Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Принцип необходимости специального педагогического руководства

Принцип необходимости специального педагогического руководства
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Принцип необходимости специального педагогического руководства

Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, так как имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации. Она направлена на коррекционно-компенсирующее преобразование различных психических функций и удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в соответствии с его недостатком.
Особенности развития обучающихся заставляют вносить специфические изменения в содержание и способы их учебно-познавательной деятельности. Так, нарушения перцептивной деятельности вызывают необходимость перекодировки или особого структурирования учебной информации в соответствии с познавательными возможностями детей; нарушения мыслительной деятельности требуют такой организации обучения, в которой обеспечивается формирование конкретной (чувственной и действенной) ОСНОВЫ умственных действий; потребность в компенсаторных путях и механизмах развития требует от специального педагога выбора возможных направлений коррекционно-педагогического воздействия и отбора адекватного содержания и средств компенсаторного развития.
Естественно, что только дефектолог, зная закономерности и особенности развития познавательных возможностей данного ребенка, с одной ггоооны и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять этим процессом. В большинстве случаев вследствие глубокого своеобразия развития детей с особыми образовательными потребностями самостоятельная учебно-познавательная деятельность их затруднена или невозможна.
Олигофренопедагогика разработала основные требования, соблюдение которых обеспечивает коррекциошю-развивающую направленность обучения.
1.    Адаптация содержания обучения к познавательным возможностям учащихся. Упрощение структуры знаний и практических действий. Учебный материал даётся на более низком уровне обобщения, недоступные понятия опускаются и т.д.
2.    Наглядность. Злоупотребление предметной наглядностью способствует развитию у учащихся пассивной созерцательности, задерживает развитие мышления. Варьирование различными видами наглядности (натуральные предметы, условно-объемные пособия, схематические, символические) позволяет решать на уроках различные дидактические и коррекционные цели.
3.    Замедленность процесса обучения. Для учеников определяется более медленный темп изложения, объяснения, им предоставляется большая экспозиция кадров при демонстрации экранных изображений, они более длительное время рассматривают картины; между вопросом и ответом устанавливается большая пауза, ученикам отводится больше времени на выполнение практических задании.
4.    Повторность в обучении и воспитании. При сообщении нового материала многократно предъявляются одни и те же знания, перед изучением нового основательно воспроизводится ранее изученное. В процессе воспроизведения изученного уточняются и корригируются неправильно усвоенные знания и приемы действий, приводятся в систему отдельные факты и понятия, усвоенные учащимися в разное время.
5.    Упражняемость. Постепенное включение ученика в деятельность, направленную на непрерывное наращивание познавательных возможностей. Постепенное усиление самостоятельности ребенка при выполнении различных учебных заданий, получаемое благодаря сокращению помощи со стороны учителя, переходу от максимально расчлененных действий к целостным, от наглядности к словесным обобщениям, наращиванию скорости выполнения отдельных видов учебной работы - чтения, письма, счета, ручных операций.
6.    Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Коррекционная работа ведется по предолению не только общего недоразвития и распространяется на все стороны личности, но и адресуется к отдельным недочетам путем избирательного использования коррекционных средств соответственно природе преодолеваемого дефекта.
В каждом классе насчитывается немало учеников, которых объединяют общие типологические особенности, резко отличающие их от остальных учеников класса. В этих случаях к таким детям применяется дифференцированный подход.
7.    Труд как средство коррекции. Специальный подбор трудовых заданий, дозировка и регламентация  трудовых усилий, уточнение и расширение представлений об  окружающей действительности, развитие функций, анализаторов и двигательных навыков.
8.    Игра как средство коррекции. В игре происходит стимуляция физической и психической активности заторможенных детей, уравновешиванне расторможенных, преодоление замкнутости, исправление недостатков речи, мышления, моторики.
•    Подвижные игры применяются в работе по коррекции моторных нарушений.
•    Дидактические используются для коррекции развития познавательной деятельности.
•    Сюжетно-ролевые позволяют корригировать навыки согласования собственных действий с действиями коллектива, тормозить те, которые противоречат создавшейся ситуации и являются ненужными.
9.    Оздоровление и лечение. В систему коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми входят также мероприятия по оздоровлению, профилактике и лечению.
10.    Охранительно-педагогические мероприятия. Надзор за состоянием здоровья, санитарно-предупредительные и текущие наблюдения, соблюдение психологических требований к условиям жизни, учёбы и труда; врачебные консультации; санитарно-просветительная работа среди персонала.
11. Общественно-полезная деятельность. Успешное выполнение посильных полезных дел возвышает ученика в своих глазах, порождает веру в свои силы.
Особенности реализации коррекционных средств;
а)    единство педагогических и медицинских воздействий на воспитуемых;
б)    согласованность воспитательных воздействий на каждого воспитуемого со стороны педагогического, медицинского персонала и коллектива учащихся;
в)    соблюдение последовательности и преемственности в коррекционо-воспитательной работе;
г) строгое соблюдение единого охранительно-педагогического режима в школе и семье.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить