Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Социальные роли и отношения в коллективе. Коллективное творчество

Социальные роли и отношения в коллективе. Коллективное творчество
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Социальные роли и отношения в коллективе. Коллективное творчество

Отношения в коллективе возникают между людьми как носителями определенных социальных ролей.

Роль - это относительно постоянная система поведения согласно установленному эталона.

С ролью всегда связываются определенные права, обязанности и ожидания. Индивид, который не оправдывает их, подвергается санкциям, а то, что оправдывает - поощрению.

Роли рабочих в коллективе делятся на две группы: производственные (табл. 4.3) и межличностные.

Коллектив будет нормально функционировать при полном распределении и добросовестном выполнении перечисленных ролей.

Если членов коллектива окажется меньше восьми, то кому придется одновременно играть две или более ролей, что неизбежно приведет к возникновению внутриособистісних, а затем и межличностных конфликтов.

Роли, связанные с межличностными отношениями, разделяют на две группы:

1) ведущие (авторитетные, честолюбивые и чем привлекательны для окружающих рабочие);

2) ведомі (все другие работники, включая так называемых обездоленных, с которыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за всех).

Между членами коллектива возникают следующие типы отношений:
• дружественное сотрудничество, взаимопомощь, основанные на полном доверии;
• дружеское соревнование в виде соперничества в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений;
• невмешательство, дистанцирование один от другого при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества;
• соперничество, ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанное на общей взаимном недоверии;
• кооперация антагонистов - соперничество в рамках общей деятельности и негативных отношений.

Производственные роли рабочих в коллективе

Координатор- Имеет самые большие организаторские способности; как правило, становится руководителем коллектива независимо от опыта и знаний, его главная обязанность - уметь работать с теми, кто такими знаниями и опытом обладает, и направлять их активность на достижение целей
Генератор- идей Имеет хорошие способности и талант. Разрабатывает варианты решения любых проблем, стоящих перед коллективом, но в силу своей неактивности, несобранности и т.п. не способен их реализовать
Контроллер- Творчески мыслить не в состоянии, но в силу глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе с ее дальнейшего усовершенствования
Шлифовщик- Имеет широкий взгляд на проблему и поэтому при необходимости умеет согласовать ее решения с другими задачами коллектива
Энтузиаст- Самый активный член коллектива; восхищает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели
Соискатель- выгод Посредник во внутренних и внешних отношениях, что добавляют определенное внутреннее единство действиям членов коллектива
Исполнитель- Добросовестно реализует чужие идеи, но требует при этом постоянного руководства и стимулирования
Помощник -Лично ни к чему не стремится, удовлетворяется вторыми ролями, но всегда готов помочь другим в работе и в жизни

Генеральный директор группы компаний "Испанский дом" отметил: "Я считаю, что рынку нужны, в первую очередь, не звезды экстракласса, а слаженные действия всей компании. Поэтому даже с очень талантливыми людьми, которые нарушают целостность такого взаимодействия, приходится прощаться или отводить им роль консультантов. Для эффективной работы нужны взаимопомощь и поддержка. И дело здесь не в альтруизме или заботе руководителя о том, чтобы всем было хорошо. Речь идет об исключительно экономический фактор: огромные деньги выбрасываются через то, что люди не умеют взаимодействовать" [80].
Повседневная деятельность членов коллектива подчинена определенным законам, среди которых можно особо выделить два - закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса и закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы:
Согласно первому закону каждый член коллектива будет прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить свое "место под солнцем", и эти действия бывают по своему содержанию очень неоднозначными. С одной стороны, они могут выражаться в улучшении результативности, в повышении качества работы, в самосовершенствовании, то есть иметь позитивную направленность. С другой стороны, - сводиться к разного рода интриг, использование бюрократических уловок, защиты от всего, что несет возможность каких-либо изменений.
Действия, что подчиненные втором закона, также являются неоднозначными, потому что компенсировать недостаток одних качеств можно не только активной работой в других областях, но также и лестью, неформальными отношениями с руководством, борьбой с соперниками и т.п.
В современных предприятиях рядовые члены коллектива широко привлекаются к разработке управленческих решений, и успех этой работы во многом определяется особенностями группы.
Необходимо иметь в виду, что любое коллективное творчество всегда основывается на индивидуальных умственных процессах каждого, результаты которых затем совместно анализируются, анализируются и обобщаются. Таким образом, при сборе и первичной обработке информации члены коллектива в любом случае выступают как "ізолянти", и лишь затем начинается собственно коллективная работа.

Коллективная работа может осуществляться двумя основными методами:
1) методом Дельфи;
2) методом мозговой атаки.

Сущность метода Дельфи заключается в том, что эксперты (участники коллективной работы) независимо один от другого формулируют свое мнение по заданной проблемой. Затем на основе обобщения этих мыслей разрабатывается единственный вариант ее решения, который является основой для продолжения работы над проблемой и обоснование новых предложений. Такая работа повторяется до тех пор, пока не будет выработано решение, что приближается к оптимальному или наиболее приемлемого в данных условиях.
Таким образом, метод Дельфи основывается, в основном, на самостоятельной творчества и использовании коллективного разума лишь на промежуточных и заключительных стадиях работы.

Метод мозговой атаки во многом противоположный метода Дельфи, поскольку процесс творчества здесь является коллективным.
Метод мозговой атаки заключается в публичном высказывании каждым своих идей, что сразу развиваются и дополняются другими участниками группы. При этом поощряется максимальное количество высказываний, даже самых бессмысленных на первый взгляд, потому что в каждом из них может содержаться рациональное зерно.
Процедура "мозговой атаки" выглядит таким образом. Руководитель в коротком выступлении раскрывает сущность проблемы, причины ее возникновения, выгоды, которые может принести ее решение, а затем предоставляет слово другим участникам. Как показывает практика, группой из десяти человек за полтора часа может быть высказано до ста оригинальных идей.

Существует множество вариантов метода мозговой атаки. Она может происходить:
• в виде критики и оценки уже существующих положений;
• в форме ответов на вопросы, которые быстро задаются;
• в дополнении и обсуждении предложений, сделанных письменно;
• в виде "суда" над заранее составленному проекту.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить