Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Характеристика активов предприятия

Характеристика активов предприятия
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Характеристика активов предприятия

Денежные средства представляют собой специфический вид активов предприятия, которые являются универсальным платежным средством для привлечения на предприятие любых ресурсов. По своему наполнению статья “денежные средства” представляет собой сумму денег, оставшихся на расчетном счету банка (депозите до востребования) в местной и иностранной валюте, а также некоторая сумма наличных денег, хранящихся в кассе компании на дату составления баланса. Принято считать, что денег должно быть как можно больше. Это утверждение вряд ли применимо к денежному счету предприятия. Остатков денежных средств на расчетном банковском счету предприятия должно хватить для проведения очередных денежных выплат, обусловленных текущей деятельностью компании. Если предприятие готовится к очередной крупной выплате денег, оно постепенно накапливает деньги на своем расчетном счету и совершает эту выплату к назначенному сроку, обеспечивая тем самым свою текущую платежеспособность. Держать постоянно большую сумму денег на расчетном счету представляется неразумным. Деньги должны работать, т.е. деньги следует использовать для приобретения каких-либо более производительных активов, которые в состоянии приносить прибыль. Минимально производительными принято считать рыночные ценные бумаги, которые в состоянии принести предприятию надежный процентный доход. В приведенном примере компании SVP удается непрерывно инвестировать деньги в производительные активы, сохраняя на денежном счету сравнительно небольшие суммы, порядок которых сохраняется для трех выбранных моментов времени.
Рыночные ценные бумаги представляют собой краткосрочные финансовые вложения предприятия с целью получения, как правило, фиксированного дохода. К числу наиболее распространенных вариантов краткосрочных финансовых инвестиций относятся государственные и муниципальные (региональные) долговые обязательства, которые выпускаются их эмитентами на период не более одного года, акцептованные банком векселя, т.е. векселя, выплату по которым гарантирует банк, депозитные сертификаты – свидетельства о временном банковском вкладе, на которые начисляются проценты. Кроме того, к рыночным ценным бумагам относятся фьючерсные, форвардные и опционные контракты, которые представляют собой специальный вид вторичных финансовых инструментов, базирующихся на разнообразных контрактах на обязательную или возможную покупку или продажу первичных финансовых инструментов (ценных бумаг предприятия или государства). Следует подчеркнуть, что под термином “рыночные ценные бумаги” понимаются “чужие” ценные бумаги, т.е. не бумаги данного предприятия. Компания прибегает к приобретению рыночных ценных бумаг с целью наиболее рационального использования временно свободных денежных средств. Предприятие рассчитывает к последствие продать эти бумаги с выгодой или дождаться момента их погашения и получить основную часть долга и процентное вознаграждение. Компания SVP прибегает к покупке рыночных ценных бумаг: на 01.01.ХХ она имела ценных бумаг на $54,200, в то же время через год этот объем сократился на $40,000, так как, по-видимому, предприятию потребовались деньги для проведения каких-либо важных выплат, например, процентов или дивидендов.
Дебиторская задолженность отражает сумму долга предприятию со стороны различных юридических и физических лиц, имеющих прямые взаимоотношения с предприятием. Ниже приведены примеры наиболее распространенных составляющих дебиторской задолженности:
задолженность по реализованным товаром – товары проданы потребителю в кредит и отгружены, деньги поступят на счет предприятия позже в соответствии с условиями контракта;
задолженность по лизинговым контрактам – предприятие сдало часть своих активов в аренду другому предприятию, которое будет выплачивать деньги в соответствии с условиями контракта с некоторой отсрочкой;
задолженность по инвестиционной деятельности – предприятие получило от нового владельца обязательство внести в уставный фонд (добавить к сумме собственного капитала) определенную сумму денег к назначенному сроку, эта сумма добавляется к дебиторской задолженности в момент подписания обязательства и исключается из суммы дебиторской задолженности в момент погашения задолженности, т.е. внесения денег владельцем;
дивиденды и проценты к получению – это задолженность эмитентов ценных бумаг по отношению к предприятию, если оно владеет этими ценными бумагами, данная задолженность появляется в момент начала осуществления выплаты процентов, оговоренный в контракте на долговые ценные бумаги, или в момент объявления о выплате дивидендов, и исключается в момент фактического осуществления выплаты.
В статье “дебиторская задолженность” может появляться строка “поправка на безнадежные долги”. Эта строка отражает ту часть дебиторской задолженности, которая не может быть выплачена должником по причине потери его платежеспособности. Эта сумма в последствии “списывается на затраты” в соответствии с принятыми в стране правилами.
Сумма дебиторской задолженности отражает, как правило, два фактора:
уровень деловой активности предприятия – чем больше объемы продаж, тем обычно больше объем дебиторской задолженности,
отношение предприятия к своим клиентам – чем больше предприятие “любит” своих клиентов, т.е. чем большую отсрочку платежа оно им предоставляет, желая сохранить клиентов и привлечь новых, тем больше объем дебиторской задолженности.
Параллельно с анализом дебиторской задолженности важным вопросом является анализ путей управления дебиторской задолженностью предприятия. Можно выделить пять шагов управления дебиторской задолженностью:
Определение условий предоставления кредита при продаже товара, а именно системы скидок и срока кредита.
Определение гарантий, под которые предоставляется кредит. Самый простой способ – это так называемый “открытый счет”, когда в соответствии с заключенным контрактом потребителю выставляется счет, который им признается. В балансе такая дебиторская задолженность объединяется в статью “счета к получению”. Более надежный способ – получения письменного обязательства заплатить деньги, т.е. векселя. Существует несколько разновидностей векселей, из которых наиболее распространен простой вексель. Дебиторская задолженность, приобретенная таким образом, часто объединяется под общей статьей “векселя к получению”.
Определение надежности покупателя осуществляется компанией с использованием различных информационных источников. В США, к примеру, для этих целей используются специальные информационные бюллетени, в которых публикуются рейтинги фирм, построенные, в том числе, на основании информации о платежеспособности предприятий.
Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю, основанного на анализе риска и минимизирующего возможность понесения ущерба компанией.
Определение политики сбора дебиторской задолженности. В качестве одного из вариантов отметим возможность передачи за определенную плату права на получение денег по дебиторской задолженности специализированной фирме. Такие операции называются факторингом, а фирмы, предоставляющие подобные услуги, называются факторинговыми.
В соответствии с МСБУ, решение о порядке расположения различных видов дебиторской задолженности и степени детализации этих статей принимает сама компания. Следовательно, у различных компаний состав и структура дебиторской задолженности будет различной. В украинских стандартах бухгалтерского учета эта статья баланса жестко регламентирована.
В рассматриваемом примере дебиторская задолженность, реализованная в виде “векселей к оплате”, выделена в отдельную позицию. Основная масса дебиторской задолженности является следствием торговых операций компании и представляет собой задолженности “по счетам”. Компания SVP имеет постоянно возрастающий объем дебиторской задолженности, что, очевидно, свидетельствует о росте объемов ее реализации.
Следует подчеркнуть, что итоговое значение дебиторской задолженности не дает полной картины взаимоотношения компании со своими потребителями, так как различные потребители могут иметь различный срок предоставленной отсрочки платежа. Для эффективной диагностики предприятия необходимо собрать и проанализировать более детальные данные, включающие: 1) наименование дебитора, 2) сумму задолженности, 3) величину предоставленной отсрочки, 4) фактическое состояние задолженности (когда истек или истечет срок погашения), 5) краткая характеристика платежеспособности должника.
Такая информация должна охватывать не менее 90 процентов фактической суммы дебиторской задолженности. Пример такого более детального представления информации о дебиторской задолженности приведен в следующей таблице.
Как видно из таблицы, положение предприятия в отношении своих дебиторов весьма устойчивое. Основная часть дебиторской задолженности, более 75 процентов, является непросроченной. Весьма сомнительными в части погашения являются долги клиентов Г и Д, но их доля составляет всего 12,5 процентов. Такая информация дает более основательное впечатление о дебиторской задолженности предприятия и может служить основой для выводов в отношении эффективности кредитной политики предприятия.
Векселя к получению по существу являются разновидностью дебиторской задолженности, но отличаются формой предоставления отсрочки платежа, которая имеет вид векселя. Наиболее важными характеристиками векселя являются: 1) срок действия, 2) сумма займа и 3) процентная ставка. Срок векселя устанавливается непосредственно при выписке векселя в днях или месяцах, либо оговаривается дата погашения векселя (выплаты суммы займа), и тогда срок векселя рассчитывается путем сопоставления даты выписки и даты погашения. Величина суммы займа устанавливается по взаимному соглашению сторон, участвующих в выписке векселя, и записывается на лицевой стороне векселя. Величина суммы займа определяется на основании объема товара или услуг, оказанных векселедателю. Проценты по векселю – это стоимость займа или вознаграждение за предоставление кредита. Расчет процентов производится по следующей простой формуле:
Процент = Сумма займа * Ставка процента * Срок векселя.
При этом следует учитывать, что ставка процента обычно устанавливается в пересчете на год, а срок векселя указывается в днях или месяцах. Поэтому необходимо сделать соответствующий пересчет. Рассмотрим для примера вексель, выданный компании SVP. Вексель был выдан на срок 3 месяца, сумма займа составляет $42,800, а годовая процентная ставка - 24%. Сумма процентного платежа должна составить $42,800*0.24*(3/12) = $2,568. Таким образом, сумма, выплачиваемая на дату окончания векселя должна составить $42,800 + $2,568 = $45,368. Предприятие учтет эти две компоненты по-разному: основная сумма займа будет непосредственно добавлена к денежному счету; сумма процента должна быть учтена в отчете о прибыли, как дополнительный доход предприятия (в целях правильного налогообложения), а затем уже добавлена к денежному счету.
Существуют также так называемые дисконтные векселя. При выписке дисконтного векселя не указываются проценты, а указывается лишь сумма, которая будет выписана векселедержателю. Соответственно, стоимость товаров или услуг (или сумма которую получает лицо, выписывающее вексель) меньше той суммы, которая будет предоставлена векселедержателю.
В западных странах широко распространена практика учета, или дисконтирования, векселей. Согласно этой практике, банк может выкупить вексель еще до момента его погашения, чтобы самому стать векселедержателем. При этом банк выкупает вексель со скидкой (дисконтом), а получает по векселю полную сумму в момент его погашения. Пусть, к примеру, рассмотренный выше вексель к получению компании SVP, учитывается банком по ставке 30%, когда осталось 60 дней до окончания срока векселя. Сумма дисконта по векселю составит $45,368*0.30*(60/365) = $2,237. Следовательно, предприятие получит не $45,368, а $45,368 – $2,237 = $43,131.
Товарно-материальные запасы или товарно-материальные средства (ТМС) являются одним из наиболее значительных активов предприятия и одним из источников его выручки. Под ТМС подразумеваются активы предприятия, которые будут проданы в течение одного года, или будут использованы с целью изготовления и реализации продукции предприятия. Для торговых фирм ТМС – это товарные запасы; в производственных предприятиях существуют три основные статью ТМС:
запасы сырья и материалов,
запасы незавершенного производства,
запасы готовой продукции.
В дальнейшем ТМС рассматриваются в целом, а спецификация делается по необходимости.
Следующие три ключевые вопросы должны быть рассмотрены при характеристике ТМС:
проблема учета запасов,
проблема оценки запасов и
проблема отражения запасов в отчетности.
Проблема учета запасов решается в украинской и западной бухгалтерии практически одинаково за исключением последнего этапа, когда формируется “себестоимость реализованной продукции”. В общем случае в понятие себестоимости готовой продукции включаются прямые затраты труда, прямые затраты материалов и производственные накладные издержки. Общие и административные издержки, а также затраты, связанные с продажей товаров, в себестоимость реализованной продукции не включаются, а записываются в виде отдельной строки. Отражение этого факта можно найти в таблице 2.2. Существуют два возможных способа учета ТМС:
система постоянного учета запасов, когда все закупки записываются прямо на счет ТМС, а их продажа – включается в себестоимость готовой продукции,
система периодического учета запасов, при которой статья баланса ТМС остается неизменной в течение некоторого периода (месяца), а все закупки отражаются на отдельном счете “закупки”; величина конечных запасов определяется путем физической “инвентаризации”, а себестоимость реализованной продукции рассчитывается в конце периода по формуле
Себестоимость = Начальные запасы + Закупки - Конечные запасы.
Принципиально обе системы приводят к одной и той же себестоимости готовой продукции. В то же время на практике результаты могут не совпадать по различным причинам, например, в случае порчи или недостачи запасов.
Проблема оценки запасов возникает вследствие того, что цена на одни и те же материалы, используемые предприятием, изменяется в течение года. Эта проблема решается с помощью одного из четырех методов:
метод специфической идентификации,
метод средней себестоимости,
метод FIFO (First-in – First-out) и
метод LIFO (Last-in – First-out).
Метод FIFO базируется на том предположении, что запасы продаются в том порядке, в каком они закупаются: “первый пришел – первый ушел”. Таким образом, конечные запасы состоят из последних по времени закупок, и для расчета их себестоимости берется стоимость последних пришедших единиц. Если применять метод FIFO, то стоимость конечных запасов и себестоимость реализованной продукции, полученные в результате расчетов при использовании системы постоянного учета и системы периодического учета запасов, будут одинаковыми.
Данный метод оценки ТМС имманентен естественной последовательности работы предприятия с товарно-материальными запасами: запасы продаются или поставляются в производство по мере поступления: раньше будет использован тот элемент ТМС, который первым появился на предприятии. Использование метода FIFO максимально приближает поток стоимостей к потоку физических единиц запасов. Результатом его применения является то, что стоимость конечных запасов приближается к их текущей рыночной стоимости. При этом предполагается, что предприятие покупает ТМС по рыночным ценам, которые имеет общую тенденцию не уменьшаться. Себестоимость реализованной продукции при этом занижается по сравнению, например, с методом средней себестоимости, что приводит к максимальному значению чистой прибыли.
Метод LIFO базируется на схеме использования запасов, при которой последние по времени закупки первыми уходят в продажу (поступают в производство): последний зашел – последний ушел. Конечные запасы, таким образом, будут состоять из первых по времени закупок. Ввиду неоднозначности последовательности производимых предприятием закупок, использование системы постоянного и периодического учета приводит к различным результатам.
Проблема отражения ТМС в отчетности состоит в том, как должна быть записана стоимость остатков ТМС в балансе. В качестве возможных альтернатив рассматриваются рыночная и “историческая” стоимости. Дело в том, что по разным причинам рыночная стоимость запасов товарной продукции может опуститься ниже их себестоимости. В этом случае возникает потенциальный убыток, который должен быть отражен в данном периоде списанием запасов по их рыночной цене. Разница между себестоимостью запасов и их рыночной ценой списывается одним из двух методов: прямым или косвенным. В первом случае рыночная стоимость запасов просто замещает их в балансе, и разница прямо списывается на себестоимость готовой продукции. Во втором случае создается специальный счет “скидки в результате снижения рыночной стоимости запасов”, который используется в балансе дополнительно к статье “товарно-материальные запасы”, а в отчете о прибыли появляется дополнительный счет “убыток в результате снижения рыночной стоимости запасов”. Использование прямого метода является в США нормальной практикой, косвенный метод обычно используется при значительных величинах убытка. В украинской практике подобные корректировки обычно не используются.
Предоплаченные расходы – это актив, представляющей собой израсходованные средства, выгода от которых будет получена в течение одного года, начиная с даты составления баланса. К этим расходам относятся оплаченные авансом услуги, оплаченная на год вперед аренда, страховые полисы и т.д. Предоплаченные расходы списываются на издержки соответствующего периода как компонента себестоимости. Например, предприятие может оплатить на год вперед аренду помещения, заплатив арендодателю 24,000 грн. Каждый месяц 2,000 будут включаться в себестоимость проданных товаров, а величина этой статьи баланса будет уменьшаться каждый месяц на 2,000. Данная статья является последней в разделе “Оборотные средства”.
Основные средства представляют собой совокупность активов, которые предполагают использовать в течение периода времени больше года. Для целей более понятного восприятия основные средства можно представить в виде трех частей:
материальные активы,
нематериальные активы,
долгосрочные финансовые инвестиции.
По существу, все основные средства представляют собой долгосрочные инвестиции предприятия в ценности, которые будут приносить ему прибыль. Рассмотрим каждую их составляющих отдельно.
Для характеристики материальных активов принимают во внимание следующие три признака:
цель приобретения – использование в нормальном процессе функционирования компании, а не для последующей перепродажи,
длительность срока использования, которая составляет период времени более одного года с распределением их стоимости (исчислением износа) в течение этого периода,
наличие материальной (физической) формы в отличие от нематериальных активов.
Базовыми составляющими основных материальных активов предприятия являются земля, здания и сооружения, машины и оборудование. На все средства, за исключением земли, начисляется амортизация, которая в английском языке имеет термин “depreciation”. В некоторых случаях предприятию могут принадлежать природные ресурсы, которые используются в процессе нормальной работы предприятия. Данный вид материальных активов также подвергается начислению износа, который имеет термин “depletion”. Следует отметить, что собственно термин “амортизация”, который в русском языке является универсальным, т.е. используется для любого вида износа, в западном учете применяется только для обозначения износа нематериальных активов.
Наиболее существенной проблемой учета нематериальных активов является порядок отнесения стоимости актива на себестоимость готовой продукции. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
определение первоначальной стоимости актива,
определение метода начисления амортизации,
отражение расходов, связанных с содержанием основных средств (ремонт, поддержание в рабочем состоянии, модернизация),
отражение выбытия основных средств из числа активов предприятия.
Оценка первоначальной стоимости актива производится в соответствии с принципом себестоимости, т.е. в балансе отражается его историческая стоимость. Эта стоимость включает покупную цену за вычетом скидок, таможенные сборы, невозмещаемые налоги, а также затраты, прямо относящиеся к приведению основных средств в рабочее состояние (монтаж, подготовка участка, доставка и т.д.).
Начисление амортизации производится в западных правилах финансового учета по схеме, отличающейся от украинской. Процесс начисления амортизации по определению – это распределение стоимости объекта основных средств на период его полезного использования. В этом процессе используются следующие понятия:
первоначальная стоимость,
накопленная амортизация (накопленный износ),
остаточная или балансовая стоимость,
ликвидационная стоимость – оценочная стоимость при выбытии,
стоимость, подлежащая распределению по времени списания, – разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью.
Начисление амортизации производится с помощью одного из следующих подходов: прямолинейная амортизация и ускоренная амортизация. Следует подчеркнуть, что для различных объектов своих основных средств предприятие может выбирать и назначать различный подход, и, назначив его в начале эксплуатации актива, оно должно следовать этому подходу в течение всего оставшегося времени использования актива. Рассмотрим различие между подходами к амортизации на следующем конкретном примере. Компания SVP приобретает актив, оценив его основные элементы следующим образом:
первоначальная стоимость – 120,000,
ликвидационная стоимость – 10,000,
срок полезного использования – 5 лет.
Метод прямолинейного списания состоит в том, что стоимость основного средства списывается равными долями в течение срока полезного использования основного средства. Таким образом, поскольку для рассматриваемого примера амортизируемая стоимость равна 110,000, ежегодно будет списываться 110,000/5=22,000. Для случая прямолинейной амортизации используется понятие нормы амортизации, которая равна проценту ежегодного списания от общей величины амортизируемой стоимости. Очевидно, что норма амортизации является величиной, обратной по отношению к количеству лет амортизации. Для случая 5 лет норма амортизации составляет 20%.
Ускоренная амортизация может осуществляться с помощью одного из следующих методов: метода суммы лет и метода снижающейся балансовой стоимости.
Метод суммы лет основан на использовании специальных коэффициентов списания, различных для каждого года. Коэффициент списания равен отношению оставшегося срока полезного использования актива, включая текущий год, к сумме лет.
Метод снижающейся балансовой стоимости состоит в том, что норма амортизации метода прямолинейной амортизации умножается на некоторый коэффициент акселерации и применяется к остаточной (балансовой) стоимости актива. Достаточно часто используется удвоенная норма износа, и тогда этот метод называется методом удвоенного снижения балансовой стоимости. Для расчета величины износа используется следующая формула:
Износ = 2 * Норма износа * (Начальная стоимость – Накопленный износ).
Заметим, что ликвидационная стоимость в расчет не входит. Ее значение понадобится в том случае, если для последнего года величина накопленного износа станет больше значения амортизируемой стоимости (в нашем примере 110,000). В таком случае, значение износа для последнего года корректируется (снижается) так, чтобы суммарный износ был равен амортизируемой стоимости.
В США ускоренная амортизация для целей налогового обложения производится с помощью так называемой “Модифицированной системы ускоренного возмещения затрат”. Согласно этой системе, все основные средства разбиты на классы с различным сроком полезного использования (3,5,7,10,20,27.5 и 31.5 года). Износ на основные средства практически всех классов начисляется по методу двойного снижения балансовой стоимости, который описан выше, в предположении нулевой ликвидационной стоимости. Принимается также, что начисление износа производится в середине календарного года, независимо от того, когда был приобретен актив. Таким образом, в первый и последний годы производится списание только половины расчетной (годовой) величины амортизации, так что общее количество календарных лет, в течение которых амортизируется актив, увеличивается на единицу.
Учет расходов на содержание основных средств производится на основании следующего положения – расходы капитализируются, т.е. добавляются к общей сумме основных средств, если выполняется одно из трех условий:
увеличение срока полезной службы актива,
увеличение мощности или количества производимых единиц продукции,
улучшение качества производимой на данном оборудовании продукции.
Расходы на текущий ремонт, как правило, сразу списываются на затраты производства. В большинстве западных стран предприятие само устанавливает свой собственный лимит издержек, ниже которого все издержки квалифицируются как текущие.
Учет убытия основных средств производится следующим образом: списывается первоначальная стоимость и накопленная амортизация выбывающих основных средств. Учитываются любые доходы от убытия (например, приращение денежных средств) или убыток от выбытия. Эта информация находит свое отражение не только в балансе компании, но также в отчете о прибыли (если имели место прибыль или убыток от продажи активов) и в отчете о движении денег, в разделе “денежные потоки от инвестиционной деятельности”. Следует особо подчеркнуть, что если цена продажи актива отличается от его балансовой стоимости (т.е. имеет место прибыль или убыток от продажи актива), это изменяет налог на прибыль.
Интересно отметить, как ведется учет объекта основных средств, износ по которому начислен полностью, в то же время объект продолжает эксплуатироваться. В этом случае стоимость этого объекта отражается в виде двух строк: первоначальной стоимости и начисленного износа при очевидном равенстве обоих значений. Допускается также отражение балансовой стоимости этого актива величиной в $1.
Необходимо отметить также, что международные стандарты допускают переоценку объектов основных средств. В качестве базы для переоценки может служить рыночная стоимость активов, которая отличается от балансовой, в том числе по причине инфляции. Переоценка должна осуществляться на регулярной основе по основным классам основных средств. Результат переоценки в случае повышения стоимости активов приводит к увеличению собственного капитала компании в виде специальной строки – “результат от переоценки”.
Нематериальные активы предприятия характеризуются
отсутствием материальной (физической) формы,
долгосрочностью использования,
способностью приносить доход.
К числу нематериальных активов относятся
патенты,
авторские права,
торговые марки и товарные знаки,
лицензии, привилегии и технологии,
организационные расходы,
гудвилл,
затраты на исследования и разработки,
отложенные расходы.
Как видно из этого перечисления, состав нематериальных активов весьма велик. Кроме того, нематериальные активы часто приводят к некоторым проблемам. При учете нематериальных активов, как и в случае материальных активов, основными проблемными вопросами являются определение первоначальной стоимости, срока полезного использования и способа начисления износа. Первоначальная стоимость нематериальных активов обычна равна стоимости их приобретения, включающей затраты на юридическое оформление и другие расходы. Бывают случаи, когда нематериальные активы приобретаются в обмен на выпуск новых акций. В этом случае их стоимость оценивается на уровне рыночной стоимости выпущенного пакета акций. Нематериальные активы амортизируются путем периодического отнесения на затраты периода части их стоимости в течение срока их полезной службы. В отличие от термина, принятого для износа материальных активов (depreciation), износ нематериальных активов обозначается с помощью термина amortization. Амортизация нематериальных активов обычно производится прямолинейным методом, т.е. равными долями в течение всего срока полезного использования. Срок полезного использования нематериальных активов назначается предприятием самостоятельно, однако, согласно американским стандартам, он не должен превышать 40 лет. В других странах такой верхний предел может быть гораздо ниже. Например, европейские директивы предписывают списание гудвилла максимально за пять лет. При определении “полезной жизни” нематериального актива следует учитывать правовые и контрактные условия, условия для продления и возобновления прав, влияние морального старения и т.д. Рассмотрим более подробно основные особенности отражения в балансе различных видов нематериальных активов.
Патент – это эксклюзивное право, даваемое государственным органом на производство определенного продукта либо на использование специфического процесса или технологии. Если патент приобретается у изобретателя или владельца, то цена приобретения входит в первоначальную стоимость этого вида нематериальных активов, наряду с затратами на юридическое оформления прав. Первоначальная стоимость патента амортизируется в течение периода, оговоренного в контракте на приобретение, либо периода фактического полезного использования патента – в зависимости от того, что короче. Срок полезного использования часто бывает короче, вследствие морального старения технологии, заложенной в патенте.
Авторские права – эксклюзивное право, даваемое правительством владельцу (автору) текстов, содержащих научные, учебно-методические и литературные произведения, а также компьютерных программ. Авторские права действительны в течение срока жизни создателя плюс некоторое время (в США – 50 лет) и дают исключительное право их владельцу (или его наследникам) на копирование, публикацию или продажу объекта, защищенного авторскими правами. Авторские права отражаются в балансе по стоимости их приобретения. Срок амортизации авторских прав устанавливается предприятием самостоятельно и, как правило, меньше того периода, в течение которого авторские права приносят выгоду их владельцу. Поскольку такой период установить весьма сложно, предприятия стремятся списать стоимость авторских прав по возможности в течение наиболее короткого срока.
Торговые марки и товарные знаки – это зарегистрированные символы, знаки, слова и выражения, которые дают их владельцу право выделять или идентифицировать определенные продукт или услугу. Торговая марка или товарный знак могут быть зарегистрированы предприятием в соответствующем государственном учреждении, которое обеспечивает их юридическую защиту в течение определенного срока. Этот срок может быть продлен, таким образом, предприятие может иметь торговую марку или товарный знак практически неограниченное время. Торговая марка может быть также приобретена предприятием на некоторый срок у ее владельца. В балансе компании в качестве первоначальной стоимости отражается покупная цена и другие необходимые расходы, а в случае самостоятельной разработки те затраты, которые связаны с обеспечением защиты торговой марки – юридические и оформительские затраты. Последняя сумма, как правило, является незначительной и не отражает истинной стоимости этого нематериального актива. Период списания торговой марки или товарного знака определяется сроком их полезного использования, который закреплен контрактом на приобретение.
Лицензии, привилегии и технологии – представляют собой определенные права, приобретенные одной компанией у другой для повышения прибыльности своей деятельности. Характерным видом таких нематериальных активов является франчайзинг, который предоставляется за определенную плату владельцем (франчайзером) другому лицу (франчайзи). На основе контракта франчайзи имеет право продавать определенные продукты или оказывать услуги, использовать торговые марки и товарные знаки или осуществлять определенную деятельность, как правило, в ограниченном территориально регионе, пользуясь именем франчайзера. Другими словами, франчайзер разработал оригинальную технологию или продукт, защитил их патентом, авторским правом или товарным знаком, а затем продает право использования этой идеи или продукта другому предприятию. Последнее, помимо первоначальной платы, ежегодно вносит определенную сумму денег за использования такого права.
Другим примером привилегий являются лицензии, которые предоставляются правительственным или муниципальным органом и передают предприятию за определенную плату права на временное владение общественными ценностями (землей, телефонными или электрическими линиями передач, городскими транспортными маршрутами и т.д.).
Гудвилл – это в широком смысле преимущества, которые получает компания при покупке уже существующего предприятия. Эти преимущества могут быть связаны с наличием постоянной клиентуры, выгодным географическим положением, квалифицированной командой менеджеров и т.д. Гудвилл возникает в момент покупки и появляется только в балансе покупателя как разница между покупной ценой (стоимостью предприятия в целом) и суммой его отдельных активов за вычетом обязательств. Расчет величины гудвилла часто представляет собой известную проблему, так как в качестве стоимости отдельных активов, как правило, используется их рыночная (а не балансовая) стоимость. Последняя может быть получена путем проведения специальной аудиторской оценки, независимой экспертной оценки или каким-либо иным способом, например, путем анализа будущего дохода, приносимого данным активом. Гудвилл обычно амортизируется с помощью прямолинейного метода в течение срока, не превышающего некоторый директивный срок (в США – 40 лет). Возможно также списание гудвилла в момент приобретения за счет собственного капитала или учет гудвилла как неамортизируемого актива, который списывается только в случае очевидной и существенной потери стоимости.
Затраты на НИОКР либо относятся на издержки соответствующего периода либо капитализируются, т.е. квалифицируются как нематериальные активы, с последующей амортизацией в течение периода полезного использования. Обычно предприятие само устанавливает тот предел, ниже которого затраты на НИОКР отражаются в качестве текущих издержек.
Отложенные расходы, как правило, включают уже понесенные издержки, эффект от которых будет получен в будущем, или расходы, которые должны быть распределены на будущее. В качестве отложенных расходов могут выступать организационные издержки по изменению месторасположения предприятия, расходы, которые необходимо понести при учреждении предприятия. По своей сути все нематериальные активы являются отложенными расходами, и выделение специальной статьи баланса с таким названием вызвано лишь тем обстоятельством, что куда-то нужно отнести те статьи нематериальных активов, которые не вошли в перечисленные выше.
Компания SVP имеет два вида нематериальных активов – торговые марки и гудвилл. Каждый из этих нематериальных активов амортизируется по линейному закону, так что суммарная величина амортизации составляет 5,000.
Долгосрочные инвестиции являются специфическим видом активов предприятия, которые позволяют принести предприятию прибыли от деятельности, не совпадающей с основной производственной деятельностью. Этот вид активов включает:
инвестиции в ценные бумаги, которые подразделяются на инструменты собственности (привилегированные и обыкновенные акции) и долговые обязательства других компаний (облигации, долгосрочные векселя, закладные);
инвестиции в материальные необоротные средства, которые не используются в хозяйственной деятельности, а предназначены для перепродажи;
инвестиции в дочерние компании, филиалы, совместные предприятия, если данные об их отчетности не входят в консолидированную (объединенную) отчетность компании и ее сателлитов;
инвестиции, отвлеченные в специальные фонды, например, денежные средства, законсервированные для будущего целевого использования с целью погашения облигаций, покупки пакета акций и т.д.
Основную долю инвестиций, как правило, составляют ценные бумаги других компаний или государства. В отличие от рыночных ценных бумаг долгосрочные инвестиции покупаются на срок более одного года, не обязательно являются легко реализуемыми (имеют меньшую ликвидность) и служат целям реализации долгосрочной программы предприятия в соответствии с его инвестиционной стратегией. Первоначальная стоимость акций и облигаций включает цены приобретения, брокерскую комиссию и другие сборы. В дальнейшем с течением времени эта стоимость может меняться в соответствии с принятым методом оценки ценных бумаг в инвестиционном портфеле компании. Обычно используется принцип наименьшей стоимости из двух вариантов: рыночной цены ценных бумаг и их себестоимости.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить