Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Доктрина конституционного анализа

Доктрина конституционного анализа
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Доктрина конституционного анализа

1.    Конституция – как конкретно историческая, политическая правовая категория.
2.    Понятие конституционализма.
3.    Содержание конституции.
4.    Форма и структура конституции.
5.    Юридические свойства конституции.
6.    Реализация конституции.

Конституционализм – это правление, ограниченное конституцией, политическая система опирающаяся на конституцию (стоящая на основе) и придерживающаяся конституционных методов правления (по БЮС).
Конституционализм – это тип управления государством, осуществляемый на основе закона, конституции.
Конституционализм характеризуется наличием:
-    высшего законодательного органа, избираемого населением;
-    ответственности правительства перед законодательным органом или главой государства;
-    института демократических прав и свобод;
-    правосудия.
(по социально-юридическому словарю)

Государство может считаться демократическим, в котором теория и практика конституционного развития соединены, то есть имеется наука конституционализма и наука освещает практику, которая строится на основе развиваемой доктрины норм.
Конституционное государство – это единственное государство, которое является правовым. Нормы права в таком государстве и все законодательство приведено в соответствие с конституцией. Высшей ценностью в государстве являются права и свободы личности.
Конституционно-правовые государства сформировались исторически, собственно родиной конституционализма явилась Англия.
Впервые права и свободы у деспотичной неограниченной власти отвоевывают привилегированные сословия дворянства, затем буржуазия, а затем остальные слои.
Далее в остальных государствах стали развивать теорию ограничения королевской власти в пользу буржуазии.
В середине века под этим, словом подразумевалось – всякий горожанин.
Б.СЭС
Буржуа-горожанин в странах Европы в середине века бюргер представитель класса буржуазии.
Буржуазия – господствующий класс капиталистического общества, собственник средств производства, эксплуатирующий наемный труд, присваивающий надбавочную стоимость.
Конституционная форма правления отвечала интересам, как господствующего класса, так и не господствующего.
Ф. Лассаль «О сущности конституции».
Конституция – это основной закон, который глубже всех законов и должен служить остальным законам основой.
Основной закон является источником духа всех  остальных законов, он во всех них должен в той или иной мере проявляться.
Но Лассаль считал, что конституция отражает лишь соотношение борющихся классовых сил на определенном этапе:
Вопрос о конституции есть, прежде всего, вопрос силы, а не права. (Ленин т. 17 стр. 339-353).
Признает наличие конституции Е.В. Спекторский стр. 6-8, 10-16.
Конституция обращает внимание на то, поверх критики революционеров-радикалов и нерадикалов по вопросам конституции, он говорит, что «Все рассуждения революционеров однобочны в двояком отношении, они смешивают понятие права и факта, а именно одно дело правомерное соотношение сил, а другое дело фактическое». (Ленин и Ф. Лассаль подменяют правовое соотношение сил фактическим).
Как бы не была непримирима борьба классов, есть известные блага предоставляемые конституцией, которые равноценны для каждого человека независимо от его принадлежности к тому или иному классу.
Г. Еллинек «Конституции их история и значение в современном мире». Конституция не устраняет классовой борьбы, но она вводит ее  в культурную форму.
Конституция – в материальном смысле представляет собой или отдельный писаный акт, или совокупность актов, конституционных обычаев, они провозглашают и гарантируют, прежде всего, права и свободы человека и гражданина. Они определяют основы социального строя, форму правления, форму территориального устройства, основы организации центральных  и местных органах власти их компетенции и взаимоотношения.
Конституция в формальном смысле – представляет собой закон или группы законов обладающих вышей юридической силой по отношению к другим законам (всем остальным).
Конституция – это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственного, правового регулирования, качественных общественных связей и отношения государственной власти.
Конституция – это признак государственности, в ней излагаются конституционные принципы.
Конституционные принципы – это выраженные в конституции, общие основополагающие начала, которые определяют содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционных прав регулирования. Конституционные принципы могут относится, как к конституционному строю государства в целом, так и к его определенным элементам. Таким элементом, как политическая система, правовой статус человека, территориальное устройство государства, экономическая система и т.д. 
Конституционные принципы подчиняют себе логические и юридические все содержания конституции и законов, которые создаются на основе конституции и развивают ее содержание.

Действия конституции:
1.    С момента, который указан в ее положениях, как правило, в заключительном положении.
2.    Может вступать в сопровождающем особом законе.
3.    Может вступать в силу на всей территории государства, как правило, но какая-то часть может быть оговорена.
4.    Очень важно непосредственное действие конституционных норм: конституция рассматривается как правовая норма или группа правовых норм, а так же может декларироваться (что было очень характерно для советских конституций).
5.    Конституционная норма может носить отсылочный характер: (например избирательного округа определенным избирательным законом).

Форма и структура конституции может быть разнообразной, едва ли не столько форм, сколько групп по культурному историческому образованию.
Форма конституции – это способ организации (записи), структуризации и выражения конституционных норм.

Конституцию по форме можно разделить на две основные группы:
-    Конституция, состоящая из 1-го нормативного акта или из нескольких, если конституция состоит из меньшего количества, то все они обладают одинаковой или равной юридической силой.
Писаный акт – это кодифицированный акт (имеется в виду единый акт), то есть в США 200 лет назад принят единый акт, иногда это указывается в самой конституции – не меняется основной текст, принимаются пронумерованные поправки.
Бывают некодифицированные конституции, к ним относятся те, которые представляют несколько писаных актов. Кодифицированные подразделяют:
-    развернутые;
-    неразвернутые;
Четкого разграничения нет, неразвернутая конституция США – предусматривает основные формы. Существующие неразвернутые конституции могут быть заменены необычными нормативными актами (подзаконными).
Существуют конституции смешанного тапа: часть норм представляет законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами, часть из обычаев и доктринальных толкований (Английская – законы: акт об парламенте, об управлении общим + судебные прецеденты (конституционные нормы при судебном исполнении).
Конституции бывают: писанные, неписанные, смешанные.

Структура конституции – это порядок расположения компонентов конституции.
Общее в конституции примерный стандарт, которому придерживаются большинство конституций:
-    преамбула (введение);
-    основная часть (основное содержание);
-    заключительное положение;
-    переходное положение;
-     дополнительное положение;
Иногда и приложение.

Преамбула – чаще всего ее положения правовыми нормами не являются, но, тем не менее имеют нормативное значение. Их нормативное значение состоит в том, что они определяют толкования и порядок применения остальных положений конституции за редким исключением (Франция) положение преамбулы имеет юридическое значение, равноценное основной части конституции или ее нормам.
Основная часть – содержат нормы о правах и свободах, об основах общественного и государственного строя, о структуре и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменений конституции.
Заключительное положение – чаще порядок вступления в силу конституции, иногда порядок изменения конституции, государственную символику.
Переходные положения – предусматривают сроки вступления в силу тех конституционных норм, которые не могут быть введены немедленно.
Дополнительные положения – включают толковательные нормы или регулируют отдельные частные вопросы, которые выпадают из общих правил.
Приложения -  иногда имеют юридическую силу (значение), а не толковательную.

Язык и стиль конституции: требования - избегать синонимов, симантической нечеткости. Конституция демократического государства стремится избегать чрезмерной политизации, которая ведет к юридической нечеткости.
Стиль конституционных текстов, как правило, строго документальный, который ведет часто к возражению. Конституцию трудно переводить на иностранный язык. Иногда солидные переводы компетентных переводчиков не совпадают.

Порядок принятия, отмены и изменения конституции: конституционализм насчитывает 200 лет, наиболее старым порядком принятия исторически является октоирование (дарование к), т.е. монарх ___ под давлением социальных обстоятельств обновляет о добровольном дарении, которое во благо (до II мировой войны) реже встречаются договорные (носящие договорной характер), чаще всего используется когда борются противоборные стороны и находят компромисс, иногда с помощью комиссии (Греции прошлого столетия, Румынии) иногда встречаются элементы договорного характера. Наиболее интересны и демократичны конституции, носящие учредительный характер, принятые учредительным собранием (принимая конституцию, принимают решение о форме конституции и передают полномочия правительству выполнять свои функции) иногда специально создается конституанта – выборный орган (почти то же что и учредительное собрание) главная цель которого принять конституцию.
Учредительное собрание можно называть национальным представительством национального рода, иногда их делят на суверенные и несуверенные.
Суверенное – вырабатывает текст конституции и окончательные принципы.
Несуверенное – вырабатывает лишь текст конституции, а потом передает на всенародный референдум.
В конституции ряда стран предусмотрена сложная процедура внесения изменений в конституцию.
Необходимость изменений назревает объективно, в силу общих, экономических и других условий, которые начинают тормозить развитие общества и изменение конституции, необходимые для развития общества. Изменения в конституции вносить целесообразно лишь тогда, когда они стимулируют позитивное развитие общества. Для изменений в гибкой конституции достаточно принятие обычно закона (новый заменяет предыдущий).
В жесткой конституции (Японии 1946 г., Дании 1953 г.) изменения представляют сложность. Для внесений изменений применяются усложняющие процедуры:
-    большинство (квалифицированного) парламента 2/3;
-    в двух палатах парламентах 2/3 обеих палат;
-    устанавливать дополнительные сроки голосования и т. д.

В ряде конституции содержатся запрещения вообще вносить изменения, в условиях чрезвычайных условий. Успех достигается только при стабильности конституции (Конституция Франции 1946 г.).
В жесткой конституции обычно прибегают к поправкам, основной текст сохранен, поправки под номером или по фамилии автора. Для создания поправок, создают специальные органы (Швеции, Австралии, Финляндии) или комиссии, которые консультируются со специальными юристами  готовит проект поправки  разрабатывают, обосновывают  рассматривается парламентом, высшим законодательным органом инициатива поправки, как правило в странах с непосредственной демократией исходит из двух источников. Пересмотр конституции: референдум, народная инициатива (Австрия – внесение изменений гражданами собравшими 100 тыс. подписей избирателей или же с территории собрали 6 часть подписей избирателей). В большинстве стран для изменения в конституции необходимо вмешательство главы государства, которое _______ поправки (объявляет через прессу, телевидение, радио) содержание поправки и ряд других процедур. Все это необходимо для отношения к конституции со всей серьезностью и ответственностью.
Отмена конституции: не только конституции, но и все целиком правовые системы, как правило отличаются или кардинально изменяются в результате великих революций, чем менее революция радикальна, разрушительна, чем более она компромиссна, тем больше она сохраняет всего позитивного из предыдущих правовых систем.
Великие революции (Папская, реформационная, английская, французская, России 1917 г.). Иногда оставляют больше или меньше от старых конституций (Германия 1919 г.) в конституции указывалось: «Прочие законы и указы империи остаются в силе, поскольку не находятся в противоречии с конституцией».  В большинстве конституций не содержится оговорок относительно отдельных изменений, (республиканская форма правления не могла служить предметом пересмотра).
В ряде конституций содержится множество других зацепок, осложнений, которые направлены на запрещение с помощью жестких мер, изменений в конституции.
Классификация конституций:
У всех конституций есть общие признаки, в основе классификации конституций лежит: их можно разделить  на две группы – фактические и фиктивные, следовательно, не существенные, не действительные.
Фактические – реально существующие нормативные акты, регулирующие жизнь государства. Необходимая классификация в упорядочении знаний.
Временные – имеют органический характер во времени.
Постоянные – имеют неорганический характер во времени (Мексика 1917г., Греция). Греки руководили патриотизмом для оказания сопротивления отмене конституции.
Также конституции могут классифицироваться по содержанию и характеру:
-    по политическому режиму – демократические и авторитарные (тоталитарные);
-    по формам правления – монархические и республиканские;
-    по форме политико-территориального устройства – федеративные, унитарные.
Федеративное государство подразделяют: федеральные (национальные) и субъектов федерации (США), может быть конституция провинции и княжеских земель (Германия).
Конституция по характеру возникновения ________ (Иордания, Непал) и народные.

Конституционный контроль или надзор:
это система отношений между органами государственной власти, когда один орган может отменять акты подконтрольного, также контролирует один другого;
надзор – возможность предупредить какую-нибудь ошибку, ошибочные действия, но не отменять (постановления правительства для соответствующей конституции).
Что проверяется на предмет соответствия конституции?
Акты и действия публичной власти, проверяются деятельность и акты обязательных организаций (партий). Может осуществляться только там, где существует писаная конституция, писаное право.
В мусульманских странах соответственно Конституции и Корану. В тоталитарных режимах – на соотношение идеологической доктрине.
Объекты конституционного контроля:
-    обыкновенные законы;
-    внутригосударственные договоры;
-    международные договоры;
-    действия должностных лиц, общественных организаций;
-    отдельные положения в самой конституции.

Виды конституционного контроля:
-    предварительный;
-    внутренний;
-    внешний;
-    обязательный;
-    факультативный;
-    абстрактный;
-    конкурентный и др.

Органы осуществления конституционного контроля – чаще всего органы высокого юридического авторитета:
-    конституционный суд;
-    конституционный совет.

Конституция, как явление культуры: конституция и конституционный строй – величайшие достижения мировой цивилизации. Еще в эпоху Возрождения универсальным принципом человеческой культуры был признан гуманизм.
Гуманисты объявили: человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира. Центральные требования: защита достоинства человека.
На сегодняшний день, все государства в той или иной мере, стремятся преобразить конституцию к общепризнанному образцу, среди которых:
-    I место – права и свободы человека, государство служит обществу;
-    разделение властей.
Конституции в каждой стране – продукты национальной культуры и они учитывают национальные особенности, но, тем не менее, каждая учитывает общечеловеческие ценности. Государства Европы поступаются национальными интересами в пользу интеграции общественных интересов.
Специалисты, работающие в области теории конституционного права:
-    В. Спекторский «Что такое конституция?»
-    Г. Елинок «Конституции, их история и значение в современном праве».
-    В.М. Гессен «Общее государственное право».
-    В. Орландо «Принципы конституционного права».
-    М. И. Свешников «Очерк общей теории государственного права».
-    Б. А. Кистяковский «Государственное право (общее и узкое)».
-    Ф. Кокошкин «Лекции по общему государственному праву».


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить