Структура бюджетов
После утверждения модели финансовой структуры формируется структура бюджетов - совокупность операционных и финансовых бюджетов и схема консолидации отдельных бюджетов в основной (сводный) бюджет организации. Процесс разработки операционных бюджетов включает такие этапы, как: • определение форматов бюджетных документов; • разработка аналитического учета бюджетных данных и постатейного регламента бюджетов; • установление процедур подготовки и принятия бюджетов. Общая структура операционных бюджетов зависит от набора объектов бюджетирования, положенных в основу системы, и состоит соответственно из бюджетов бизнес-направлений, подразделений, бюджетов центров финансовой ответственности, бюджетов бизнес-процессов, бюджетов проектов. Независимо от выбора объектов бюджетирования общая схема формирования операционных бюджетов достаточно типична и представляет собой совокупность следующих бюджетов и взаимосвязей между ними: бюджет продаж, бюджет производственных запасов, бюджет прямых затрат на материалы, бюджет производственных накладных расходов, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов, бюджеты доходов и расходов. Финансовые бюджеты - это консолидированные бюджеты организации. Они составляются по организации в целом или по центрам прибыли. В отличие от операционных бюджетов финансовые бюджеты имеют стандартные форматы. К финансовым бюджетам организации относятся: • бюджет движения денежных средств (кассовый бюджет), определяющий денежные потоки организации и позволяющий управлять ее платежеспособностью; • бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков), устанавливающий соотношение доходов и расходов организации, отражающий источники и объем полученной прибыли и дающийвозможность управлять рентабельностью организации; • бюджет баланса (прогнозный баланс), показывающий стоимость активов организации и источники их финансирования, с его помощью организация управляет своей стоимостью. В процессе моделирования финансового бюджета разрабатывают формат документов, определяют перечень необходимых первичных документов и уточняют временный регламент составления бюджета, разрабатывают схему консолидации операционных бюджетов в финансовый, определяют ответственность лиц за составление бюджета, собирают и обрабатывают информацию. Таким образом, проведение первых двух этапов постановки системы бюджетирования организации - формирование модели финансовой структуры и структуры бюджетов - является основой для проведения финансовой политики как на этапе создания системы бюджетирования, так и в процессе ее функционирования.
|