Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Торговая деятельность как объект налогового регулирования

Торговая деятельность как объект налогового регулирования
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Торговая деятельность как объект налогового регулирования

Переход к рыночной экономике в корне изменил экономическую среду функционирования торговых предприятий. Речь идет о создании новой экономической инфраструктуры, которая включает в себя системы товарных и фондовых бирж, коммерческие банки, рынки средств производства, кредитных и трудовых ресурсов обеспечивающих условия деятельности предприятий при жестко не регламентированных отношениях с поставщиками, подрядчиками, банками. Следует отметить, что торговые предприятия являются самостоятельно хозяйствующими субъектами, которые совершают торговую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли и самостоятельно планируют ее показатели, определяют перспективы развития, исходя из уровня спроса на товары народного потребления и услуги, а также уровня конкурентоспособности. Одновременно торговля выступает активным участником других сегментов рынка.
Торговля активно влияет на расширение масштабов производства, на реализацию экономических и социальных преимуществ межотраслевой инте-грации. Возрастание интересов торговли как отрасли проявляется в необходи-мости увеличения розничного товарооборота, поддержания стандарта обслужи-вания покупателей, соблюдения режима экономии, достижения доходности и т.д.
Торговля оказалась под влиянием структурных сдвигов, диспропорций между производством и потреблением. Она способствует расширению рынка, масштабов производства, влияет на формирование накопления, которое являет-ся основным условием расширенного общественного производства. Переход к рыночной экономике объективно требует наличия торговли как экономико – организационной формы рынка с эквивалентными отношениями продавцов и покупателей, свободным выбором поставщиков, наличием конкуренции между торговыми предприятиями в борьбе за покупателя, рычагами сбалансированно-сти спроса и предложения, активного воздействия на производителей товаров. В этом и проявляется особая роль торговли в процессах обмена, в системе ры-ночных отношений, как обособившейся на основе общественного разделения труда отрасли хозяйства, осуществляющей посредническую деятельность по купле-продаже товаров и предоставлению связанных с этим услуг. При этом, по мнению многих ученых,  основными функциями торговли являются:
1. Доведение произведенных товаров до потребителей. Эта функция является синтезирующей, так как складывается из ряда более узких операций: закупка товаров у производителей; предоставление произведенной товарной массе со-ответствующей потребительской формы; доведение товаров в розничную тор-говлю, путем посреднических операций или прямых торговых операций, вклю-чающих транспортировку.
2.    Смена форм стоимости из товарной в денежную, реализация стоимости. В процессе товарообмена, который выполняют предприятия торговли, совер-шается смена форм стоимости, которая опосредует переход товара из рук про-давца в руки потребителя. Реализация стоимости является важным условием воспроизводства общественного продукта, оборота капитала. Смена форм стоимости характеризует последний акт реализации товаров конечным потре-бителям.
3.    Предоставление торговых услуг потребителям в процессе реализации то-варов. Торговые услуги – это особенный вид деятельности работников торгов-ли, направленной на удовлетворение специфических нужд покупателей. Наряду с другими услугами для населения они играют определяющую роль в системе социальной инфраструктуры. В основном они включаются в процесс продажи товаров, а также могут входить в состав послепродажного сервиса [58, С.175].
Торговля повышает эффективность регионального распределения труда. Производство отдельных видов товаров в региональном разрезе размещено в  Украине неравномерно вследствие различных природно- географических усло-вий, уровней развития промышленности, сельского хозяйства.
Торговля способствует стабильности денежного обращения. Совершая функцию обмена, торговля связана с денежным оборотом. Количество денеж-ных средств, находящихся в обращении на территории отдельных регионов за-висит от уровня цен на товары и услуги, использования безналичных расчетов и скорости денежного обращения. В свою очередь, скорость денежного обра-щения зависит от удовлетворения спроса населения на товары и услуги в ре-гионе, а также скорости товарооборота.
Торговля способствует повышению материальной заинтересованности населения. Большую часть своих доходов работники используют на приобрете-ние товаров в торговой сети. С увеличением ассортимента товаров, у населения повышается заинтересованность в увеличении денежных доходов на их покуп-ку, и как следствие – рост производительности труда.
Одна из актуальных проблем современной науки - регулирование эффективности общественного производства и торговли, которая как отрасль народного хозяйства, совершает реализацию товаров, обеспечивая рациональное использование денежных средств, и тем самым, содействует развитию воспроизводственного процесса [40;45]. В связи с этим встает необходимость исследо-вания вопросов влияния регулирующих факторов, которые использует государ-ство для влияния, на показатели эффективности финансово - хозяйственной деятельности торговых предприятий; определение методов, рычагов, принци-пов, критериев и организационно - экономических мер усовершенствования механизма с целью повышения уровня основных показателей эффективности.
В современных условиях торговля является одной из ведущих отраслей не только в сфере обслуживания населения, но и экономики Украины в целом. Об этом свидетельствуют такие важные показатели отраслевой деятельности, как объем розничного товарооборота, количество предприятий розничной торгов-ли, численность занятых работников
Темпы роста розничного товарооборота (в 2002 году – 115,3%) существен-но превышает темпы роста ВВП (109,1%). Это в свою очередь повлияло на рост объема товарооборота на душу населения. Этот показатель возрос по Украине в 3,5 раза, по Донецкой области в 2,9 раз (в 2002 году на 10,9% и составил 711 грн., что составляет 80% от среднего по Украине, а среди других 25 регионов занимает 11 место). В то же время,  количество предприятий розничной торгов-ли ежегодно снижается в среднем на 10%. В 2002 году показатель по Донецкой области составил 7,1 тыс. единиц против 10,6 в 1995 году. Эта отрицательная тенденция влечет за собой и значительное сокращение среднесписочной чис-ленности работников  отрасли. Так, в 2002 году по сравнению с базисным 1995 г. среднесписочная численность работников торговли по Украине снизилась на 17,9%, по Донецкой области – на 32,1%. На 1.01.2003 года данные свидетельст-вуют об увеличении показателя, как по стране, так и по области (на 4,3% и 26,1 соответственно). Происходит значительное сокращение торговой площади. Только за 2002 г. по сравнению с предыдущим на 7,1% по Украине и на 13,3% по области. Особенно это проявляется в сельской местности и в небольших го-родах [24, С.190], а те площади, которые имеются в наличии, заполнены ресур-сами на 50 – 60%. В то время как в Украине обеспеченность торговыми площа-дями в 3-4 раза меньше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Одной из отличительных особенностей торговли является большая доля малых предприятий (табл. 1.2), которые согласно действующему налоговому законодательству имеют право выбора между общей системой налогообложе-ния и упрощенной, поэтому эта категория плательщиков имеет большой инте-рес со стороны государства в области налогового регулирования.
Таблица 1.2. показывает существенное преобладание малых предприятий торговой отрасли. В 2002 году их доля в общей совокупности составила 40,2%. Исследуемый период выявил устойчивую тенденцию роста количества малых предприятий всех видов экономической деятельности, этот показатель составил 11932 или 48% от совокупности всех малых предприятий [98, С.20].
В Донецкой области в 2002 году этот показатель составил 102,1 тыс. еди-ниц или 40,2% от совокупности всех малых предприятий, что на 1,9% больше предыдущего года и на 13,6% больше 1995г.
Особенностью торговли является постоянная необходимость в значитель-ном объеме оборотных средств, а именно товарных запасов и денежных средств на приобретение товаров и погашение задолженности перед поставщи-ками
Торговля, в общей совокупности оборотных средств по Украине в разрезе отраслей и видам экономической деятельности занимает второе место (23,4%), уступая первое промышленности. Таблица 1.3. демонстрирует значительный рост торговых запасов в розничной торговой сети. В абсолютных показателях по сравнению с 1995 г. торговые запасы увеличились в 2,4 раза, с 2001 г. – на 30,4%. В структуре оборотных средств в 2002 году отмечается незначительное сокращение (на 1%) по сравнению с 2001 г.
В разрезе отраслей Украины доля запасов товаров во внутренней торговле составляет 88,1%, при этом на долю розничной сети приходится 73,2% [114;115;116].
Распределение предприятий торговли по формам собственности (табл.1.4) свидетельствует о доминирующем количестве коллективных предприятий с са-мой значительной величиной розничного товарооборота – 2821,6 млн.грн. в 2002 году или 82,6% от общей совокупности предприятий.
Розничный товарооборот коллективных предприятий растет не только в абсолютных показателях, но и в относительных. Если в 1995 году доля коллек-тивных предприятий составляла 72,8%, то в 2002 году – 82,6%.
Практически сводится к нулю доля коммунальных предприятий в торгов-ле. Их товарооборот в 2002 году снизился по сравнению с 1995 годом более чем на 85%. Частная торговля, которая во всем мире является главным фактором развития конкуренции, в 2002 году составила 12,1%. Несмотря на значитель-ный рост розничного товарооборота предприятий частной собственности за 1995-2002 гг. (с 88,5 млн.грн до 411,8 млн. грн.), их доля имеет тенденцию спа-да. Это отрицательный факт, так как частные предприятия розничной торговли обеспечивают наиболее высокие показатели рентабельности [29].
Количество объектов розничной торговли по Украине снижается в среднем на 6%, а по области на 10%. Считаем это снижение следствием увеличения числа убыточных предприятий , которые прекращают свою деятель-ность.
Анализ прибыли, полученной в 2002 году малыми предприятиями торгов-ли области в отраслевом разрезе свидетельствует о том, что наибольший объем прибыли получили малые торговые предприятия – 86,2 млн.грн., что составляет 17,4% от общей суммы прибыли, полученной торговлей в целом по Украине. Убытки малых предприятий торговли в 2002 году составили 76,4 млн.грн., что составляет 15,3% общей суммы убытков отрасли [115;116].
Каждый вид деятельности торгового предприятия формирует соответст-вующий доход и прибыль. Сумма прибылей (за исключением прибыли от чрез-вычайной деятельности) образует финансовый результат от обычной деятельно-сти до налогообложения. В торговле доходом от реализации товаров выступает торговая надбавка. Являясь посредником между производителем и потребите-лем, торговое предприятие создает добавленную стоимость в виде торговой над-бавки, которая колеблется от ситуации на рынке.
В издержки обращения торгового предприятия включаются администра-тивные затраты, затраты на сбыт, другие операционные затраты. Отличие издержек обращения от издержек производства заключается в отсутствии в их составе стоимости закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже про-изведенные товары и расходует средства лишь на доведение их до потребите-лей.
Розничный товарооборот торгового предприятия состоит из суммы това-рооборота по себестоимости и торговых надбавок. Общая сумма НДС в торговле складывается из НДС производителя продукции (20% от товарооборота по себестоимости) и НДС торговли (20% от торговой надбавки с НДС). В проекте Налогового Кодекса предусмотрено снижение ставки НДС с 20% до 17%. Снижение ставки данного косвенного налога должно повлечь за собой: снижение цены на продукцию, и как следствие рост объема продаж и прибыли; сохран-ность оборотных средств предприятия, что положительно скажется на его фи-нансовом положении.
От величины дохода (валового) зависят устойчивость финансового поло-жения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, свое-временность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, постав-щиками, рабочими и служащими [127, С.139].
Согласно проекта Налогового Кодекса, доход (валовой доход) - общая сумма средств, полученных от всех видов деятельности, стоимости материаль-ных и нематериальных ценностей (активов), ценных бумаг, других объектов собственности, которые получены (начислены) на протяжении отчетного пе-риода в денежной, материальной или нематериальной форме как на территории Украины, ее континентальном шельфе, так и за ее пределами.
Считаем, что в статье существует противоречие с разделами кодекса о налоге на прибыль предприятий и налоге на доходы физических лиц. Согласно положениям этих разделов, не все суммы, получаемые налогоплательщиком, включаются с целью налогообложения в его доход (валовой доход). Такое положение необходимо отразить и в комментируемой статье. Распределение до-хода (валового дохода) в торговых предприятиях представлено на рис. 1.2.
Торговые предприятия, при осуществлении своей деятельности по общей системе налогообложения, являются плательщиками таких видов налогов и платежей: налог на прибыль предприятия, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизный сбор, таможенная пошлина, плата за землю, налог с собствен-ников транспортных средств, налог с рекламы, коммунальный налог, сбор за выдачу разрешения  на размещение объектов торговли и сферы услуг, сбор за право использования местной символики.
Кроме того, предприятия торговли являются плательщиками сбора за обяза-тельное государственное пенсионное страхование и обязательное государст-венное социальное страхование.
Источники уплаты налогов и сборов в Украине установлены в законах об отдельных налогах и сборах. Налоги и сборы, включаемые в цену товаров, ра-бот или услуг или относящихся на их себестоимость, выплачиваются в бюдже-ты независимо от результатов финансово – хозяйственной деятельности. К ним относятся НДС, акцизный сбор, таможенная пошлина, сбор на обязательное го-сударственное пенсионное страхование и обязательное государственное соци-альное страхование, сбор в Фонд содействие занятости населения.
К налогам, уменьшающим прибыль, до уплаты налога на прибыль отно-сятся: плата за землю, налог с владельцев транспортных средств, налог с рек-ламы, коммунальный налог, сбор за выдачу разрешения на размещение объек-тов торговли и сферы услуг, сбор за право использования местной символики. Налог на прибыль в предприятиях торговли уплачивается за счет налогообла-гаемой прибыли, за счет чистой прибыли предприятия перечисляют в бюджет налог на недвижимость.
Прибыль - один из важнейших показателей результата деятельности тор-говых предприятий.  Бланк И.А. наиболее полно определяет значимость при-были. Под прибылью (рентабельностью) он оценивает эффективность хозяйст-вования, прибыль – главный источник финансирования экономического и со-циального развития [28]. Она существенно зависит от действующей в стране налоговой системы, так как при ее исчислении значительную роль играют не только объем розничного товарооборота, сумма торговых надбавок, но и сумма НДС, акцизного сбора, отчислений в целевые и внебюджетные фонды.
Сумма розничного товарооборота значительно зависит от объемов посту-плений в бюджеты разных уровней, так как, за счет них получают заработную плату работники бюджетной сферы, формируя тем самым спрос на товары на-родного потребления и влияя, таким образом, на эффективность торговли как отрасли.
Независимо от того, платят предприятия торговли налоги в бюджеты всех уровней за счет прибыли предприятий до уплаты налога на прибыль или после, все налоги снижают доходы, оставшиеся в распоряжении предприятий торгов-ли. Поэтому особенного внимания заслуживает налог на прибыль предприятий торговли, так как именно он один выплачивается за счет налогооблагаемой прибыли и имеет достаточно высокое влияние на доходы и расходы торговых предприятий. Базой расчета налога на прибыль торговых предприятий является прибыль до налогообложения (табл. 1.6).
Данные таблицы 1.6, свидетельствует о росте финансового результата от обычной деятельности до налогообложения торговых предприятий как Украи-ны, в 2002 году в 3,6 раз по сравнению с 1995 и на 10% по Донецкой области, что пропорционально увеличению розничного товарооборота как по Украине в целом, так и по Донецкой области.
Этот факт дает основание для увеличения налоговых поступлений, следо-вательно, пополнению доходной части бюджетов различных уровней. Несмотря на это малые торговые предприятия снижают финансовый результат до налого-обложения по Украине на 30,6%, по Донецкой области – на 16,3%.
Торговые предприятия являются плательщиками НДС, который считает-ся одним из основных общегосударственных непрямых налогов и играет значи-тельную роль в формировании доходной части государственного бюджета, а соответственно и общего развития Украины [85, С.12]. Правовые нормы дейст-вия НДС изложены в Законе Украины «О налоге на добавленную стоимость» [6]. НДС включается в цену товара по ставке 20%, независит от величины при-были и оплачивается покупателем. НДС не имеет прямого влияния на финансо-вые результаты предприятий торговли, так как его возмещение из бюджета по-зволяет предприятиям воспроизводить оборотные активы, затраченные на оп-лату НДС поставщикам товаров, услуг, работ [85]. Кроме того, практика пока-зывает, что предприятия торговли, получившие из бюджета суммы возмещен-ного НДС на банковские счета, за счет этих средств совершают оплату начис-ленных сумм налога на прибыль, что является финансово выгодным как для предприятий торговли, так и для государства. Однако отрицательным момен-том в действии НДС считаем тот факт, что в ежегодных законах о государст-венном бюджете и Бюджетном кодексе Украины не предусматриваются источ-ники средств необходимые для возмещения НДС.    
Результаты анализа состояния расчетов торговых предприятий с бюджетом показали, что лидирующее положение отрасли по количеству предприятий (43%) не получило своего отражения в долевом участии предприятий по созда-нию базы налогообложения и мобилизации средств в бюджет. Так, за первое полугодие 2002 года предприятиями данной отрасли начислено «-1826,8» тыс., грн., что не идет в сравнение с аналогичным периодом 2001 года, когда начис-ления по предприятиям отрасли имели положительное значение 4556,7 тыс. грн. и составляли 25% от всей совокупности предприятий [110].
Причинами, повлекшими снижение налогооблагаемой базы торговых предприятий, считаем: снижение начислений по налогу на добавленную стои-мость и налогу на прибыль. Основными причинами такого положения является:
- сверхнормативное приобретение товарно- материальных ценностей;
- минимальные торговые наценки при значительных объемах продаж;
- рост объемов экспортных операций;
- рост убытков прошлых периодов.
Для решения данной проблемы на предприятиях торговли необходимо сформировать эффективную систему налогового менеджмента, включающую аналитическую работу по поводу состояния расчетов предприятия с бюджетом, определения структуры и динамики налогов, выявления факторов, влияющих на изменения размера уплаченных налогов, проведение детального анализа ка-ждого налога и определения его влияния на показатели деятельности торговых предприятий. 
Фактором, негативно влияющим на финансовое развитие торговых пред-приятий, является их функционирование в условиях экономического риска. Торговые предприятия с целью минимизации своих налоговых обязательств достаточно часто используют схемы уклонения от уплаты налогов в связи с чем, необходимы действия по совершенствованию налогового контроля как фактора повышения налогового менеджмента. На практике происходит ситуа-ция, когда налоговые обязательства лежат лишь на законопослушных налого-плательщиках.
Важным налоговым механизмом для торговых предприятий является  сис-тема прямого и непрямого налогообложения через которую государство регу-лирует уровень потребления и платежеспособный спрос населения путем установления неналогооблагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных видов доходов и групп товаров от соответствующих налогов, тем самым, контролируя массовый спрос не только на товары, а и на капиталы, поскольку денежные доходы населения - это основа спроса. Таким образом, научное обоснование формирования налоговой политики государства, определяющей конечное распределение доходов между членами общества, возможно только в комплексе, с усовершенствованием системы ценообразования и оплаты труда, так как в результате увеличения налогов закономерно сокращается реальная заработная плата, а низкий уровень заработной платы приводит к снижению спроса.
Анализ действия НДС подтверждает, что он является тяжелым бременем не только на предприятия, но и на конечных потребителей. Согласно с точкой зрения П.Самуэльсона «Налог повышает цену, которую платит потребитель, и снижает цену, полученную производителем, к тому же разница идет в пользу государства. При более высокой цене потребители покупают меньшее количество. Так и должно быть, поскольку производители то же предлагают меньшее количество по более низкой цене. Поэтому количество, которое покупается и продается, балансируется и цена больше не изменяется» [104, С.208]. Данное утверждение считаем правомерным, однако такой механизм в украинской эко-номике, где отношения по поводу купли- продажи совершаются в условиях не-совершенной конкуренции, низкой покупательской способности населения, не работает.
Проблема изменения объема товарооборота без потери прибыли в своем решении связано с ситуацией, когда на первый план выходит проблема не увеличения суммы прибыли, а ее сохранность в заданных предприятием размерах, которые обеспечивали бы оптимальное соотношение между покрытием производственных и социальных потребностей предприятия и величиной налоговых выплат.
Рыночная среда требует доскональной формы реализации непрямых налогов, повышения их эффективности, действенности, существенного влияния на развитие предпринимательства, роста его прибыльности, обеспечения стабильности в пополнении доходов бюджета.
При условии отнесения к непрямым налогам, уплачиваемых предприятиями торговли, всякого рода отчислений в фонд оплаты труда (ФОТ) можно утверждать, что налоговая система Украины базируется именно на непрямых налогах: так часть начислений в фонд оплаты труда в издержках обращения исследуемых предприятий на протяжении 1999 - 2002 гг. постепенно увеличивалась и составила 8,9% в 1999 году, 10,8% в 2000 году, 17,7% в 2001 году, и только в 2002 году наблюдается значительное сокращение удельного веса начислений в сумме издержек обращения до 9,7%. При этом по отношению к сумме заработной платы начисления в 1999 году составили 53,0%, а в 2000 -2002 гг. - 50,0% [110]. В целом, налоговый регулятор фонда оплаты труда спо-собен исполнять фискальную функцию, однако как регулятор доходов пред-приятия он не может быть эффективным, поскольку, задачи по регулированию размера оплаты труда не совпадают с задачами регулирования общей суммы доходов предприятия, а также и эффективности их финансово - хозяйственной деятельности, и, что особенно важно: разного рода отчисления в целевые и внебюджетные фонды значительно увеличивают налоговую нагрузку на пред-приятия.
Налоговая нагрузка на предприятия объективно обуславливают снижение уровня эффективности финансовых показателей их деятельности, а также лишают предприятия финансовых условий для развития, не стимулируют их к расширению объемов деятельности, в связи с чем, поступления в бюджеты от субъектов хозяйственной деятельности являются незначительными, неполными и нестабильными.
Подтверждением этого процесса могут быть показатели изменения динамики использования чистой прибыли торговыми предприятиями. Проведенный анализ показал, что торговые предприятия не всегда используют прибыль, которая остается в их распоряжении после уплаты всех налогов и обязательных платежей рационально и эффективно. В целом по Донецкой области предприятиями торговли преимущественно использовали чистую прибыль на производственное развитие и накопление.
Данные свидетельствуют о низком уровне эффективности торговых предприятий не только в экономическом, но и в социальном плане. Поскольку суммы денежных средств, которые остаются в распоряжении предприятий тор-говли являются незначительными, они не могут развивать свою деятельность, расширять инвестиционные возможности, совершенствовать ассортиментную структуру розничного товарооборота, вследствие этого — минимальная эффек-тивность деятельности торговых предприятий. Эта проблема может решаться с помощью налоговых механизмов, а именно стимулирования предприятий тор-говли в виде предоставления дифференцированной ставки налога на прибыль.
Важно отметить, что количество реализованных товаров в значительной мере зависит от покупательской способности населения, которая характеризуется объемами доходов, направленных на потребление после уплаты налогов, так называемого, налога с доходов граждан, который играет значительную ре-гулирующую роль в рыночной экономике, так как именно он наиболее связан с социальной стороной экономических проблем.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой именно этот на-лог является основой налоговой политики и главным источником бюджетных поступлений. В Украине удельный вес налога на доходы граждан в ВВП очень низкий: в 1999 он составлял 12,35%, в 2000 году - 13,4%, а в 2001 году - 13,2%, тогда как в Австрии он составляет -40% от общей суммы налоговых поступле-ний, Англии - 45%, Швейцарии -70%. Низкий уровень налога на Украине мож-но пояснить с одной стороны низким уровнем доходов большинства работни-ков, с другой - уклонением от уплаты налогов или занижением налогооблагае-мого дохода, с которого рассчитывается налог.
Таким образом, регулирование эффективности финансово - хозяйственной деятельности торговых предприятий в значительной степени реализуется через соответствующую налоговую политику государства. От того, насколько правильно построена налоговая система, зависит эффективность деятельности не только торговых предприятий, а и экономики в целом.
Налоговое регулирование торговой деятельности должно базироваться на отличительных особенностях торговли, как объекта налогообложения. К таким особенностям относим:
-    доминирующее число малых предприятий в отрасли, налоговые механизмы должны быть направлены на поддержку упрощенной системы налогообложе-ния;
-    особенности формирования доходов и прибыли торговых предприятий;
-    преобладание местных налогов и сборов в структуре налоговых отчислений предприятий торговли;
-    необходимость в большом размере оборотных средств, товарных запасов.


1. До настоящего времени многие методологические аспекты налогооб-ложения трактуются учеными и практиками неоднозначно. Дискуссионный ха-рактер теоретических положений о налогах отражает не только трудности ста-новления в Украине адекватной рынку практики налогообложения, но и свиде-тельствует о разработке новых научных подходов к решению проблем методо-логии налогов. От этого во многом зависит действенность системы налогооб-ложения. На основе анализа многочисленных подходов к определению сущно-сти понятия «налог» установлено, что налог – это часть стоимости националь-ного дохода, изымаемая государством в форме обязательных, безвозвратных, односторонне устанавливаемых государством платежей юридических и физи-ческих лиц в бюджет, с целью финансового обеспечения выполнения государ-ством своих функций и решения социально-экономических задач. Особенность данного определения в том, что оно объединяет экономическую основу налога, его цель и форму действия платежа.
2. Анализ различных подходов к определению сущности понятия «нало-говая система» позволил сделать вывод, что они недостаточно полно раскры-вают один из главных принципов построения налоговой системы, а именно объединение прямых и непрямых налоговых платежей с предприятий и граж-дан, а также не отражает регулирующую роль налогов во взаимоотношениях предприятий с государством. С учетом этого предлагается под налоговой сис-темой понимать законодательно установленную совокупность различных видов налогов в бюджет и государственные фонды с юридических и физических лиц, включая прямые и косвенные платежи, которые выполняют функции перерас-пределения и регулирования экономических процессов в обществе, а также со-вокупность налоговых отношений, возникающих между государством и мест-ными органами самоуправления с одной стороны и плательщиками налогов, с другой, по поводу перераспределения национального дохода и формирования фондов денежных средств.
3. Повышение эффективности организации налогообложения предпола-гает развитие принципов построения налоговой системы и уточнение ее функ-ций. В этой связи следует расширить фискальные принципы введя принцип фискального федерализма (распределения налогов и налоговых поступлений по административным уровням), а перечень этических принципов дополнить принципом необлагаемости прожиточного минимума. При анализе функций налогообложения необходимо четко разграничивать регулирующее значение налогов и выполнение ими стимулирующей роли в экономике, выделяя при этом стимулирующую функцию как самостоятельную.
4. Эффективное воздействие системы налогообложения на развитие тор-говых предприятий зависит от того, насколько гибко система учитывает осо-бенности торговой деятельности как объекта налогообложения. Поэтому для создания действующих налоговых механизмов повышения эффективности тор-говой деятельности необходимо идентифицировать эти особенности как в со-держании торговой деятельности так и в тенденциях ее развития. Анализ нало-гового регулирования торговой деятельности показывает, что предприятия тор-говли являются плательщиками практически всех налогов и сборов и форми-руют как государственный, так и местный бюджеты. Основными видами нало-гов, которые платят торговые предприятия, являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.  К особенностям, которые следует учитывать при организации налогообложения торговой деятельности, относятся: преобладаю-щее число малых предприятий в отрасли, отличие в формировании доходов и расходов торговых предприятий, преобладание местных налогов и сборов в структуре налоговых платежей предприятий торговли, потребность в больших размерах оборотного капитала.
5. Анализ экономического развития торговой отрасли в Украине и в До-нецкой области в частности, свидетельствует, что на фоне стабильного роста розничного товарооборота, происходит сокращение числа предприятий, торго-вых площадей и численности занятых в отрасли работников, что нельзя при-знать положительной тенденцией. Во многом это объясняется ростом количе-ства убыточных предприятий. Так за период с 1998- 2002 гг. их доля выросла по Украине на 3%. Практически каждое третье предприятие торговли является убыточным. Это подтверждает вывод о том, что механизмы налогообложения слабо стимулируют повышение эффективности финансово-хозяйственной дея-тельности предприятий. Данное положение невыгодно как для предприятий, так и для бюджета, так как отрицательно сказывается на формировании базы налогообложения.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить