Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Концепция человеческого капитала как фактор финансовой политики

Концепция человеческого капитала как фактор финансовой политики
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Концепция человеческого капитала как фактор финансовой политики

Вместе с тем финансирование человеческих ресурсов не ограничивается выплатой заработной платы и социальными расходами. Одно из перспективных направлений развития экономической науки в XXI в. - концепция человеческого капитала, сложившаяся еще в 50-60-е годы XX в. Во второй половине XX столетия она стала зримым достижением западной экономической теории, и прежде всего экономики образования и труда.
По мнению одного из известных теоретиков человеческого капитала Л. Троу, концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе3.
Сторонники данного концептуального направления понимают под человеческим капиталом, с одной стороны, совокупность производственных способностей современного работника, а с другой - издержки государства, организации и самого человека на формирование и постоянное совершенствование этих способностей.
В российской экономической энциклопедии человеческий капитал определяется как "особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт".
Человеческий капитал формируется путем инвестиций в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах рабочей силы и доходах.
Содержательная основа человеческого капитала - признание первостепенной роли человека в общественном производстве. Оно связано с усилением роли образования как основного ресурса и источника формирования высокоразвитой рабочей силы. Многие зарубежные и отечественные ученые рассматривают инвестиционную сферу образования как важный вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.
Во второй половине минувшего века передовые страны достигли заметного прогресса в развитии интеллектуальных производительных сил, в формировании внушительного по абсолютным и относительным размерам невещного (духовного) богатства и сравнительно быстро растущей инновационно-информационной сферы. По данным, приведенным в газете "Известия" от 17 мая 2000 г., в западных странах доля накопленных инвестиций в человеческий капитал в совокупном фонде их капитализированных расходов на развитие поднялась в 1973 г. до 56-57%, а в 1997-1998 гг. достигла 67-69% (в США - до 74-76%).
В соответствии с теорией человеческого капитала затраты на образование имеют производительную природу. Инвестиции в человека обеспечивают значительный долговременный, стратегический экономический эффект. Вкладывание средств в образование и профессиональную подготовку выгодно как для учащихся и их родителей, так и для предпринимателей, инвестирующих средства в человеческий капитал. Теория человеческого капитала применима в качестве аналитического инструмента при выявлении экономической эффективности образования с определением индивидуального экономического эффекта для отдельного человека.
Главным результатом экономической отдачи образования теоретики человеческого капитала считают прирост дохода (заработной платы) работника благодаря повышению его образовательного и профессионального уровня. Они основываются на том, что различия в заработной плате отражают различия в производительности труда. Денежный доход от образования выявляется как разность в пожизненных заработках тех, кто имеет неодинаковое образование (например, выпускник вуза и среднего учебного заведения). В издержки образования помимо непосредственных расходов на обучение включают и так называемый упущенный доход (альтернативные издержки). Это тот потенциальный заработок, который человек мог бы получить, если бы работал, а не учился. На долю недополученного дохода, по оценкам экспертов, приходится обычно больше, чем на долю прямых издержек на образование.
Одна из задач государственной политики стран в настоящее время - обеспечение прямой зависимости размеров заработной платы и социальной защищенности работников от уровня их образования и квалификации. Проведение такой политики позволяет лицам с более высоким образовательным потенциалом возмещать расходы на обучение и обеспечивает более высокие доходы. Так, в США ежегодный доход высококвалифицированного специалиста в 1992 г. составил 74,6 тыс. долл., доктора наук - 54,9 тыс., магистра - 49,4 тыс., бакалавра - 24,4 тыс. Человек с незаконченным высшим образованием в среднем имел ежегодный заработок в 19,7 тыс. долл., окончивший среднюю школу - 18,7 тыс., а не закончивший ее - 12,8 тыс. долл. (Дятлов С.А. Указ. соч. С. 124)5.
Вложения в человеческий капитал становятся самыми эффективными. При этом эффект образования усматривают не только в размерах дохода, но и в приросте человеческого капитала и валового внутреннего продукта в результате инвестиций в образование. В 60-х годах XX в. в США Т. Шульц рассчитал размеры человеческого капитала, умножая стоимость одного года обучения каждого уровня (с учетом упущенных заработков) на число человеко-лет образования, накопленных населением к тому времени. По его расчетам, в 1969 г. образовательный капитал, воплощенный во всем населении, составлял 1307 млрд долл.; образовательный капитал, воплощенный в рабочей силе, - 873 млрд, а воспроизводимое материальное богатство - 1617 млрд долл. С 1929 по 1969 г. темп роста фонда образования опережал темп роста физического капитала примерно в два раза и соответственно составил 4,1 и 2%6.
Подобные расчеты, но по иной методике и с других позиций произвел известный российский специалист по экономическим проблемам образования В. Марцинкевич. Он подсчитал, что фонд образования рабочей силы США в 1983 г. достиг 2,1 трлн долл., фонд образования населения - 2,7 трлн, а вещественное национальное богатство - около 4 трлн долл. С 1952 по 1983 г. в США фонд образования в расчете на одного занятого вырос в 3,8 раза, а физическая капиталовооруженность в частном секторе - в 2,3 раза. Уровень образовательной фондовооруженности одного американского работника (по размеру издержек образования, приходящихся на одного работника) в 1983 г. составлял 21,5 тыс. долл., а его вооруженность вещественным капиталом - 15,3 тыс., т.е. была почти на треть ниже7.
Уровень жизни государства и отдельного человека все более зависит от образовательного уровня населения. В развитых странах 60% прироста национального дохода обусловлены приростом знаний и образованности общества. Американские ученые подсчитали величину ВВП, производимого работниками, имеющими длительность образования в 10,5; 12,5 и более 14 лет. Оказалось, что именно третья группа (с образованием более 14 лет) дает свыше половины ВВП. Подобные исследования несколько лет назад проводились и в России. По данным "Российской газеты" от 1 августа 1998 г., результаты были сходными с американскими: люди с высшим образованием, составляющие четверть работающих, производили 56% стоимости национального дохода.
Во многих странах образование стало рассматриваться как решающий источник экономического роста, как инструмент смягчения экономического неравенства и как средство борьбы с безработицей. В связи с этим произошел коренной пересмотр приоритетов в политике государства. Образование приобрело большое значение в стратегии роста различных стран.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить