Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Бухгалтерские концепции и финансовая отчетность

Бухгалтерские концепции и финансовая отчетность
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Бухгалтерские концепции и финансовая отчетность

В данной теме излагаются цели и концепции, лежащие в основе использования финансовой отчетности. В ней показывается, что содержат финансовые отчеты общего и специального назначения, приводится их анализ с использованием простейших коэффициентов.
Предлагается выделить в лекции следующие вопросы.
1).Цели предоставления и качественные характеристики бухгалтерской информации.
2).Бухгалтерский баланс.
3).Отчет о прибылях и убытках.
4).Отчет о движении собственного капитала.
5).Коэффициенты, используемые для анализа финансовых отчетов.

Рассмотрение первого вопроса лекции следует начать с напоминания студентам целей предоставления финансовой информации.
Бухгалтерская отчетность призвана решить три задачи:
1.Предоставлять информацию, понятную имеющимся и потенциальным кредиторам и инвесторам.
2.Предоставлять информацию, помогающую имеющимся и потенциальным кредиторам и инвесторам судить о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами.
3.Предоставлять информацию о хозяйственных ресурсах фирмы, ее обязательствах, составе средств и источников, а также их изменениях.
Внешняя финансовая отчетность общего назначения (general-purpose external financial statements) представляет собой самый важный способ периодического предоставления лицам вне фирмы информации, собранной и обработанной в бухгалтерском учете. Эта отчетность включает: Баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении собственного капитала, Отчет о движении денежных средств.
В связи с тем, что бухгалтерская информация является приблизительной, а на абсолютно точной, возникает проблема ее толкования и правильного использования. Поэтому Бюро бухгалтерских стандартов (FASB) разработало качественные характеристики (qualitative characteristics) учетной информации, которые являются стандартами для ее оценки. Помимо этого существуют общепринятые допущения, используемые при ведении учета и составлении отчетности, которые облегчают интерпретацию информации.
Чтобы бухгалтерская информация была полезной, она должна иметь две характеристики: значимость и достоверность.
Значимость (rekevance) - возможность повлиять на результат принятого решения. Информация может повлиять на принятие решений, если она имеет прогнозную ценность, основана на обратной связи и если она своевременна. Прогнозная ценность информации означает ее полезность при составлении планов; обратная связь предполагает, что информация содержит что-либо о том, насколько верными оказались предыдущие ожидания; своевременность - поступление информации к пользователю в нужное время.
Достоверность (reliability) - значит, что информация должна быть правдиво представлена, ее легко можно проверить и она должна носить нейтральный характер. Правдивость - степень адекватности хозяйственным процессам; проверяемость - возможность ее подтверждения. Учетная информация должна беспристрастно отражать хозяйственную деятельность, чтобы не воздействовать на кого-либо определенным образом, т.е. отчетность не должна отражать интересы какого-либо круга лиц.
Чтобы помочь пользователям в толковании отчетности, бухгалтеры следуют пяти допущениям: сравнимость и постоянство; существенность; консерватизм; полнота; эффективность.
Сравнимость и постоянство информации,  характеризующей фирму, предполагают, что она должна быть сопоставима с такими же данными на протяжении различных промежутков времени или с данными другой фирмы за один и тот же промежуток времени.
Сравнимость (comparability) обозначает, что поступает такая информация, которая позволяет лицу, принимавшему решение, выявит сходства, различия и тенденции.
Постоянство (consistency) требует, чтобы принятая методология и выбранные учетные процедуры не менялись до тех пор, пока пользователи не будут извещены о вносимых изменениях, при этом характер и экономическое обоснование замены должны должны быть открыто оговорены в финансовом отчете.
Существенность (materiality)  указывает на относительную важность того или иного события.
Консерватизм (conservatism) означает, что когда бухгалтерам не ясно, как оценить активы, они обычно выбирают наименьшую оценку из возможных, т.е. если рыночная стоимость предмета выше себестоимости - ценности показываются в отчете по себестоимости, и наоборот, если рыночная стоимость предмета ниже себестоимости - в отчете проставляются рыночные цены. Таким образом, бухгалтеры обеспечивают осторожность оценки как активов, так и исчисленной прибыли.
Полнота (full disclosure) предполагает, что учетная информация должна содержать максимум того, что необходимо знать заинтересованным лицам и включать все необходимые комментарии, чтобы не сбить с толку того, кто ею пользуется.
Эффективность (cost-benefit) лежит в основе всех качественных характеристик. Это значит, что выгоды, полученные на основе новой учетной информации, должны быть выше затрат на нее, Конечно, определенный минимальный объем данных обусловлен тем, что он должен быть достоверным и полезным. Кроме того, оценка затрат и эффективность в каждом отдельном случае зависят от финансовых органов, требующих предоставления информации, которая нужна или кажется, что нужна им. Большая часть затрат на информацию приходится на тех, кто ее составляет, тогда как выгоды от ее использования получают и те, кто ее готовит, и те, кто ею пользуется.
Пользователи бухгалтерской информации зависят от того, насколько правильно применялись бухгалтерские концепции при подготовке финансовой отчетности. Преднамеренное искажение данных в отчетности для внешних пользователей называется подделкой финансовой отчетности (fraudulent financial reporting). Ответственность за составление правдивой отчетности лежит на руководстве фирмы. Бухгалтер также отвечает за соблюдение этических стандартов при выполнении своих обязанностей, чтобы не оказаться замешанным в подделке отчетов.
Во втором вопросе лекции рассматривается Баланс, его статьи и порядок составления.
Баланс характеризует финансовое положение фирмы на определенный момент. Он включает сальдо счетов, которые входят в активы, пассивы и капитал. В российской системе учета капитал - это собственные средства предприятия, т.е. часть пассива. Далее рассматриваются разделы и основные статьи Баланса.
Активы.
Активы делятся на четыре группы: 1)текущие активы; 2)инвестиции; 3)недвижимость и оборудование; 4)нематериальные активы. По терминологии, принятой в России, текущие активы - это оборотные средства, инвестиции - капиталовложения, недвижимость, оборудование - основные средства.
Активы записываются в балансе в порядке их предполагаемой ликвидности, т.е. простоты превращения в наличные.
Текущие активы (current assets) - касса и другие средства, которые в течение нормально протекающего производственного цикла или в период одного года, если цикл короче, чем год, должны вновь обратиться в наличные деньги.
Нормальный производственный цикл (normal operating cycle) - это среднее время, которое необходимо для того, чтобы вложенные деньги опять стали наличными.
К текущим активам относятся касса, краткосрочные инвестиции, счета и векселя к платежу, поскольку предполагается , что они в течение следующего года или производственного цикла будут обращены в наличные деньги.
Расходы будущих периодов, такие, как авансом оплаченная аренда, страхование, товары, купленные для использования, а не для продажи (по российской терминологии - малоценные быстроизнашивающиеся предметы), следует классифицировать как текущие активы.
Инвестиции (investments) - ценные бумаги, которые не будут проданы в течение ближайшего года, векселя, выданные на срок более одного года, земля для будущего освоения, неиспользованное оборудование и средства, накопленные для погашения долгов, покупки зданий и оборудования. Сюда же относятся постоянные вложения в другие компании в целях контроля их деятельности.
Недвижимость и оборудование (propety, plant and equipment) - долгосрочные активы (земля, здания, машины, оборудование), используемые в процессе хозяйственной деятельности. Стоимость этих активов (кроме земли) амортизируется, т.е. она постепенно в зависимости от сроков службы списывается на финансовые результаты фирмы. В эту же группу включаются природные ресурсы, которыми владеет фирма, такие как лесные угодья, нефтяные и газовые скважины и угольные шахты. Недвижимость и оборудование перечисляются в балансе в порядке убывания долгосрочности.
Нематериальные активы (intangible assets) - долгосрочные активы, не имеющие физической формы, но имеющие стоимость, основанную на правах или привилегиях собственника. Например, лицензии, авторские права, торговые марки. Эти активы записываются по цене их приобретения, которая в течение ожидаемого времени их использования амортизируется.
Пассивы.
Пассивы (liabilities) включают две группы счетов по учету краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности фирмы.
Краткосрочная кредиторская задолженность (current liabilities) состоит из обязательств, подлежащих оплате за время производственного цикла или в течение предстоящего года. Она обычно выплачивается из текущих активов или путем возникновения новых краткосрочных обязательств. Сюда входят векселя выданные, счета к оплате, зарплата, налоги, авансы покупателей и заказчиков. Обычно краткосрочная кредиторская задолженность перечисляется в Баланс в том порядке, в каком она будет погашаться.
Долгосрочная кредиторская задолженность (long-term liabilities) включает долги фирмы, которые подлежат выплате через год или более, чем производственный цикл. В эту категорию обычно включаются закладные выданные, долгосрочные векселя выданные, неоплаченные облигации, обязательства по пенсионным выплатам работникам и долгосрочные арендные обязательства.
Капитал.
Капитал отражает объем прав , интересов собственника фирмы. Порядок подсчета различен в зависимости от формы собственности, т.е. является ли фирма товариществом (обществом с полной или ограниченной ответственностью) или корпорацией (акционерным обществом).
Единоличная собственность (sole proprietrship) - капитал собственника отражается одной суммой.
Товарищество (partnership) - величина капитала товарищества может быть расписана по его вкладчикам.
Корпорация (corporation) -владельцами являются держатели акций ; акционерный капитал состоит из двух частей: внесенный (contributed) или оплаченный (paid-in), капитал и накопленный (earned), капитал или нераспределенная прибыль. Счет “Нераспределенная прибыль” (retained earnings) иногда называют “Заработанный  капитал” (earned capital).
Завершая рассмотрение данного вопроса необходимо показать студентам на каком-либо конкретном примере как выглядит Баланс, как располагаются и правильно записываются его разделы и статьи.
Во втором вопросе лекции рассматривается Отчет о прибылях и убытках. Этот отчет показывает, как формируется  прибыль фирмы, помогает анализировать ее деятельность. Прибыль представляет собой выручку от реализации товаров и услуг, минус их себестоимость, минус операционные расходы, минус превышение прочих расходов над прочими доходами. Разница между валовой прибылью от реализации и операционными  расходами называется прибылью от основной деятельности. Отчет о прибылях и убытках относится к периоду времени, который указан в заголовке. Порядок расположения счетов в данном отчете не стандартизирован. В Отчете о прибылях и убытках показывается чистая прибыль или чистый убыток.
Для внешних пользователей Отчет о прибылях и убытках обычно представляется в краткой форме. Краткая финансовая отчетность предоставляет информацию только об основных категориях отчета. Теория и практика выработала две формы краткого Отчета о прибылях и убытках: многоступенчатую и одноступенчатую.  Многоступенчатая форма приводит к исчислению чистой прибыли в такой же последовательности, как это делается в полной форме, но используются только итоги основных групп счетов. По некоторым из них дается краткая расшифровка. Одноступенчатая форма позволяет рассчитать чистую прибыль, вычитая из общей суммы доходов общую сумму расходов. У каждой из этих форм  есть свои недостатки и преимущества. Многоступенчатая форма показывает составляющие чистой прибыли, в то время как одноступенчатая форма отличается большей простотой.
Для того, чтобы студенты уяснили как выглядит и как составляется Отчет о прибылях и убытках, необходимо разобрать на конкретных примерах разобрать как одноступенчатую, так и многоступенчатую формы данного отчета.
В третьем вопросе лекции рассматривается Отчет о движении собственного капитала. При составлении данного отчета приводят первоначальное сальдо счета капитала (взятое из балансового отчета), прибавляют чистую прибыль (взятую из Отчета о прибылях и убытках) и дополнительные вклады  капитала за период, если они были, и вычитают изъятия капитала за данный период. Итоговая сумма представляет собой сальдо счета капитала на конец периода. Отчет о движении собственного капитала также желательно рассмотреть на каком-либо примере.
В четвертом вопросе лекции студенты знакомятся с простейшими финансовыми показателями.  Ликвидность фирмы описывается с помощью следующих показателей.
1.Ликвидность (liquidity) означает достаточное количество платежных средств, чтобы а) оплатить в срок счета кредиторов и б) оплатить непредвиденные расходы, когда они будут предъявлены. Обычно пользуются двумя критериями оценки ликвидности - наличие собственных оборотных средств и их квота.
2.Собственные оборотные средства (working capital) - это величина, на которую общая сумма оборотных средств обычно превышает сумму краткосрочных обязательств ( краткосрочной кредиторской задолженности). Смысл показателя в том, что текущие обязательства являются долгами, которые должны быть выплачены в течение одного года, а оборотные средства - это активы, которые или представляют наличность, или должны быть превращены в нее, или израсходованы в течение года. По определению текущие обязательства должны быть погашены из  оборотных средств. Если сумма оборотных средств оказывается больше суммы кредиторской задолженности (обязательств), то разность является величиной собственных оборотных средств, предназначенных для продолжения хозяйственной деятельности. Именно из величины оборотных средств осуществляется покупка товаров, она служит основанием для получения кредита и для расширения объема реализуемой товарной массы. Недостаток собственных оборотных средств может привести к банкротству фирмы.
3.Квота оборотных средств (current ratio) - отношение всей суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам. Квота считается хорошим показателем способности фирмы платить по своим счетам и гасить ране полученные займы. В российской системе учета этот показатель носит название коэффициент текущей ликвидности.
Прибыльность фирмы оценивается с помощью следующих показателей.
Прибыльность (profitability) - способность получения приемлемого уровня прибыли . Для целей управления достижение прибыльности, возможно, является даже более важной целью, поскольку ликвидные активы, хотя они и важны, не представляют собой наиболее прибыльные ресурсы.  Прибыльность измеряется с помощью пяти показателей: 1)рентабельность, 2)фондоотдача, 3)фондорентабельность,  4) квота собственника, 5) прибыль с капитала.
1.Рентабельность (profit margin) - отношение чистой прибыли к выручке от продажи товаров (товарообороту).
2.Фондоотдача (asset turnover) -  показывает, насколько эффективно используются активы (средства) для получения доходов от реализации. Этот показатель исчисляют делением нетто-реализации на среднегодовую стоимость средств, которая определяется путем сложения активов на начало и конец года и деления на 2.
3.Фондорентабельность (return on assets) . Показатели рентабельности и фондоотдачи имеют свои недостатки: первый - не учитывает, сколько средств необходимо для получения прибыли, второй - не отражает полученную прибыль. Показатель фондорентабельности преодолевает  эти недостатки, сопоставляя чистую прибыль и среднегодовую стоимость активов.
4.Квота собственника (debt to equity) - пропорция, в которой находится финансирование компании кредиторами и ее собственником. Она исчисляется путем деления общей кредиторской задолженности на сумму капитала собственника. Отношение, равное 1,0 , означает, что задолженность равна доле владельца и что половина активов компании финансируется кредиторами. Отношение, равное 0,5, означает, что одна треть активов финансировалась кредиторами.
Квота важна как для анализа ликвидности, поскольку имеет отношение к выплате задолженности, так и для анализа рентабельности, ибо кредиторов интересует та часть активов, которую они финансируют, так как чем больше долги, тем больше должна фирма получить прибыли, чтобы обеспечить кредиторам выплаты по процентам. Эта часть интересует и собственников, ибо, чем больше сумма выплат по процентам, тем меньше сумма прибыли. Квота показывает также, на сколько возможно расширение хозяйственной деятельности за счет привлечения дополнительных займов.
5.Прибыль с капитала (return on equity). Этот показатель исчисляется  отношением чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала.
Для уяснения того, как рассчитываются рассмотренные показатели, студенты должны просчитать их для какой - либо фирмы.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить