Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Проблемы психического развития умственно отсталых детей в теории и практике дефектологии

Проблемы психического развития умственно отсталых детей в теории и практике дефектологии
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Проблемы психического развития умственно отсталых детей в теории и практике дефектологии

Как и всякие другие дети умственно отсталые на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Психика развивается при самых глубоких степенях умственной отсталости, даже при тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к распаду психики - это специфика детского возраста, которая пробивается даже сквозь самую тяжелую патологию организма.
Ж.И. Шиф, ссылаясь на положение Л.С. Выготского о принципиальной возможности формирования сложных видов психической деятельности, пишет, что у олигофренов развитие, при всем его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Развитие психики ребенка зависит от его обучения и воспитания взрослыми.
Две принципиально разные концепции развития:
1-я - более общепринятая: умственно отсталый более или менее успешно усваивает все простое, элементарное, но не может достигнуть высших уровней обобщения и абстракции, а также высот нравственной культуры.
2-я концепция развития психики умственно отсталого ребенка создана Л.С. Выготским, который рассмотрел процесс развития как единый процесс, где каждый последующий способ реагирования зависит от достигнутого ранее. Л.С.Выготский говорит о необходимости различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. Первым  осложнением, возникающим как вторичный синдром при умственной отсталости, оказывается недоразвитие высших психических функций (высших фор памяти, мышления, характера), слагающихся и возникающих в  процессе социального развития ребенка. При этом само по себе недоразвитие высших психических функций не обязательно связано с картиной дебильности.
Вывод Л.С. Выготского: дебил "принципиально способен к культурному развитию, может выработать в себе высшие психические функции, и фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишенным этих высших функций". Существует культурный и биологический процессы развития. Биологическая неполноценность ребенка лишает его возможности своевременно, т.е. с самого младенческого возраста, усваивать культуру человечества, А эта культура преподносится ребенку в форме привычных для человеческого общества приемов и обычаев воспитания, рассчитанных на здорового ребенка.
Особенно остро выступает это несоответствие в периоды раннего и дошкольного воспитания. Уместно сравнение умственно отсталого ребенка с растением, у которого плохие корни: они непроницаемы для соков в тех слоях, которые могли бы дать им питание, и открывают свои поры там, где слой почвы сух и ядовит. Такое растение, развиваясь в адекватных условиях, могло бы зацвести. В обычных условиях оно остается худосочным и чахнет, не достигнув вершин развития. Значит, нужно переделать почву, т.е. систему культурного воспитания в младенческом и дошкольном возрасте.
По теории Л.С. Выготского высшие психические функции, т.е. высшие формы памяти, мышления, характера - продукт культурного развития, а не биологического созревания. Влияние расхождения между биологическим и культурным развитием умственно отсталого ребенка проявляется, в частности, в дисгармоничном росте потребностей. Вывод: в развитии психики умственно отсталого ребенка большую роль играют псевдокомпенсаторные (мнимоприспособительные) и компенсаторные образования. Псевдокомпенсаторные вредные образования: под влиянием низких оценок со стороны окружающих умственно отсталый ребенок осознает свою малоценность, проявляет невротические признаки (кривляется, паясничает, т.е. на первом плане - неблагоприятные стереотипы поведения). Но бывают и удачные, найденные самим ребенком компенсаторные механизмы: замедленность действия и ответов на занятиях не всегда показатель медленного протекающего психического процесса. Иногда это - компенсаторная медлительность проговаривающего про себя", контролирующего свои рассуждения. Таким образом, развитие психики умственно отсталого ребенка затруднено как внешними, так и внутренними неблагоприятными условиями.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить