Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Римское право в государственно-правовой и общей культуре народов мира

Римское право в государственно-правовой и общей культуре народов мира
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Римское право в государственно-правовой и общей культуре народов мира

1.    Влияние римского права на формирование европейской правовой традиции.
2.    Отношение к римскому правовому наследию в Украине и России в дооктябрьский период.
3.    Отношение к римскому праву в СССР и постсоветских государствах.

Литература:
1.    Скрипилев. Основы римского права.
2.    Эрих Анерс. История европейского права.
3.    Берман Гарольд Джон. Западная традиция права; эпоха формирования.

Историю римского права ученые до революции рассматривали как догму.  До революции 1917 г. романистика сделала большие успехи. Было написано большое число монографий (специальных исследований, написанных одним автором), учебников, диссертаций, были изданы курсы лекций. Ценные издания Покровского, Шершеневича, Боголепова, Хвостова, Муромцева выходили в начале ХІХ века. Профессор Муромцев – первый председатель первого парламента России – Государственной Думы, крупнейший  и ведущий специалист по римскому праву.
Россия  с апреля 1906 г. (Украина находилась в составе России) пошла по пути конституционной парламентарной монархии. Страна может быть конституционной по своей государственности и при отсутствии Конституции. В таком случае действуют законы или совокупность законов, которые имеют конституционное содержание и силу.
Российские профессора размышляли над проблемами гражданского общества и правового государства, поэтому разрабатывались вопросы о значении римского права. Но они больше были разработаны для Европы.
Европейские государства строились на развалинах погибшей римской империи, поэтому контакт с римской государственностью и правом был непосредственным. Европейские народы после разрушения Римской империи навязали жителям Рима свои правовые нормы и мало что позаимствовали. Затем стали заимствовать различные слои формирующихся западноевропейских обществ и государств, те правовые нормы, которые им были выгодны.
Короли заимствовали учение о божественном происхождении власти и концепцию о том, что власть императора выше силы закона, что слово императора, распоряжение его – это источник права. Французский король Людовик XIV сказал: «Государство – это я».
Феодалы формирующегося феодального общества заимствовали из раннего доклассического общества право на земельную собственность, право на эксплуатацию рабов, крепостных.
Купцы заимствовали тончайшую технику римского права, регулирующую торговые отношения и связанные с этим право собственности, залог, кредит и т.д.
В последнюю очередь в длительной борьбе трудовая часть населения отвоевала те нормы права, которые охраняли права личности, право на труд, оплата труда, свободу, независимость от насилия.
Особое внимание следует обратить на почти не освещаемой в советской и постсоветской литературе вопрос о папской революции, в результате которой западноевропейская церковь отвоевала себе право на независимость от всевластия государства. В славянских государствах власть целиком и полностью была подчинена монарху.
После октября 1917 года Ленин провозгласил декрет «Об отделении церкви от государства», потом разгромил ее, тысячелетние сокровища церковных драгоценностей отправил на финансирование мировой революции. Лучшие храмы Украины и России взорваны, многие церковнослужители по особому указанию Ленина повешены и расстреляны. После этого религия снова была подтверждена частным делом каждого гражданина, но церковь по-прежнему подчинялась государства.
На Западе в результате длительной борьбы между монархией и различными сословиями сформировались гражданское общество и правовое государство. И в этом огромнейшую роль сыграло римское право. Этим и объясняются в огромной мере успехи западных демократий в развитии материального производства, благосостоянии населения и духовной культуре.
Спор вокруг римского правового наследия насчитывает не менее 200 лет. На Украине в России гораздо большее влияние имело не Римское, а Византийское право (кодификация Юстиниана).
До революции Российские императоры заимствовали каноны божественного происхождения своей власти и ее неограниченных прерогатив с Византийского права.
В СССР Ленин провозгласил отказ от дореволюционного права. Источником права была объявлена революционная целесообразность. Конкретное значение римского права отрицалось по двум мотивам:
1.    если нет частной собственности, то и нет частного права;
2.    утверждалось, что публичное право в Риме почти не разработано.
Что касается гуманистических концепций римского права, то к ним высказывается негативное отношение юристами даже сегодня.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить