Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Умственная отсталость. Олигофрения. Деменция

Умственная отсталость. Олигофрения. Деменция
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Умственная отсталость. Олигофрения. Деменция

Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры.
Умственно отсталый - такой ребенок, у которого стойко нарушена познавательная деятельность и другие высшие психические функции вследствие органического поражения головного мозга.
Причина умственной отсталости - поражение головного мозга ребенка (недоразвитие, болезнь, ушиб). Однако, не всякое поражение головного мозга ведёт к стойкому нарушению познавательной деятельности.
Понятие "умственно отсталый" не определяет конкретного заболевания, а лишь то, каковы возможности данного ребёнка в отношении усвоения знаний.
При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов. Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.
При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Особенности проявления интеллектуальной недостаточности связаны лишь с возрастными закономерностями развития ребенка.
Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.
Слабость логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.
Темп мышления замедлен, характерна инертность психических процессов, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего, функции отвлечения и обобщения, т.е. всегда нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности сложных эмоций и произвольных форм поведения.
Интеллектуальный дефект отличается стойкостью, при тяжелых формах выявляется уже на первом году жизни.
Ранние нарушения в центральной нервной системе вызывают и нарушения в общем соматическом состоянии и развитии ребенка. Так, известно, что дети-олигофрены, как правило, научаются ходить с большим опозданием. В моторике у многих учащихся вспомогательной школы наблюдаются более или менее выраженные нарушения: в одних случаях нарушается формирование целенаправленных движений, в других - запаздывает автоматизация ряда движений. Среди учащихся вспомогательной школы имеются дети, у которых парализованы конечности, ограничены двигательные функции в конечностях (парезы) или наблюдаются лишние беспорядочные движения (гиперкинезы). В некоторых случаях наблюдается резкое снижение общего мышечного тонуса, вялость, патологическая замедленность в движениях и т. п. У детей с болезнью Дауна имеется резкое недоразвитие всего костно-мышечного аппарата.
У многих учащихся вспомогательной школы отмечаются нарушения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нередки также случаи нарушений в системе пищеварения и обмена веществ.
Таким образом, можно считать, что для большинства умственно отсталых детей характерна общая или частичная атипия физического развития.
При олигофрении выделяют три степени умственного недоразвития: дебильность, имбецильностъ и идиотию.
Дебилъностъ является наиболее легкой по степени и наиболее распространенной формой олигофрении (коэффициент интеллекта 50 - 69). При отсутствии осложняющих интеллектуальную недостаточность расстройств, а также при ранних и адекватных коррекционных мероприятиях социальный прогноз благоприятен.
Более тяжелой степенью олигофрении является имоецильностъ (коэффициент интеллекта 20 - 49). При имбецильности грубо нарушена способность к обобщенному мышлению и к образованию понятий.
Самая тяжелая степень олигофрении - идиотия (коэффициент интеллекта менее 20) -характеризуется грубым недоразвитием всех психических функций.
Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных и других психических функций, т.е. при деменции имеет место приобретенный после рождения интеллектуальный дефект.
В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении может представлять большие сложности. При возникновении деменции у детей старше трех лет ее отграничение от олигофрении становится более четким.
Для разграничения этих форм интеллектуальных нарушений важно иметь в виду, что при деменции, в отличие от олигофрении, имеет место период нормального интеллектуального развития.
Кроме того, структура интеллектуальной недостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые заключаются в неравномерной недостаточности различных познавательных функций.
При деменции может наблюдаться несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации.
Характерными признаками деменции являются выраженные нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения, мотивации. Кроме того, характерны личностные и эмоциональные расстройства: дети часто некритичны, расторможены, эмции их примитивны.
В раннем возрасте деменция проявляется в виде утраты поздно приобретенных навыков. Например, если деменция возникает у ребенка трех лет, то прежде всего теряется речь, пропадают начальные навыки самообслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки - ходьба и другие.
В истории олигофренопедагогики известны различные концепции подхода к пониманию сущности умственной отсталости. Все они - результат всевозможных исследований, в которых выделяются некоторые основные аспекты - медицинский, или клинический; психологический; педагогический; социологический и юридический.
Медицинский - рассматривает вопросы этиологии слабоумия, анатомо-морфологические нарушения, устанавливает клинические, психопатологические симптомы слабоумия.
Психологический - устанавливает картину нарушения психической деятельности слабоумных, раскрывает их интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу и личность в целом.
Педагогический - рассматривает проблему обучаемости умственно отсталого ребенка.
Социологический - рассматривает социальные проблемы, связанные с умственной отсталостью.
Юридический - рассматривает законодательную защищенность лиц с интеллектуальными нарушениями.
Специальным объектом внимания олигофренопедагогики и олигоф-ренопсихологии является не сам дефект, т.е. патология ЦНС, а обусловленное им психическое состояние. При этом умственно отсталый лишь тот, у кого это состояние имеет стойкий характер. Черты подлинной умственной отсталости: 1) наличие органического поражения головного мозга; 2) общее диффузное нарушение познавательной деятельности при наличии ведущего (ядерного) симптома - недоразвития обобщения и отвлечения; 3) устойчивость нарушения познавательной деятельности.
Сущность умственной отсталости - материальная основа дефекта (материальный носитель умственной отсталости - мозг, перенесший заболевание или находящийся в болезненном состоянии). Последствия: глобальное нарушение познавательной деятельности, снижение интенсивности развития интеллекта. Болезнь, вызвавшая патологию мозга может быть эндогенного (внутриутробного) и экзогенного (внешние воздействия) происхождения. В связи с этим, причинами, обусловившими умственную отсталость, могут быть:
а)    всевозможные влияния, оказывающие вредное воздействие в период внутриутробного развития ребёнка (инфекции, интоксикации, травмы);
б)    родовые травмы, асфиксия;
в)    болезненные явления в период раннего  (постнатального) развития ребенка (заболевания мозга инфекционного, интоксикационного, травматического характера, нарушения питания и др.);
г)    неблагоприятная наследственность, в т.ч. влияние неправильного генного управления процессами обмена, дефектность генов, хромосомные аберрации.
Ученые, проводившие обследование большой популяции, пришли к выводу, что среди населения чаще встречаются умственно отсталые мужчины, а риск рождения умственно отсталого ребенка выше в тех семьях, где имеется умственно отсталая мать.
Если же имеется хотя бы один из родителей умственно отсталый, этот риск возрастает значительно; в случаях, когда умственно отсталыми являются мать или отец, он может достигать 50%; если же оба родителя умственно отсталые, риск появления умственно отсталых детей в семье приближается к 75%.
Однако, остаются вопросы полового развития умственно отсталых и способности их к воспроизведению. По мнению многих авторов, практика стерилизации умственно отсталых, широко практиковавшейся в США в первой половине 20 века, не оправдывает себя в качестве профилактического средства умственной отсталости и наносит людям, подвергшимся операции, тяжелые моральные травмы.
У лиц с генетическими формами умственной отсталости или умственной отсталости в результате раннего внутриутробного поражения отмечается некоторая задержка полового развития, но если умственная отсталость развилась в результате действия патологических факторов в момент родов или в постнатальном периоде, то половое развитие идет нормально. отмечается также более выраженная задержка полового развития у лиц с низким IQ. Так, женщины с синдромом Дауна могут рожать детей, то время как мужчины с этим синдромом не способны к оплодотворению.
Ученые, ведущие в настоящее время генетические исследования на четырех уровнях: молекулярном, клеточном, на уровне отдельного организма и на уровне популяции, подчеркивают, что многие виды патологии передаются полигенным путем от одного поколения к другому. Исследования передачи умственной отсталости и патологии поведения затруднены тем, что существует вариабельность в силе проявления того или иного признака, а также тем, что имеются значительные влияния внешней среды.
В связи с диффузным поражением мозга у умственно отсталых детей нарушена вся высшая нервная деятельность в целом. Патологические изменения обнаруживаются в образовании безусловных рефлексов, в деятельности центральных отделов анализаторов, в основных нервных процессах (возбуждении и торможении), в свойствах кортикальных процессов (иррадиации, концентрации, взаимоиндукции), а также во взаимодействии сигнальных систем.
Существует прямая зависимость между степенью нарушения познавательной деятельности и нарушениями речи: при IQ - 21-50/о речевые дефекты встречаются в 90% случаев, при IQ  выше 50 - в 45 %, при IQ ниже 20-в 100%. Рассматриваются вопросы лингвистического исследования речи умственно отсталых. По мнению отдельных авторов, грамматическое развитие речи у них находится на очень низком уровне.
Известными дефектологами и психологами (Власовой Т.А., Выготским Л.С., Дульневым Г.М., Занковым Л.В., Сухаревой Г.Е. и др.) установлено, что дефектное состояние психики при умственной отсталости имеет сложную структуру:
1)    первичный дефект (состояние, которое возникает непосредственно под влиянием заболеваний мозга);
2)    вторичные нарушения (недоразвитие мышления, памяти и других психических процессов).
К группе умственно отсталых не могут быть отнесены:
а)    дети, умственная недоразвитость которых обусловлена не заболеванием мозга, а отсутствием надлежащего ухода и воспитания;
б)    дети с временной задержкой психического развития;
в)    дети с тяжелыми нарушениями речи и с сохранным интеллектом (органическое поражение мозга не вызывает нарушений познавательной деятельности).
В основе различных определений умственной отсталости, её диагностирования и классификации лежит способность к приспособляемости ребенка к условиям окружающей его среды. Все аспекты диагностирования создают предпосылки для формирования системы работы с умственно отсталыми детьми, начиная с более тонких дифференцировок различных вариантов слабоумия.
Накоплен большой опыт решения многих задач воспитания умственно отсталых детей (Выготский Л.С., Граборов А.Н., Дульнев Г.М., Ерёменко И.Г., Капустин А.И., В.И. Лубовский В.И., Морозова Н.Г.5 М.С. Певзнер М.С., Петрова В.Г., Синев В.Н., Шиф Ж.И. и др.).


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить