Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Взаимоотношение государства и специального образования

Взаимоотношение государства и специального образования
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Взаимоотношение государства и специального образования

Как известно, в образовании решающее значение имеют интересы трех субъектов - государства, общества и личности. Это означает, что реалистичные государственные интересы должны сочетаться с существенными интересами общества, конкретных групп населения и отдельных граждан.
Особенно важна поддержка государства для образования детей с ограниченными возможностями (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые, логопаты и другие группы), поскольку специальное образование не может полноценно функционировать без постоянной помощи, регулирования и контроля с его стороны.
Продуманная и последовательная политика помощи детям с различными недостатками развития и специальным учебным заведениям для них, по праву считающаяся признаком цивилизованности, возможна только на основе ясного понимания фундаментальных государственных, социальных и индивидуальных интересов.
Успешность осуществления стремлений государства зависит от уяснения и признания его интересов педагогами и всем обществом. Конечно, не приходится рассчитывать, что каждый будет детально разбираться в проблемах детских аномалий и специального образования, что составляет профессиональную обязанность дефектологов, но общество должно быть информировано об основных направлениях политики в отношении инвалидов. Для этого необходимо преодолеть распыленность данных сведений по ряду научных дисциплин и множеству ведомств, а также создать ресурсы общедоступной информации.
В связи с этим возникает ряд существенных вопросов, которые в цивилизованном обществе принято и необходимо открыто обсуждать. Это следующие вопросы:
-     что представляют собой основополагающие интересы государства в отношении детей с нарушениями развития и их специального образования?
-     каковы возможности государства в осуществлении данных интересов?
-     как обеспечить эффективность государственного регулирования коррекционного образования и избежать отрицательных последствий этого регулирования?
Видимо, интересы государства в сфере развития коррекционного образования можно усматривать в трех существенных моментах.
Во-первых, в нацеленности дать всем детям с недостатками развития доступное им качественное образование для того, чтобы они смогли стать полноценными и полезными членами общества, способными самостоятельно обеспечивать себя и по возможности исполнять гражданские обязанности.
Во-вторых, в необходимости поддержать и сохранить единство общества, предотвратить маргинализацию аномальных людей и появление у них чувства заброшенности и отчужденности от остального общества, а также побудить последнее к терпимости и заботе об инвалидах.
В-третьих, в стремлении смягчить социальные последствия для человека из-за его тяжелого дефекта благодаря коррекционному обучению и в намерении уменьшить число людей с нарушениями развития посредством пропаганды здорового образа жизни и просвещения школьников, поощрения бережного обучения и искоренения произвола и жестокости к учебных и бытовых отношениях; осуществление мер профилактики, направленных на рождение здоровых детей.
Такое содержание интересов государства порождено двумя разнородными факторами,
С одном стороны, государство не может игнорировать проблемы инвалидов ввиду возрастания гуманистических начал в общественном сознании и по причине того, что теперь аномальные люди составляют значительную часть любого общества, объединены в сплоченные и многочисленные организации, в большинстве своем обладают всей полнотой гражданских прав и, следовательно, становятся серьезной политической силой.
С другой стороны, люди с ограниченными возможностями требуют от государства особого внимания и дополнительных расходов, при отсутствии которых к их физическим или психическим недостаткам могут прибавиться еще и опасные социальные отклонения: преступность, бродяжничество, нищенство, тунеядство, наркомания, алкоголизм.
Вместе с тем не стоит забывать, что интересы государства в отношении человека с дефектом развития имеют длительную историю. Ретроспективный взгляд на эти интересы обнаруживает наличие тенденции отстранения государства и общества от решения проблем образования аномальных детей. Первоначально в общественном сознании господствовало враждебное и дискриминационное отношение к человеку с отклонениями, было распространено мнение о "ненужности для государства и народа ущербных людей, о видимой бессмысленности их жизни и обучения. По мере роста культуры постепенно преодолевается стереотип деления общества на "полноценных" и "неполноценных" членов. В современную эпоху тенденция отстранения государства от специального образования трансформировалась. Она проявляется косвенно в том, что развитые государства стараются переложить заботу об инвалидах на филантропические организации.
Современное государство располагает мощными рычагами воздействия на последствия и распространенность аномальности. Среди них как реальные средства медицинской и педагогической профилактики и коррекции, так и чисто формальный, юридический способ движения смыслового поля понятий "инвалидность", 'нетрудоспособность", "болезнь", "девиация", "норма", "здоровье" и т.д.
Особую актуальность эта проблема приобретает для общего образования. Известно, что для единства образовательной системы необходимы государственные стандарты. Возрастание нагрузки вызывает у многих учащихся снижение успеваемости, срывы, протест - как защитную реакцию по типу "бегства в болезнь". Часть учителей выбирают облегченный путь, подчас записывая отстающих и психофизически ослабленных учеников в группу аномальных детей. В итоге оказывается: чем выше уровень требований стандарта, тем больше школьников становятся или объявляются неуспевающими и аномальными. Чтобы предотвратить это, в построении содержания образования государству надо идти на компромисс между прогрессирующими запросами культуры и неокрепшими силами учащихся, а педагогам в повседневной практике преподавания - искать новые Приемы бережного обучения и избегать неоправданного произвольного манипулирования категориями "норма" и "патология".
В образовании детей со стойкими и глубокими нарушениями развития также неоправданна чрезмерная опека, которая формирует у учащихся с различными проблемами потребительское отношение к обществу и государству, укрепляет ложную уверенность, что забота и помощь окружающих являются чем-то само собой разумеющимся и обязательным. Такая пагубная установка в дальнейшем сохраняется и определяет взрослую жизненную позицию, сковывает волю к труду, препятствует проявлению самостоятельности и инициативы, порождает безапелляционную наглость или, наоборот, социальную пассивность.
Безусловно, внимание к аномальным людям - это показатель цивилизованности общества, но дело заключается не столько в том, чтобы постоянно опекать инвалидов, сколько в том, чтобы создать условия для их личностной самореализации, для их общественно значимой работы по избранной специальности. В интересах государства подготовить ребенка с отклонениями развития к будущей социально приемлемой деятельности, отвечающей его возможностям и желаниям, и гарантировать его занятость, несмотря на то, что производительность его труда скорее всего будет ниже, чем в той же профессиональной области у здорового человека.
Одним из приоритетов современной государственной политики по праву считается социальная реабилитация инвалидов. Она направлена на максимально возможную интеграцию лиц с ограничением жизнедеятельности в общество, опирается на гарантии их прав и предполагает их социальную защиту, восстановление и компенсацию нарушенных функций организма и утраченных связей с социальным окружением. Гуманистические ценности реабилитации и специального образования закреплены в ряде международных правовых актов, и в частности, в "Декларации о правах инвалидов" (ООН, 1975 г.), где говорится: "Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной'1. Особую значимость социальная реабилитация приобретает на фоне прогрессирующего ухудшения состояния здоровья и роста невротических расстройств у молодого поколения. В то же время наблюдается восходящая динамика преступности, насилия, экстремизма, алкоголизма, наркомании, проституции, безработицы, смертности и самоубийств в молодежной среде; остро стоит проблема сиротства; идет процесс маргинлизации молодежи вследствие ее незащищенности, отчужденности, протестной ориентации; вовлечение несовершеннолетних в асоциальные группировки способствует закреплению антиобщественного сознания и поведения. В подобной ситуации применение реабилитационных и коррекционных технологии становится необходимым не только в специальном обучении, но и в общем образовании для профилактики патологических явлений.
В отношении государства к специальному образованию обнаруживаются те же две опасности, которые на примере воспитания раскрыл К. Ясперс, выделивший "две крайние возможности" государства: либо самоустраниться, допустить "многообразие учебных планов и попыток вплоть до необозримой раздробленности, что вызывает произвол и утрату "духа подлинной общности", либо овладеть воспитанием, утвердить в нем единообразие, что влечет за собой "типизацию человека. Главную опасность для общей и специальной педагогики несут крайности, в том числе попустительство непродуманному экспериментаторству и администрирование с мелочной регламентацией, догматическое поклонение идолу знаний и малосодержательность школьного преподавания, ложно понятая индивидуализация и "нивелированное образование". Принимая во внимание, что решить все проблемы только на основе административного вмешательства невозможно, следует на первое место во взаимоотношениях государства и школы ставить принцип меры и своевременности государственного вмешательства в управление образовательной системой.
В последнее время в отечественном коррекционном образовании остро стоит проблема соотношения дифференцированного обучения аномальных детей разных категорий в соответствующих специальных школах и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в общеобразовательных школах. Эта проблема затрагивает не только интересы педагогов и учащихся, но и интересы общества и государства. В дискуссиях о перспективах развития дефектологии интеграцию предлагают и отстаивают под лозунгами "равенства образовательных возможностей", борьбы с "официальной сегрегацией", права на "выбор учебного заведения", но руководствуются на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На наш взгляд, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран: интеграции может провоцировать отток здоровых школьников. К этим аргументам следует еще добавить, что:
-     в общеобразовательных школах отсутствуют необходимые методики и оборудование для интеграции, к чей не готовы учителя массовых школ, на которых ляжет основная работа:
-     интеграция за рубежом, где она возникла, теперь подвергается решительной критике;
-     интегративный подход приводит к явному снижению качества образования "нормальных" учащихся, вызывает недовольство у многих родителей;
-     существует риск психологического дискомфорта и изоляции интегрируемого ребенка с нарушениями развития в среде здоровых одноклассников, встает проблема его дезадаптации в сообществе аномальных людей, и на социальном уровне возникает противоположная интеграции тенденция к культурному обособлению инвалидов в защиту своей самобытности и самоценности.
Из этого можно сделать вывод, что интересы государства и общества не находятся однозначно на стороне интеграции детей с особыми нуждами в учебные учреждения и классы общего типа.
Интеграция аномальных и нормальных учащихся в обучении не тождественна социальной интеграции, в которой, разумеется, фундаметальио заинтересованы общество и государство, а может дать даже противоположный результат. Не вызывает сомнений, что на Западе в 60-90-е гг. интеграция возникла под влиянием экономического подъема, тогда как в СНГ в 90-е гг. интеграция – это дитя социального кризиса и разочарования в ценностях традиционной педагогики. В сложившихся обстоятельствах типичная украинская общеобразовательная школа вряд ли может быть для ребенка с ограниченными возможностями более благоприятной средой развития, чем спецшкола. Вместе с тем при интеграции складываются далеко не самые благоприятные условия для развития всех остальных "нормальных" учащихся, об интересах и правах которых тоже следовало бы подумать апологетам интеграции. В итоге надо признать, что всеобщая тотальная интеграция, насаждаемая командно-административными методами, была бы разрушительной для общего и специального образования, и поэтому она неприемлема и недопустима. Тем не менее отдельные локальные опыты и эксперименты по интегративному обучению при особом педагогическом внимании ко всем участвующим детям желательно продолжать: они представляют определенный научный интерес.
Вместе с тем мы не должны забывать, что эффективность коррекционного обучения зависит не только от внешних факторов, но и от меры внутренней его сопричастности потребностям и интересам, идеалам и ценностям, сущности и существованию аномального человека. В наше время на первый план выходит задача формирования общественно-государственной системы специального образования, поскольку одно государство, без опоры на личность и общество, не в состоянии решить весь комплекс проблем обучения детей с ограниченными возможностями.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить