Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Оценка эффективности формирования налоговой политики в предприятиях торговли Донецкой области

Оценка эффективности формирования налоговой политики в предприятиях торговли Донецкой области
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Оценка эффективности формирования налоговой политики в предприятиях торговли Донецкой области

Современная теория и практика налогообложения в Украине не уделяет должного внимания проблемам управления налогами на предприятиях торговли. Управление налогами в предприятиях торговли представляет собой сложный процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основ-ным аспектам финансово-хозяйственной деятельности с учетом действующего механизма налогообложения. Считаем, основной целью управления налогами в торговле - снижение налогового бремени за счет оптимизации налоговых платежей в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами го-сударства.
Основной целью налоговой политики предприятия является минимизация всех расходов, связанных с уплатой налогов - как непосредственно суммы налоговой задолженности, так и косвенных затрат (ведение документации, заполнение и подача деклараций, оплата услуг налоговых консультантов и т.п.).
Использование преимуществ (возможностей) в налоговом законодатель-стве является основным направлением налоговой политики предприятий. Предприятие должно быть технически подготовленной для проведения налого-вых расчетов.
Если налогообложение удерживается в разумных пределах, то в налоговой политике торгового предприятия налоги зачисляются в общий ряд базовых факторов наравне с трудом, капиталом, землей. Когда налоговая нагрузка оказывается значительной и может привести к банкротству, необходимо применять меры по изменению направления экономической стратегии в целом.
Термины «избежание налогов» или «налоговая оптимизация» и «уклоне-ние от уплаты налогов» означают не одно и тоже. Уклонение от уплаты налогов незаконно, в то время как попытка избежать налогов, направлена на использо-вание всех преимуществ, содержащихся в положениях налогового законода-тельства, для оптимизации налоговых обязательств.
Избежание налогов - наиболее приемлемый путь для предприятий тор-говли и направлен на использование легальных возможностей снижения нало-говых платежей, таких как:
- сокращение косвенных налогов (выполнение отдельных работ гражданами - предпринимателями; осуществление систематических поощрительных компенсационных выплат из прибыли; материальная помощь;
- трудовые и социальные льготы; выпуск облигаций и выплата процентов по ним; предоставление работникам беспроцентных ссуд; продажа товаров в рассрочку или по низким ценам; благотворительная деятельность; операции с ценными бумагами и т.д.);
- сокращение прямых налогов (выплата дивидендов)
К методам налоговой оптимизации мы относим: применение льгот и ос-вобождений, выбор форм договоров, выбор контрагентов и др.
Налоговая политика в целом должна базироваться на требованиях экономической целесообразности. Когда этим вопросам не уделяется должного внимания, отрицательные последствия для бизнеса могут перекрыть все выгоды уменьшения налогообложения [94, С.29-34].
Считаем, что налоги в качестве инструмента микроэкономической поли-тики должны стимулировать экономию ресурсов, используемых в производст-ве, повышать эффективность предпринимательской деятельности предприятия. С помощью налоговых льгот предприятия могут снижать финансовые риски.
Предприятия ориентируют свою деятельность на получение дохода. Ос-тающаяся прибыль после уплаты всех налогов позволяет проводить мероприя-тия по совершенствованию производства, введению новых рабочих мест и т.д. Такое расширение деятельности сопряжено как с увеличением объемов затрат, так и объемов налоговых платежей, что в свою очередь может привести к отри-цательным налоговым последствиям. Таким образом конкретная налоговая си-туация может осложнить экономическое положение предпринимательской структуры, что вызывает необходимость проведения налоговой оптимизации. Предпринимательские структуры имеют право изменять режим налогообложе-ния, используя налоговые льготы, отсрочку и рассрочку платежа, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, которые предоставляются на осно-ваниях и в порядке, устанавливаемых законодательными актами.
Финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия находят свое отражение в показателях прибыли и рентабельности, на величину которых оказывают влияние многие факторы. В значительной сте-пени на объем чистой прибыли предприятия влияют суммы его налоговых пла-тежей [32, C.24]. Стремление любого предприятия максимизировать чистую прибыль, а именно ту ее часть, которая может быть использована предприятием на накопление. Существует два основных направления достижения этой цели: снижение объекта налогообложения (минимизация реализации при максимиза-ции затрат, амортизационные начисления, арендная плата, расходы на рекламу, расходы на ремонт) и максимальное использование налоговых льгот (упрощен-ная налоговая система для малых предприятий). Проблема минимизации нало-говых платежей в значительной степени решается путем формирования эффек-тивной налоговой политики [69, С.68].
Основополагающим условием для проведения эффективной налоговой политики, считает автор, являются: стабильное, поступательное развитие пред-приятия, научно – обоснованная стратегия его роста, правовая грамотность ру-ководящего персонала.
Формирование эффективной налоговой политики предприятия базируется на следующих принципах:
- соблюдение действующего законодательства (исключение возможностей уклонения от уплаты налогов);
- соотнесение задачи минимизации налоговых платежей с целями общей политики управления прибыли предприятия;
- поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе операцион-ной деятельности (широкое использование системы косвенных  налоговых льгот);
- оперативный учет изменений в действующей налоговой системе (коррек-тировка операций с учетом появления новых видов налогов, изменения ставок налогообложения, отмены или предоставления налоговых льгот);
- плановое определение сумм налоговых платежей.
Разработанная торговыми предприятиями налоговая политика требует оценки ее эффективности [101]. Эффективность разных вариантов налоговых выплат при альтернативных вариантах хозяйственной деятельности торгового предприятия определяется на основе сопоставления эффекта (результата) с за-тратами. При этом в лице затрат выступает общая сумма выплаченных налогов, сборов и других обязательных платежей, а в виде эффекта или результата – сумма чистого денежного потока торгового предприятия.
Коэффициент эффективности налогообложения является наиболее обоб-щающим показателем эффективности, который определяет отношение чистой прибыли и общей суммы налоговых обязательств. Повышение этого коэффици-ента говорит о положительной динамике финансового состояния предприятия.
Коэффициент налогоемкости товарооборота показывает отношение общей суммы налогов и других налоговых платежей торгового предприятия к общему размеру товарооборота. Увеличение коэффициента – негативный фактор, сви-детельствующий о снижении реализации товаров. Объем розничного товаро-оборота влияет на общий уровень налоговых платежей через два вида налогов, сборов и других платежей: выплачиваемых за счет  прибыли (дохода) и вклю-чающихся в цену товаров (НДС, акцизный сбор, таможенная пошлина). Суще-ствует прямая зависимость между розничным товарооборотом и размером на-логовых обязательств, включаемых в цену товаров. Чем выше налоговые ставки по этим налогам, тем больше становится цена товара, а следовательно, сокра-щается потребление, снижается объем реализации. Следовательно, повысить эффективность налоговой политики торговое предприятие может, формируя ассортимент с минимальной частью налогов в цене товаров, а также с помощью правильной ценовой политики. 
Анализ эффективности налогообложения проводился на основе данных отчетности пятидесяти предприятий розничной торговли Донецкой области различных форм собственности.
Основной показатель деятельности торговых предприятий, товарооборот имеет тенденции роста (в 2002 году прирост составил 24% по сравнению с 2001 годом). При этом прибыль от реализации продукции в 2002 году составила 967,4 тыс. грн. против 1084,7 тыс.грн. в 2001 году и 1016,8 тыс. грн. в 2000 (или на 11% и 5% соответственно). Это снижение отрицательно сказывается на ко-нечных финансовых результатах предприятий торговли, множество из которых становятся убыточными. Предприятиям приходится заниматься другими вида-ми деятельности, имеющими большую прибыльность.
Главной причиной спада эффективности налогообложения торговых предприятий является ухудшение их финансового состояния. Только за счет постоянного роста цен на товары сумма розничного товарооборота, валовых доходов и прибыли увеличилась.
Налогоемкость торговых предприятий за три года практически остается без изменений. Снижение данного показателя у третьей группы предприятий произошло за счет значительного снижения товарооборота на 37%. Результат нельзя считать позитивным, поскольку он является следствием сокращения объемов деятельности предприятия.
Исследование предоставления льгот торговым предприятиям показало, что из 50 предприятий лишь 11 получили льготы в 2000 году, а в 2002 году ко-личество таких предприятий снизилось до 5. Мизерное количество таких пред-приятий свидетельствует о низком и неумелом использовании льгот по налого-вым платежам, предоставляемым им действующим законодательством.
По нашему мнению, одной из существенных причин, сдерживающих ис-пользование льгот по налогообложению, является нестабильность налогового законодательства. На практике нередко происходит, когда запоздалое исполь-зование тех или иных льгот приводит к неумышленным нарушениям налоговой дисциплины  и уплате больших сумм штрафных санкций. Также это поясняется отсутствием опыта работы предприятий в условиях становления рыночных от-ношений, в использовании таких важных рычагов как налоговые ставки и нало-говые льготы.
Снижение показателя доли НДС в общей совокупности налоговых обяза-тельств у третьей группы  обуславливается переходом большинства из них на единый налог в связи чем, они освобождаются от уплаты НДС.
Для определения общего изменение эффективности налогообложения торговых предприятий предлагается использовать интегральный коэффициент эффективности налогообложения в торговле, который включает изменение двух основных показателей налогообложения: коэффициента эффективности налогообложения и коэффициента налогоемкости товарооборота.
Интегральный коэффициент показал снижение эффективности налогооб-ложения в 2002 году на 0,149 или на 14,9% по совокупности исследуемых предприятий в основном за счет крупных предприятий (группа1). Детальный анализ интегрального изменения эффективности по группам исследуемых предприятий показал,  за 2000 – 2002 гг. наблюдается рост эффективности на-логообложения на 21,98% у второй группы и на 47,22% у третьей. Если вторая группа предприятий имеет нестабильную, положительную динамику, то третья группа, за счет увеличения, как товарооборота, так и чистой прибыли повышает эффективность налогообложения в основном благодаря применению единого налога.
Основными причинами, отрицательно сказывающимися на снижении прибыли от реализации, как важнейшего показателя эффективности деятельно-сти торговли являются: значительное ухудшение финансового состояния пред-приятий и увеличение общей суммы выплачиваемых налоговых платежей. Сре-ди факторов негативно влияющих на этот показатель важно отметить: острый дефицит финансовых ресурсов в предприятиях розничной торговли, которые так необходимы для их деятельности, усиление конкуренции, не доскональ-ность и неэффективность механизмов реализации товаров и услуг, монополизм и диктат производителя, резкие и не одноразовые повышения цен и тарифов.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что эффективность налогообложения исследуемых торговых предприятий в 2002 году по сравнению с предыдущими годами снизилась на 13%. Снижение размера чистой прибыли, как конечного результата деятельности предприятия, привело к снижению общего коэффициента эффективности налогообложения на 36,1% в 2002 году по сравнению с 2001 годом. Величина коэффициента льготного налогообложения настолько мала, что свидетельствует о не предос-тавлении льгот данной отрасли. Доля НДС в сумме налоговых выплат предпри-ятия снизилась на 11,6%. Интегральное изменение эффективности налогообло-жения торговых предприятий свидетельствует о ее снижении на 14,9%, кроме предприятий торговли использующих упрощенную систему налогообложения, где сумма НДС включается в единый налог. 
Расчет приведенных коэффициентов помогает предприятию в планиро-вании предпринимательской деятельности, построении эффективной налоговой политики с учетом прогнозных расчетов изменения показателей деятельности.
Сокращение объемов деятельности предприятий, снижение их реальных доходов и прибыли, отсутствие собственных оборотных средств, постоянное увеличение процентных ставок за пользование банковскими кредитами, высо-кий уровень налогообложения прибыли усложняют финансовое положение предприятия, снижают эффективность его налогообложения. Поэтому, в таких условиях хозяйствования торговым предприятиям следует научиться маневри-ровать в сфере налоговой политики, находить резервы снижения базы налого-обложения по отдельным видам налогов, максимально использовать систему предоставленных законодательством льгот.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить