. Замедленность процесса обучения. Для учеников определяется более медленный темп изложения, объяснения, им предоставляется большая экспозиция кадров при демонстрации экранных изображений, они более длительное время рассматривают картины; между вопросом и ответом устанавливается большая пауза, ученикам отводится больше времени на выполнение практических задании. 4. Повторность в обучении и воспитании. При сообщении нового материала многократно предъявляются одни и те же знания, перед изучением нового основательно воспроизводится ранее изученное. В процессе воспроизведения изученного уточняются и корригируются неправильно усвоенные знания и приемы действий, приводятся в систему отдельные факты и понятия, усвоенные учащимися в разное время. 5. Упражняемость. Постепенное включение ученика в деятельность, направленную на непрерывное наращивание познавательных возможностей. Постепенное усиление самостоятельности ребенка при выполнении различных учебных заданий, получаемое благодаря сокращению помощи со стороны учителя, переходу от максимально расчлененных действий к целостным, от наглядности к словесным обобщениям, наращиванию скорости выполнения отдельных видов учебной работы - чтения, письма, счета, ручных операций. 6. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Коррекционная работа ведется по предолению не только общего недоразвития и распространяется на все стороны личности, но и адресуется к отдельным недочетам путем избирательного использования коррекционных средств соответственно природе преодолеваемого дефекта. В каждом классе насчитывается немало учеников, которых объединяют общие типологические особенности, резко отличающие их от остальных учеников класса. В этих случаях к таким детям применяется дифференцированный подход. 7. Труд как средство коррекции. Специальный подбор трудовых заданий, дозировка и регламентация трудовых усилий, уточнение и расширение представлений об окружающей действительности, развитие функций, анализаторов и двигательных навыков. 8. Игра как средство коррекции. В игре происходит стимуляция физической и психической активности заторможенных детей, уравновешиванне расторможенных, преодоление замкнутости, исправление недостатков речи, мышления, моторики. • Подвижные игры применяются в работе по коррекции моторных нарушений. • Дидактические используются для коррекции развития познавательной деятельности. • Сюжетно-ролевые позволяют корригировать навыки согласования собственных действий с действиями коллектива, тормозить те, которые противоречат создавшейся ситуации и являются ненужными. 9. Оздоровление и лечение. В систему коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми входят также мероприятия по оздоровлению, профилактике и лечению. 10. Охранительно-педагогические мероприятия. Надзор за состоянием здоровья, санитарно-предупредительные и текущие наблюдения, соблюдение психологических требований к условиям жизни, учёбы и труда; врачебные консультации; санитарно-просветительная работа среди персонала. 11. Общественно-полезная деятельность. Успешное выполнение посильных полезных дел возвышает ученика в своих глазах, порождает веру в свои силы. Особенности реализации коррекционных средств; а) единство педагогических и медицинских воздействий на воспитуемых; б) согласованность воспитательных воздействий на каждого воспитуемого со стороны педагогического, медицинского персонала и коллектива учащихся; в) соблюдение последовательности и преемственности в коррекционо-воспитательной работе; г) строгое соблюдение единого охранительно-педагогического режима в школе и семье.
|