Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Право средних веков в странах западной Европы. Европейское право и его особенность

Право средних веков в странах западной Европы. Европейское право и его особенность
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Право средних веков в странах западной Европы. Европейское право и его особенность

1.    Экономические предпосылки формирования правовых систем в средние века.
2.    Социальные предпосылки.
3.    Культурные предпосылки, философско-правовые в первую очередь.

1. Важнейшими экономическими предпосылками явилось развитие товарно-денежных отношений и рост городов.
Развитие товарно-денежных отношений требовало усовершенствования юридической техники обслуживания этих отношений. Рост городов требует того же, поскольку городская промышленность выпускает товары для населения. Города формировались как центры торговли. Они, усиливаясь, выходят из-под власти феодалов, приобретают самостоятельность, вырабатывают свою правовую систему, свои суды. Это способствует развитию техники и культуры судебного процесса. Возникают многонациональные предприятия. Ведущая роль в городах переходит к купцам.
Экономические предпосылки взламывали старые формы отношений. Экономическое развитие на новом этапе требует более высокого юридического обеспечения.

2. Когда слабеет центральная государственная власть, ее прерогативы не исчезают бесследно, их подхватывает или даже отнимает провинция. Провинциальная аристократия и чиновничество в границах бывшей Римской империи захватывает главное богатство – землю.
Крупные землевладельцы обзавелись собственными вооруженными силами, поэтому рядовые труженики и мелкие феодалы искали у них покровительства и защиты.
Феодальная система, сложившаяся из социально-состоятельной части римского общества и его провинций, развилась в общественно-правовую систему. Феодалы сами формировали новые нормы права, тем самым юридически оправдывая свое господство.
Сформировалось рыцарское сословие, профессией которого стала война. Таким образом, феодалы и их вооруженные слуги стали первым сословием во всей странах.
Высокое положение занимало духовенство. Затем оно заняло первое место в сфере высшего образования, о потом и в экономической жизни. А во Франции со временем духовенство стало первым сословием, а дворяне – вторым.
С изобретением пороха и орудий рыцарство сошло на нет.
Численность крестьян уменьшалась по мере развития городов и ремесленного производства. Но в земледелии крестьянин заменил раба. Степени приближения крестьянина к рабу были различными. В Западной Европе у крестьянина остался суверенитет  на физическую жизнь, его не разрешалось убить, но даже права на семейную жизнь у него не было.
По мере усиления центральной власти развивается право, имея в качестве источника королевский акт.

3. В Европе интенсивно развивалось научно-правовое мышление, которое оказывало основополагающее влияние на развитие системы права как относительно самостоятельного явления, как категорического императива. И огромное влияние на развитие права оказала церковь и философы-теологи.
Августин Блаженный (Авремий) изложил свои взгляды в книге «О граде Божьем». Он писал, что все земные общественные и правовые порядки искажены злыми силами, поэтому их нужно украсить по справедливости Божьего царства. Земное государство – это ни что иное, как шайка разбойников, и это государство нужно исправлять: законы должны строиться на этических идеалах человеческой любви, сердечности и служения благу. Он также утверждал, что высшим законом должно быть благополучие человека. В этом вопросе Августин следует за Цицероном, который сказал: «благополучие народа должно быть высшим законом». Законы должны соблюдаться всеми гражданами. Но если закон противоречит намерениям Бога, то христианин должен не повиноваться такому закону.
Церковь сформулировала христианско-этические взгляды Авремия на правовые отношения и столетьями декларировала как свои собственные, но сама их не всегда придерживалась.
Церковь сделала большие успехи в развитии европейского права через пропаганду нравственно-этических, гуманных норм. Именно она создала или под ее эгидой появились десятки тысяч монастырей, церквей, храмов, различных институтов и учреждений. Они проповедовали идеалы человеческого братства, помощь бедным, уход за больными, проповедовали необходимость нравственного усовершенствования личности.
Исключительно большое влияние церковь оказала на научное правоведение и правосудие, особенно на преподавательскую деятельность.
Марсилий Падуанский (умер в 1302 г.) – философ-теолог, один из основоположников демократического правоведения, оригинальный мыслитель эпохи средневековья, написал трактат «Защитник мира». Он объявил войну взглядам Аристотеля. Аристотель утверждал, что источником законов должны быть божественные начала. Марсилий считал единственным и исключительным творцом законов только народ. Он обращает внимание на различие между законодательной и исполнительной властью. Если император нарушил законы, народ вправе сместить и наказать его.
Вдумчивые европейские правоведы считают, что Марсилий оказал влияние на взгляды английского философа материалиста Джона Лока и французского правоведа и философа Луи Монтескье. Лок и Монтескье развили учение о разделении властей.
Марсилий считал, что церковь необходимо поставить под контроль верующих, а не только Папы и духовенства. Между верующим человеком и Богом не должно быть посредников. Духовенство должно выполнять рол наставников, а не посредников.
Профессор Анерс обоснованно считает, что Марсилий Падуанский вдохновил французского философа Ж.Ж. Руссо на разработку теории права – теории общественного договора. Он считает Марсилия предшественником французской революции.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить