Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Сущность налогов и их роль в регулировании торговой деятельности

Сущность налогов и их роль в регулировании торговой деятельности
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Сущность налогов и их роль в регулировании торговой деятельности

Главная идея экономических преобразований в Украине состоит в построении рыночной системы хозяйствования. Одной из наиболее важных и одновременно сложных проблем экономической реформы является совершенствование финансовых отношений в народном хозяйстве и, особенно, налоговых взаимоотношений предприятий и организаций с бюджетом. Налоги становятся важным инструментом для осуществления государственного вмешательства в экономику. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В условиях рыночной экономики усиление роли государства в экономических процессах приводит к росту государственных расходов и, как следствие, требует увеличения объема финансовых ресурсов, формируемых в основном за счет налогов. Государство в интересах общества расширяет свою материаль-ную базу, чтобы осуществлять экономическую и социальную политику. Налоги в таких условиях становятся важнейшим источником доходов государственно-го бюджета.
Роль налогов выражается в степени их воздействия на экономику для достижения определенного результата. Государство при введении тех или иных налогов преследует определенные цели (решение экономических, социальных и др. задач), однако не всегда они реализуются в виде рассчитанных прогнозов.  Под влиянием неучтенных факторов на практике может получиться обратный результат, в конечном итоге выраженный в дестабилизации экономики и сни-жении жизненного уровня населения. Об этом свидетельствуют введенные в  разные периоды времени в Украине акцизы на ряд товаров. Эти налоги деформировали платежеспособный спрос внутреннего рынка, вызывали негативные явления в экономике соответствующих отраслей, сузив налоговое поле.
Роль налогов состоит в формировании финансовых ресурсов в руках госу-дарства. Она проявляется в реальном результате воздействия системы налогов в конкретные периоды времени на налогоплательщиков. В налогообложении сталкиваются интересы государства и налогоплательщика. Они по-разному оценивают роль налога. Особенно полярны интересы государства и предпри-ятий в условиях кризиса экономики и политики, поэтому для построения нало-говой политики торгового предприятия необходимо проводить всестороннюю оценку его финансово-хозяйственных отношений под влиянием налогообложе-ния.
Торговые предприятия ориентируют свою деятельность на получение дохода. Остающаяся чистая прибыль после уплаты всех налогов позволяет проводить мероприятия по совершенствованию торговой деятельности, расширению торговой сети, увеличению ассортимента, введению новых рабочих мест и т.д. Такое расширение деятельности сопряжено как с увеличением объемов затрат, так и объемов налоговых платежей, что в свою очередь может привести к отрицательным налоговым последствиям
Таким образом конкретная налоговая ситуация может осложнить эконо-мическое положение торговых предприятий, что вызывает необходимость про-ведения налогового менеджмента.
Предприниматель, взяв на себя инициативу включения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги, то госу-дарство берет на себя инициативу регулирования данной деятельности пред-принимателей в рамках национальной экономики. Поэтому в условиях рыноч-ной экономики торговая деятельность становится объектом налогового регули-рования государства. Это обусловлено тем, что, рыночная система, в которой участвуют субъекты хозяйствования, самостоятельно не может выполнять все свои функции. Государство с помощью налогов направляет эту систему, кор-ректирует и дополняет ее по многим позициям.
Налоговое регулирование развития торговой деятельности означает, что государство признает необходимость и возможность налогового регулирования экономики и пытается его использовать для воздействия на интересы предпринимателей в соответствии с изменившимися потребностями общества. Государственное регулирование посредством налогов затрагивает различные экономические интересы общества: интересы субъектов хозяйствования и граждан, с одной стороны, и интересы государства, с другой стороны. Процесс налогового регулирования торговой деятельности должен обеспечить тесную увязку общественных интересов с экономическими интересами предпринима-телей.
Исходя из выше изложенного, под налоговым регулированием развития торговой деятельности понимается совокупность экономических мер государ-ства, использующего налоги для воздействия на экономические интересы хо-зяйствующих субъектов с целью влияния на размеры и темпы торговой дея-тельности, осуществляемой в нужном, выгодном обществу направлении в соот-ветствии с принятой государственной концепцией развития предпринимательства.
Считаем необходимым конкретизировать содержание налогового регули-рования торговой деятельности. Оно состоит в активной поддержке торговой деятельности, особенно деятельности малых предприятий, создании благопри-ятных условий для расширения торговой деятельности, поощрении накоплений и стимулировании вложения средств предпринимателей в развитие предприни-мательства.
На современном этапе развития рыночных отношений повышение налогового воздействия на развитие торговой деятельности ослаблено. Посредством благоприятного налогового режима государство может способствовать разви-тию наиболее важных отраслей не только производства, но и торговли, которая играют ключевую роль в экономике.
Налоги в государственном регулировании торговой деятельности играют двоякую роль. Во-первых, налог является способом присвоения государством части созданной стоимости в денежной форме. Это присвоение имеет принудительный характер и реализуется в форме отчуждения части стоимости создан-ной или принадлежащей гражданам и субъектам хозяйствования. Во-вторых, налог является важнейшим инструментом регулирования развития предприни-мательства в масштабах всего народного хозяйства. Принудительный способ распределения стоимости в форме налогов позволяет государству прямо полу-чить часть распределяемой стоимости от предпринимателей для воздействия на их экономические интересы. Устанавливая виды налогов, субъекты и объекты налогообложения, налоговую базу, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других, исходя из обще-национальных интересов.
До настоящего времени многие методологические аспекты налогообложения трактуются учеными и практиками неоднозначно. Дискуссионный характер теоретико-практических положений о налогах отражает не только трудности становления в Украине адекватной рынку практики налогообложения. Он свидетельствует о разработке новых научных подходов к решению проблем методологии налогов.
Пока же не все теоретические проблемы, касающиеся содержания базисных понятий «налог», «налогообложение», «налоговая система», «налоговый механизм», и системные взаимосвязи между ними исследованы в такой степени, чтобы на их основе формулировать закономерности развития налогообложения, создавать новые налоговые концепции и строить оптимальную налоговую систему Украины.
Изучение научных и практических публикаций о налогах дает основание утверждать, что неоднозначность трактовок учеными и практиками не только методических основ организации налоговых отношений порождает противоречия между институтом налогового права и другими правовыми институтами, приводит к нестыковкам отдельных положений в самих налоговых законах. В связи с этим многие теоретические и практические советы требуют более пристального внимания и нуждаются в углубленном, системном исследовании.
Беря за основу собственное исследование проблем налогообложения, и используя изученные публикации отечественных и зарубежных ученых, автор постарался построить целостную систему оценок, содержания функций и роли налоговой системы Украины.
Карл Маркс писал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»[66, С.308].
А.Смит в своем «Исследовании о причинах богатства народов» отмечал: «...подданные государства должны, по возможности, соответственно своей спо-собности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства...»[21, С.341]. Налоги по своей внутренней сути, неотделимы от госу-дарства, развитие и изменение форм которого всегда сопровождалось преобра-зованием налоговых систем.
Американская школа Селигмана определяла налог - как принудительный сбор, взимаемый государством с отдельного лица для покрытия расходов, вызванных общегосударственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика. [86, С.600]
М.Н.Фридман подвергнув критическому анализу ряд определений налога выделил свое определение: «Налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства или общины» [125, С.157]. Это определение отличает налог от пошлины, и от государственного дохода частно-правового характера.
Исследуя работы отечественных и зарубежных ученых, приходим к мнению, что определения понятия «налог» мало чем отличаются друг от друга.
В научной литературе встречаются разные взгляды на сущность налогов. Можно выделить два подхода ученых - экономистов в определении налогов.
Согласно первому подходу налоги характеризуются с точки зрения их общественного положения. Так, проф. Б.Г.Болдырев определяет, что «налоги, беря участие в процессе перераспределения вновь созданной стоимости, высту-пают ...специфической формой производственных отношений». [124, С.77]. Проф. В.М. Федосов также акцентирует внимание на их общественном поло-жении: «налоги являются подсистемой производственных отношений, отноше-ний экономического базиса. Они выражают часть отношений, которые возни-кают на стадии распределения в процессе расширенного воспроизводства, имеют вторичный, производный, перераспределительный характер»[121, С.16].
Вторая группа авторов определяет налоги с точки зрения их материального содержания. Разнообразие суждений здесь значительно шире, поэтому, в свою очередь, выделим здесь несколько групп.
Первая группа ученых полагают, что налоги выступают как способ содержания государственного аппарата. Л. Штейн называет налогами «денежные взносы граждан на хозяйственные нужды государства»[50, С.1]. Подобные оп-ределения давали известный французский финансист прошлого века П. Леруа - Болье, ученые В.А. Лебедев, А.А. Исаев, С.И. Иловайский. Нельзя не отметить и суждение К.Маркса о том, что «налог - это источник жизни ... для всего аппарата исполнительной власти» [66, С.481]. Такой подход оказал влияние и на определение сущности налогов советскими учеными М.В. Орлов и А.М. Алек-сандров утверждают, что налогом является принудительное отчуждение части национального дохода угнетенных трудящихся масс на содержание буржуазно-го аппарата [83, С.212]. «Налоги, - пишет Л.П. Окунева, - обязательные плате-жи физических и юридических лиц, которые собираются государством для со-держания публичной власти» [81, С.108].
Определение налогов экономистами прошлого века как способа содержания государственного аппарата более - менее адекватно отображало реалии действительности, когда государство лишь следило за соблюдением правил свободной конкуренции. Если принять позицию Л.Окуневой, то определение налогов будет одинаковым для всех этапов развития общества и не отражать современных реалий.
К другой группе ученых следует отнести тех экономистов, которые рассматривают налоги преимущественно с позиций формирования доходов бюджета, не связывая их определение с функциями, которые они выполняют. Английский экономист Д. Рикардо первым определил, что «налоги - та часть продукта земли и робот, которая отходит в распоряжение правительства» [99, С.45]. В политэкономическом словаре налоги определяются как «главный ис-точник пополнения доходов бюджета, который обеспечивает 90% поступлений в центральный и больше 70% в местный уровни» [93, С.297]. Схожее определе-ние дает А.В. Стигневич [77, С.5], И.В. Горский [43, С.4], В.М. Родионова [122, С.95]. Исследования этой группы ученых является более точной по сравнению с первой, поскольку они ограничиваются определением сущности налогов лишь как способа содержания государственного аппарата. Однако этот подход не отвечает требованиям системности, поскольку процесс формирования до-ходной части бюджета не связан с последующими расходами из него, с теми функциями, которые выполняет современное государство на основе централи-зации части валового внутреннего продукта.
Третью группу ученых при определении сути налогов объединяет точка зрения, в которой внимание сосредоточивается на их принудительном изъятии государством с физических и юридических лиц. Важным моментом для них является также безэквивалентность налоговых платежей. Дж.Ст. Милль писал, что «налоги - часть национального дохода, принудительно изъятая государст-вом, в основном у трудящихся, безвозмездно для совершения своих функций» [72, С.145]. Схожее определение давали Ф.Нитти [79, С.240], И.И. Янжул [137, С.19], И.Х.Озеров   [80, С.62-63],   Ф.А.Меньков   [71, С.48],   украинский   уче-ный М.И.Митилино [73, С.41], американские экономисты К.Макконел и С.Брю [64, С.225]. Эти позиции являются не совсем точными, поскольку акцентируют внимание лишь на некоторых чертах налогов: принудительности и безэквива-лентности их изъятия.
К четвертой группе можно отнести тех экономистов, которые при выяснении сути налогов указывают на выполнение последними тех или иных функций. Основоположником этой концепции является известный немецкий финансист А.Вагнер. По Вагнеру, налоги являются «обязательными платежами частных хозяйств для покрытия затрат государства и единиц самоуправления и частично для изменений в распределении национального дохода». Проф. А.А.Соколов также определил налоги с функциональной точки зрения: «налог - сбор, который изымается государственной властью для покрытия затрат, или достижения целей экономической политики» [106, С.11]. Аналогичной позиции придерживается американский экономист П.Самуэльсон [104, С.87], украин-ский экономист М.Савчук, российский ученый Ю.В.Галкин [41, С.36]. Авторы концепции «налоги России» (Фролов В.Н. и другие) вообще считают самым важным заданием налогов стимулирование самоинвестирования, как способ структурной перестройки экономики, игнорируя их фискальное значение [126, С.32].
Позиция последней группы ученых, в которой на первый план выдвинуто социально- экономическое назначение налогов кажется наиболее логичным. Но вместе с тем, в отдельных определениях абсолютизируется регулирующая роль налогов, что тоже является односторонним подходом.
Проанализировав различные подходы к определению сущности налогов на наш взгляд более полно и корректно следует отметить, что во- первых налог - это платеж в материальной (денежной или натуральной) форме. Хотя на более ранних этапах развития общества натуральные сборы играли важную роль, сегодня денежная форма уплаты налогов является практически единственной, поэтому достаточно определить налог как сбор в денежной форме или платеж.
Во-вторых, принудительность налогов отличает его от добровольного пожертвования. Принудительность налога не всегда выражается в том, что на плательщика возлагается прямое обязательство уплаты данного налога. Непрямые налоги не являются принудительными в этом смысле, так как от самого плательщика зависит, покупать или не покупать данный товар.
В-третьих, для понятия налога важным является отсутствие индивидуального или специального эквивалента. Средства, полученные от сбора налогов могут быть использованы для производства общественных благ, в результате чего все общество в целом может получить выгоду, более-менее эквивалентную сумме уплаченных налогов.
В-четвертых, налоги изымаются государством на основании законов, по юридически закрепленным правилам. Существование налогов всегда предусматривает наличие организованной власти, которая выполняет определенные публично- правовые функции.
В-пятых, важным признаком является односторонняя направленность налоговых отношений, связанная с перераспределением части стоимости нацио-нального дохода от юридических и физических лиц государству.
В-шестых, налоги являются платежами юридических и физических лиц только в бюджет государства, в отличие от сборов в государственные внебюджетные фонды, которые имеют целевое назначение.
В-седьмых, налоги устанавливаются для финансового обеспечения исполнения государством своих функций или для разрешения социально- экономических задач.
Итак, налоги - это часть стоимости НД, которая изымается государством в форме обязательных, безэквивалентных, односторонне установленных государством платежей юридических и физических лиц в бюджет, с целью финансового обеспечения исполнения государством своих функций и решения социально — экономических задач.
В проекте Налогового кодекса даются трактовки таких положений как на-лог, сбор и обязательный платеж в бюджет, и государственные целевые фонды.
Налог определен как индивидуально безвозвратный, безусловный, не целевой платеж, который вносится в бюджет соответствующего уровня на основании акта ВСУ или совета местного самоуправления. Уплата налогов является конституционной обязанностью каждого плательщика налогов.
Обязательный, безвозвратный, целевой взнос, который создан для формирования централизованных денежных фондов государства и имеет прямой и опосредствованный возмездный характер - это обязательный платеж в государственные целевые фонды.
Сбор - представляет собой безвозвратный платеж в бюджет или государственные целевые фонды, который имеет возмездный или компенсационный характер и вносится в связи с предоставлением государством услуг, определенных прав.
Пошлина представляет собой плату за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий.
Все эти платежи, как конкретные инструменты налоговой системы, имеют общие черты. Это обязательность уплаты, строгое поступление в закрепленные бюджеты и фонды, принудительный характер изъятия, определенный безвоз-вратный характер платежей [61, С.116].
Сущность и содержание налогов на практике принимают многообразные формы с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран. По набору, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам и так далее эти системы существенно отличаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми.
В отечественной финансовой науке часто используются такие термины: "налоговая система" и "система налогообложения". Необходимо заметить, что последний термин используется чаще, поскольку он продекларирован Законом Украины "О системе налогообложения" [9]. В статье 2 закона дается определение: "Совокупность налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, которые взимаются в установленном законами Украины порядке, представляет систему налогообложения".
На основе этого определения можно выделить два элемента системы налогообложения: совокупность налогов и сборов и установленный законами порядок их взымания. Названные элементы налоговой системы, как правило, детализируются, и в ее структуре выделяют объекты налогообложения, субъекты налогообложения, налоговые ставки, льготы, квоты и другое. На наш взгляд, такой подход к выделению элементов налогообложения чисто механический и не дает возможности анализировать ее эффективность.
Более полное определение термина "налоговая система" дает В.В.Буряковский: "...это совокупность налогов, установленных законодатель-ными властями, которые взимаются исполнительными органами, а также мето-ды и принципы построения налогов" [76, С.51]. Здесь уже можно выделить три элемента: совокупность налогов, установленных законодательными властями; исполнительная власть; методы и принципы построения налогов. Но оба опре-деления могут применяться для характеристики налоговой системы только в узком значении, - как "система налогов".
Расширенную трактовку системы налогообложения предлагает С.В.Онишко: "...это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных налогов, сборов, взносов и платежей в бюджет и государственные фонды, ме-ханизм их начисления и изъятия, права и обязанности налоговых служб и пла-тельщиков налогов, что дает возможность достичь поставленной цели относи-тельно конкретного отрезка времени" [82, С.46-52]. Приведенное определение более точно характеризует налогообложение как систему. Во-первых, здесь четко выделяются все элементы системы налогообложения: законодательно ус-тановленные налоги и сборы, методы их взыскания, плательщики налогов, ор-ганы контроля за взысканием налогов. Во-вторых, делается ударение на взаи-мосвязи и взаимообусловленности элементов системы, и на цели функциониро-вания системы. Связи между элементами и цель представляют системе те чер-ты, которые делают ее качественно усовершенствованной, чем сумма всех эле-ментов.
В.Радионова считает, что «совокупность различных видов налогов, в построении и методах расчетов которых реализуются отдельные принципы, образуют систему налогообложения» [122, С.42].
Приведенные положения подтверждают, что формулировки ученых практически схожи в понимании сущности налоговой системы. Но, содержание их определений является несколько отличным как между собой, так и отличаются от данной трактовки в законе.
И.Русакова кроме совокупности налогов, форм и методов их расчета включает в структуру системы налогообложения налоговый контроль. Роль которого в условиях реформирования экономики значительно возросла [101, С.38].
В. Гридчина акцентирует внимание на наличие правовых форм и методов их организации в составе налоговой системы [44, С.12].
Рассмотрев различные положения сущности налоговой системы, мы дела-ем вывод, что данные определения недостаточно полно раскрывают один из главных принципов построения налоговой системы, а именно: объединение прямых и непрямых налоговых платежей с предприятий и граждан; во-вторых, не отображается главная задача, которая ставится перед элементами системы, их регулирующая роль во взаимоотношениях предприятий с государством. По-этому автор предлагает такое определение: налоговая система представляет со-бой законодательно установленную совокупность различных видов налогов в бюджет и государственные фонды с юридических и физических лиц, включая прямые и непрямые налоговые платежи, которые выполняют функции перераспределения и регулирования экономических процессов в обществе, а также совокупность налоговых отношений, возникающих между государством и местными органами самоуправления с одной стороны и налогоплательщиками с другой, по поводу перераспределения НД и формирования фондов денежных средств.
Считаем, что приведенное автором определение существенно дополняет трактовку данного термина как в Законе Украины «О системе налогообложения» [9], так и в определениях современных авторов. Оно раскрывает два глав-ных принципа структурного построения налогообложения: распределение на-логов, сборов и других налоговых платежей на две группы с юридических и физических лиц и на прямые и непрямые налоговые взносы. Это определение подчеркивает главную цель налоговой системы на современном этапе, усиление ее регулирующего воздействия на экономику, стимулирование производства и потребления через платежеспособный спрос населения.
Основой построения элементов налога являются принципы налогообложения. Общие принципы налогообложения находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, носителя налога, предмет, объект, налогооблагаемую базу, источник, ставку, льготы, порядок и сроки уплаты, налоговый оклад.
Субъект налога законодательно утверждается и разграничивается по различным административным уровням и видам налогов. Распределение субъек-тов налога по уровням управления позволяет более эффективно регулировать территориальное развитие, осуществлять поддержку экономически слаборазви-тым регионам и отраслям, способствовать выравниванию уровня жизни насе-ления по всей стране. Считаем необходимым, в Налоговом кодексе Украины четко разграничить понятия носитель налога и субъект (плательщик) налога.
Важным по масштабам и значимости элементом налогового механизма является объект налогообложения. С его помощью налоговое бремя так же, как и в случае с плательщиками налогов, дифференцируются по отдельным хозяйствующим субъектам. Разница заключается в масштабах дифференциации.
В Проекте Налогового Кодекса объект налогообложения определен, как: «... а) для резидентов - прибыль (доход), подлежащий налогообложению, с источником его происхождения в Украине и за пределами Украины; б) для нерезидентов - прибыль (доход), подлежащий налогообложению, с источником его происхождения в Украине». (Статья 2021) Считаем, что объектом налогообложения должна быть исключительно прибыль, а не доход, как это определено в Налогом кодексе. Формулировки, содержавшиеся в существующей редакции части (2), которая определяет порядок исчисления объекта налогообложения. Согласно части (1) объект налогообложения - и доход, и прибыль, а согласно части (2) - только прибыль. Предлагаемые изменения снимают противоречие.
К элементу объекта налогообложения тесно примыкает налогооблагаемая база, представляющая собой качественное выражение объекта налогообложе-ния. В ряде случаев налогооблагаемая база является частью предмета налого-обложения, к которой применяется налоговая ставка. Однако это верно только тогда, когда предмет налогообложения непосредственно предопределяет и позволяет применять к себе меру исчисления.
Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога. Установление налоговых ставок является универсальным инструментом государственного регулирования экономики. Проблема применения налоговых ставок в управлении экономикой, на наш взгляд, состоит в определении оптимального уровня обложения (т.е. в оптимальных размерах ставок налогов), превышение которого препятствует росту производства, доходов населения, инвестиций и налоговых поступлений.
Важнейшим элементом налоговой системы являются налоговые льготы. Благодаря льготам обеспечивается гибкость и подвижность налогового механизма, его способность дифференцированно подойти к каждому отдельному плательщику. Широта использования налоговых льгот определяется целями экономической политики и в значительной мере характеризует объем вмешательства государства в экономику.
К элементам налога относятся также порядок и сроки уплаты. Если порядок и сроки уплаты налогов не сообразуются с реальным состоянием хозяйства, то плательщик расплачивается с государством собственными оборотными средствами, что чревато последующими остановками производства, ростом неплатежей в бюджет и между предприятиями.
Все вышеперечисленные элементы налога находят свое конкретное выражение в налоговом окладе, который представляет собой сумму налога, причитающийся взносу в бюджет.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить