Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Методические рекомендации по формированию системы налогового менеджмента в торговых предприятиях

Методические рекомендации по формированию системы налогового менеджмента в торговых предприятиях
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Методические рекомендации по формированию системы налогового менеджмента в торговых предприятиях

Современная теория и практика налогообложения в Украине не уделяет должного внимания проблемам налогового менеджмента на предприятиях тор-говли. Управление налогами на предприятиях представляет собой сложный процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным ас-пектам финансово - хозяйственной деятельности с учетом действующего меха-низма налогообложения.
Многие как отечественные, так и зарубежные экономисты [57; 40; 113] считают, что основной задачей управления налогами является обеспечение их минимизации. Полагаем, что минимизация налогов на конкретном этапе дея-тельности предприятия не обеспечивает автоматически такое положение в бу-дущем. Кроме того, минимальная сумма налогов может быть получена при вы-соком уровне налоговых рисков и угрозе банкротства в последующем периоде, поэтому в рыночных условиях минимизация налогов на предприятиях торговли может выступать как важная, но не приоритетная задача в системе управления налогами. При этом минимизация налогов должна происходить в рамках дейст-вующего законодательства.
Управление налогами должно реализовывать основную цель и главные за-дачи через функции, соответствующие любой управляющей системы, а именно: учета и контроля, анализа, планирования и прогнозирования, регулирования. Конкретизация функций управления налогами предприятий в значительной степени определяются отраслевыми особенностями предприятия, его размера-ми, организационно - правовой формой
В управлении процессом налогообложения предлагаем выделить два эта-па:
-    начисление налогов (по классификационным группам налогов);
-     уплата налогов (в установленные сроки, на счета соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, с учетом отсрочки и рассрочки платежа, налоговые и инвестиционные кредиты).
Для решения многих поставленных проблем предприятие должно разра-батывать собственную налоговую политику. К сожалению, на предприятиях этими проблемами практически не занимаются. Отсутствуют службы, на кото-рые можно было бы возложить разработку налоговой политики.
Считает, что под налоговой политикой предприятия следует понимать экономически целесообразные направления и тактические действия при вы-полнении своих прав и обязанностей в процессе налогообложения.
Исходной базой при проведении налоговой политики должны служить нормы налогового права, результаты оценки хозяйственно - экономических от-ношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Однако налоговая политика предприятия не предусматривает автоматического использования предписаний налоговых законов, она должна быть направлена на совершенст-вование экономических отношений с целью снижения налоговой нагрузки.
Во временном аспекте налоговую политику предприятия можно предста-вить как политику, проводимую с расчетом на перспективу и осуществляемую на текущий момент. В соответствии с таким делением данную деятельность следует представить как налоговую стратегию и налоговую тактику. Выбор стратегической цели предприятия всегда связан с оценкой того, чем нужно по-жертвовать, чтобы достичь этой цели.
Налоговая стратегия предприятия должна стать частью экономической стратегии, предполагающей эффективное достижение целей. Каждая состав-ляющая экономической стратегии предприятия имеет свои определенные на-правления, для продвижения, по которым необходимо осуществлять выбор ре-жимов налогообложения, используя разные инструменты налогового механиз-ма. Например, при формировании цены товара предусматривают возможность переложения налогов на покупателей, при инвестировании рассматривают пути сокращения налогового пресса и т.д. Однако в ходе формирования экономиче-ской стратегии предприятия нельзя предвидеть все предстоящие изменения в налоговом законодательстве (принятие Налогового Кодекса облегчит задачу формирования налоговой стратегии), поэтому должны учитываться только ре-альные возможные изменения в сфере налогообложения.
Нестабильность налогового законодательства практически аннулируют интерес предприятия в разработке и проведении налоговой политики для фор-мирования своей экономической стратегии.
Для оперативного управления налогами предприятие располагает инфор-мацией, которая по своей полноте и надежности значительно выше, чем при выработке стратегических направлений. Предприятие может просчитать нало-говые последствия при составлении конкретного договора, а также экономиче-ский эффект от перехода на упрощенную систему налогообложения.
Малое предприятие имеет возможность перейти на упрощенную систему налогообложения, при этом необходимо рассчитать общий прямой экономиче-ский эффект (сумма совокупного изменения  налоговых обязательств платель-щика при  переходе на альтернативную систему налогообложения), и дополни-тельный прямой эффект (или дополнительные прямые затраты, которые учиты-ваются со знаком «-») при переходе с обычной на альтернативную систему на-логообложения. Расчет изменения налоговых платежей при переходе малого предприятия на упрощенную систему   налогообложения   предоставляет   воз-можность руководству принять решение о целесообразности такого перехода.
Если же чистый доход предприятия сокращается, то в своей политике не-обходимо искать пути экономии, в том числе и на налогах. При этом оптимиза-ция налогов должна стать одним из главных элементов составляющей эконо-мической стратегии предприятия. Когда налоговая нагрузка оказывается значи-тельной и может привести к банкротству, необходимо применять меры по из-менению направления экономической стратегии в целом.
В налоговой политике предприятия должны использовать только легаль-ные пути избежания налогов - это максимальное   использование возможностей налогового механизма. Возможности легального избежания налога заложены в механизм налогообложения и связаны со спецификой элементов налога:
- субъекта налога. Примером может служить существующий в ряде стран и в Украине законодательный принцип предоставления налоговых льгот малым предприятиям, некоммерческим, благотворительным и подобным организациям и т.п.
-объекта налогообложения. Например, как в законодательстве многих стран, и в Украине до принятия изменений 22 марта 1997 года №283/97 - ВР, в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" [7] не облагались налогом доходы, вложенные в государственные ценные бумаги, что создавало возможность получать дополнительный доход от вложенных средств.
Существуют множество способов избежания налогов. К наиболее часто применяемым при формировании режима налогообложения можно отнести: перемещение доходов, отсрочка уплаты налогов, преимущества в различных налоговых   ставках.   Способ   перемещения   доходов предусматривает пере-мещение дохода на лицо, платящее налог по низкой определенной ставке. Так, можно переместить свои доходы на предприятие, которое пользуется льготами по налогам. Государство предпринимает попытки   ограничить перемещение доходов. Отсрочка уплаты налога - это способ отсрочки сделки до удобного для налогообложения времени. Например, покупка товара в рассрочку, отсрочка уплаты или использование актива в качестве налога, договор с финансовыми органами об отсрочке или рассрочке налоговых платежей и т.д.
На налоговую политику предприятия могут оказывать влияние множест-во объективных (нормативно – правовые акты, многообразие форм собственно-сти, свобода предпринимательства и др.) и субъективных (профессионализм персонала, работа по переподготовке кадров, готовность руководства платить налоги и т.д.) факторов. В проведении налоговой политики необходимо учиты-вать внешние факторы [70, C.243]:
- государственное нормативно - правовое регулирование хозяйственной дея-тельности предприятия;
- рыночный механизм, оказывающий воздействие на финансовый механизм  формирования  затрат  и   финансовых  результатов предприятия;
- систему конкретных методов и приемов по видам деятельности предприятия.
В налоговой политике предприятию следует использовать максимально полное количество объективных факторов. Но нельзя исключать действие субъективных факторов. Они не менее значимы, т.к. направление налоговой политики предприятия зависит от профессионализма руководителей и готовно-сти их служить интересам предприятия. Как показывает практика, чаще всего проблемы возникают не из-за самих законов, а из-за их незнания или непра-вильного использования. Чтобы избежать санкций, штрафов, изъятий руково-дителям предприятий предлагается создать отдельную службу по выработке налоговой     политики. Затраты на подобные мероприятия достаточно быстро окупаются и обеспечивают эффективную работу всего персонала. Для эффек-тивного управления налогами в предприятиях следует ввести должность нало-гового менеджера (администратора), который под руководством финансового директора должен разрабатывать налоговую политику, осуществлять планиро-вание и прогнозирование налогов, действовать во взаимосвязи с бухгалтером.
Считаем, что работа налоговых менеджеров (администраторов) на торго-вых предприятиях должна основываться на следующих принципах:
1) Принцип разумности означает, что применение грубых налоговых инстру-ментов будет иметь последствие - налоговые санкции и репрессии;
2) Цена вопроса - выгода, получаемая от налоговой оптимизации должна зна-чительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реали-зации данного решения;
3) Комплексный подход означает, что, выбрав инструмент снижения какого-либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличе-нию других налоговых платежей;
4) Индивидуальный подход. Налоговый администратор должен изучить  все тонкости предприятия, его отраслевую специфику, для дальнейших  рекомен-даций того или иного инструмента снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя также как и исполь-зовать «вслепую» зарубежный опыт;
5) Юридическая чистота. Особое внимание следует уделить  документальному оформлению операций, т.к. небрежность в оформлении может привести к при-менению более сурового порядка налогообложения.
6) Политическая корректность. При выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд политических аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет предприятие в его по-полнении и др.
7) Конфиденциальность. Распространение об удачно проведенной минимиза-ции налогов может иметь ряд негативных последствий.
8) Принцип времени является самым важным из всех перечисленных ранее, он предусматривает, что налоговое планирование надо осуществлять до осуществ-ления хозяйственной операции, до наступления налогового периода.
Большое значение имеет отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджера. Несмотря на негативное отношение к оценке роst factum, фирма должна располагать информацией за ряд лет о том, какие приемы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не дос-тигнуты, какие зависимости между положениями налогового законодательства и финансовыми результатами можно назвать устойчивыми и т.п. [91]. Глубокое изучение налоговых отчетов, обзоров арбитражной практики, устранение дву-смысленности отдельных положений налогового законодательства - вот то ос-новное, что определяет круг задач налогового менеджера.
Ретроспективный анализ налоговых обязательств, результатов налоговых проверок и схем оптимизации налоговых платежей создает определенную ин-формационную базу для прогнозирования зависимостей между налоговыми выплатами и капиталом фирмы. В ходе такого анализа выявляется и профес-сиональное соответствие (несоответствие) налогового менеджера тем задачам, которые стоят перед ним в сложных условиях мировой конкуренции, и руково-дство делает необходимые выводы.
Налоговое планирование с позиций налогоплательщика как один из эле-ментов налогового менеджмента является неотъемлемой частью его финансо-во-хозяйственной   деятельности.   Необходимость    налогового планирования заложена в самом современном налоговом законодательстве, которое преду-сматривает разные налоговые режимы для различных ситуаций, допускает ряд методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных вла-стям направлениях и одобренных ими методами.
Под налоговым планированием по мнению Васильковой Т.В., следует понимать «…совокупность плановых действий, объединенных в единую систе-му с максимальным учетом возможностей оптимизации и минимизации нало-говых платежей в рамках общего стратегического планирования предприятия» [37, С.37]. Считаем, что выбор оптимального сочетания риска от внедрения и стоимости различных форм осуществления деятельности и способов размеще-ния активов (управления пассивами), направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налогов, составляет налоговое планирование предприятия.
Сущность налогового планирования в развитых странах состоит в обще-признанном за всяким налогоплательщиком праве использовать все допусти-мые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств [120, С.153] Поэтому основной целью налогового пла-нирования и прогнозирования, так же как и в целом для управления налогами, должен быть поиск налоговых режимов, при которых налоговые платежи были бы оптимальными. Действующие предприятия в Украине вопросами планиро-вания и прогнозирования налогов практически не занимаются, нет функцио-нальных служб, на которые можно было бы данную работу возложить. Налого-вое планирование предприятий представляет собой совокупность плановых действий в соответствии с налоговой политикой, объединенных в единую сис-тему действий, направленных на максимальный учет возможностей оптимиза-ции налоговых платежей в рамках общего стратегического планирования пред-приятий [68, С.4]
Налоговая тактика и стратегия представляет собой органическое целое. Разработку текущих налоговых планов необходимо проводить с тщательной проработкой перспектив развития налогообложения. Несогласованность между тактическими и стратегическими действиями может привести к разрыву между запланированными налоговыми окладами и показателями финансово-хозяйственной   деятельности.
Погашение налоговых обязательств — это мощный поток денежных средств, непосредственно определяемый финансовым состоянием фирмы. По-этому управление денежным потоком в целом является первостепенной задачей всех менеджеров предприятия. Термин «денежный поток» широко использует-ся и обозначает все денежные средства, поступающие в распоряжение руково-дства и доступные в течение определенного периода времени [111]. Концепция скорости потока денежных средств, т. е. скорости, с которой денежные ресурсы становятся доступными, является существенным фактором при любой текущей и ожидаемой   финансовой стабильности.
Алгоритм формирования налоговой политики торгового предприятия со-стоит из следующих этапов:
- анализ действующей налоговой системы;
- мониторинг экономического состояния предприятия;
- анализ возможностей оптимизации налоговых платежей с целью увели-чения темпов развития предприятия;
- выявление направлений операционной деятельности, позволяющих ми-нимизировать   налоговые   платежи   за   счет   различных   ставок налогооб-ложения;
- учет непрямых налоговых льгот в формировании налоговой политики предприятия;
- учет региональных особенностей формирования налоговой политики;
- оценка эффективности разработанной налоговой политики;
-    принятие стратегических и управленческих решений.
Последовательность   шагов   налогового планирования должна состав-лять линию управленческих действий на текущий период и перспективу. Нало-говое планирование - процесс творческий, требующий строго индивидуального подхода, однако в этом процессе можно выделить ряд укрупненных последова-тельных этапов каждый из которых, в свою очередь, состоит из целого набора взаимосвязанных процедур. Но не следует рассматривать этапы налогового планирования как четкую и неизменную последовательность действий неук-лонное следование, которым обязательно позволяет добиться снижения налого-вого бремени предприятия.
Отдельные вопросы любого этапа могут, решаться одновременно с тер-риториальным размещением предприятия или его отдельных обособленных подразделений,   с   определенной   инвестиционной   политикой,   с прогнози-рованием будущих изменений его структуры, т.е. с рассмотрением других   проблем   налогообложения.   Количество   этапов   налогового планирования может быть разным. Предлагается формировать систему налогового менедж-мента по алгоритму (рис. 3.2), включающему следующие этапы:
1. В момент возникновения предприятия решается вопрос об использова-нии налоговых льгот, предоставляющихся малому бизнесу, определяется чис-ленность работников и состав учредителей.
2. Решается вопрос территориального размещения.
3. Выбор одной из организационно-правовых форм юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица. 
4.    Поиск возможных для данного предприятия льгот.
5.    Анализ всех планируемых сделок (купля-продажа, посредническая деятельность, аренда и др.) с точки зрения минимизации совокупных налого-вых платежей и получения максимальной прибыли. К числу наиболее важных вопросов, решаемых на данном этапе следует отнести планирование сделок, минимизацию налоговых обязательств, возникающих при осуществлении соци-альной политики предприятия: правильное использование льгот по основным видам налогов (налогу на прибыль, НДС), оперативное реагирование на изме-нение налогового законодательства.
6. Рациональное размещении активов и прибыли предприятия. Правиль-ное размещение прибыли и капиталов предприятия, и выбор инвестиционной политики могут обеспечить дополнительные налоговые льготы или даже воз-врат части уплаченных налогов.
Таким образом, отдельные вопросы, решаемые на отдельных этапах на-логового планирования, имеют большое значение для всей деятельности пред-приятия, что позволяет отнести их к сфере стратегического налогового плани-рования.
Не менее важно для предприятия текущее налоговое планирование в по-вседневной деятельности, поскольку от его эффективности зависит минимиза-ция налоговых обязательств на стабильный период. Особый контроль должен быть установлен за обоснованностью применения налоговых льгот в каждом планируемом договоре.
Налоговое планирование на предприятиях можно осуществлять тремя методами: налоговый мониторинг, текущий налоговый контроль, налоговая экспертиза.
Мониторинг налоговых вопросов может проводиться специальной группой работников предприятия. Такой подход может быть применен на небольших предприятиях.
Данная форма должна действовать во всех средних и крупных предпри-ятиях со стабильными планами экономического развития. Внешних консуль-тантов могут привлекать либо для налоговой экспертизы новых проектов (но-вых инвестиций), либо для контроля над текущими налоговыми   платежами предприятия (для малого бизнеса), либо для составления налоговой отчетности и представления ее налоговым органам.
Последний метод должен использоваться в предприятиях, которые явля-ются крупными налогоплательщиками, или где проводятся организационные изменения их деятельности. Но во всех трех формах проведения налогового планирования в предпринимательских структурах необходимо готовить ин-формационную базу.
Эффективность каждой управленческой системы в значительной мере за-висит от качества формируемой и используемой информационной базы. При-менительно к системе управления налогами она приобретает прямое значение, так как от качества используемой информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависит состояние предприятия, имидж нало-гоплательщика.
В случае серьезных расхождений между прогнозами и реальными платежами проводится расследование причин расхождений и разрабатываются предложения по их устранению. Базой для применения этого метода являются нормативные налоговые документы, обсуждение вопросов с налоговой инспек-цией, рекомендации по налогам аудиторских фирм.
Следующим по сложности является метод предварительной налоговой экспертизы новых проектов и важнейших управленческих решений [51, C.91]. Этот метод требует наличия на предприятии серьезной информационно-аналитической базы по налогам: не только тексты налоговых нормативных ак-тов, но и комментариев ведущих специалистов, материалы арбитражной прак-тики, текстов готовящихся к утверждению налоговых законов и т.д.
Наиболее сложным является метод вариационно- сравнительного анализа новых проектов и деятельности предприятия в целом. В соответствии с этим методом производится сравнение различных вариантов деятельности предпри-ятия на предмет определения их "налоговой эффективности": на короткий пе-риод деятельности и на длительный периоды. Учитывая большое число пере-менных, применение этого метода возможно только с использованием компью-теров и при наличии соответствующего программного обеспечения.
Налоговое планирование неотделимо от общей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому оно должно осуществляться на всех ее уровнях и этапах, в каждом предприятии независимо от форм собственности и организационно-правовой формы [52, C.146].
Проблема налогового планирования предприятий торговли существен-ным образом зависит от современного состояния бухгалтерского учета  анализа и контроля, которые традиционно служат основой для взаимодействия пред-приятия с государственными контролирующими органами. Итак, текущее пла-нирование налогов на предприятии создает основу для разработки и доведения до исполнения основных схем начисления налогов и их платежей в бюджетную систему.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить