Конституционные основы системы государственных органов
1. Понятие и виды государственных органов. 2. Конституционное закрепление системы государственных органов. 3. Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов. 4. Общая характеристика отдельных видов государственных органов.
Конституционные основы системы государственных органов – это системообразующая категория науки конституционного права. Конституционно-правовые отношения складываются, оформляются и реализуются через систему посредством системы органов государства. Каждое государство имеет свои специфические и для всех государств общие функции. Осуществление функций государства – через государственные органы каждого государства. Это власть (властный орган), власть реализуется посредством органов. Государственные органы по-разному осуществляют власть в зависимости от того, кто является ее сувереном. Если суверенитет принадлежит народу, то государство осуществляет власть через свои органы, контролируемые народом, в том случае (варианте) бывают хорошо развитыми.
Институты конституционного права Каковы институты конституционного права? 1) Сама система государственных органов. 2) Принципы формирования государственных органов. 3) Порядок формирования государственных органов входит избирательная система. 4) Принципы деятельности государственных органов статус отдельных видов государственных органов.
Все вместе взятые они представляют собственную совокупность конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые нормы регулируют однородные общественные отношения. Сами эти отношения возникают в связи с формированием и функционированием государственных органов. Государственный орган – это обособленная часть механизма государства. Такая часть предназначается для выполнения от имени государства и его функций. Каждый государственный орган имеет свою внутреннюю организацию (министерство – министр, зам. министра, помощники, коллегия, отделение или управление министерства). Каждый орган действует в рамках, установленных правом государственно-властных полномочий.
Классификация государственных органов – производится в науке и практике: - по субъекту; - по способу формирования; - по территории, на которой распространяется деятельность государства; - по характеру компетенции; - по способу осуществления компетенции и принятия решений, - по направлению деятельности; - по ответственности.
Конституционные принципы государства. Конституционно-правовое регулирование самого механизма государства может основываться на принципе народного суверенитета, что означает, что источником власти признается народ, реализующий свою власть через определенные органы путем представительной демократии и через институт непосредственной демократии. Представительная демократия – конституционно-правовой принцип, согласно которому формируется представительное правление, выборное правление. Государственные органы избираются народом, снизу до верху. Парламент – важнейший представительный орган, общенациональны, общенародный государственный орган выборный контроль осуществляется системой регулированных отчётов перед избирателями. Непосредственная демократия – референдум и плебисцит. Референдум – закреплен за определенными вопросами, плебисцит – по казуально. Осуществляется правоспособными гражданами, порог определяется конституцией. Принципы разделения властей – демократический принцип формирования государственных органов (важнейший). Решается в разных государствах по-разному теоретическое обоснование – Монтескье, до английских конституционных актов – власть в лице суверена (на Земле, на небе высшая власть - Богу), во Франции доказали, что только разделение властей на три ветви (законодательная, исполнительная, судебная) обеспечивает суверенитет народа. По своим властным функциям ветви разнообразны. Конституция США и других государств (Португалия) записаны принципы, прописаны нормы, уравнивающие три ветви власти (и компетенцию) и прописана система издержек и противовесов, чтобы один орган не взял над другим. Эта процедура требует либерального мышления. С целью обеспечить равновесие в некоторых странах используют власть фиксированную за правительство, законодательная за президентом и парламентом в некоторых государствах. Некоторых государствах суверенитет – монарх глава государства – выполняет функции над законом и исполнительными органами. Государственный аппарат – состоит из чиновников, профессиональных служащих, для которых управленческие функции являются их формой деятельности. Состоит из профессионалов, но они не обладают властными полномочиями. Чиновники местных органов входят ли в государственный аппарат?
|