Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Бизнес-планирование на предприятии

Бизнес-планирование на предприятии
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Бизнес-планирование на предприятии

Переход к рыночной экономике, развитие конкуренции обуславливают необходимость обновления технологии и оборудования на предприятии с целью улучшения качества продукции и расширения её рынков сбыта, роста экспортного потенциала. Поэтому практически у каждого предприятия возникает потребность в разработке реальных программ-проектов развития на ближайшую перспективу с учетом рыночных тенденций.
Эти проекты, как правило, ресурсоемкие и дорогие. Успех их финансирования и реализации в значительной степени зависит от того, насколько аргументированы доводы предприятия в достижении поставленных целей и задач.
В лексиконе рыночной экономики такие программы-проекты называются бизнес-планами.
Бизнес-план — это планово-аналитический документ, разработанный на предприятии по установленной форме. Он раскрывает характерные особенности проекта, целесообразность его реализации, потребные финансовые ресурсы и источники их покрытия. В бизнес-плане, таким образом, обосновывается необходимость вложения денежных средств в конкретный проект и их размер, определяются источники привлечения инвестиций, оценивается эффективность их использования.
В соответствии с Методическими указаниями Министерства промышленности Украины (г. Днепропетровск, 1994 г.) бизнес-план составляется с глубиной прогноза на 5 - 7 лет с помесячной разбивкой показателей для первого года внедрения, поквартальной — для второго и годовой — начиная с третьего.
Типовой бизнес-план имеет следующие разделы:
1. Резюме.
2. Характеристика предприятия.
3. Продукция и её характеристика.
4. Оценка рынка сбыта.
5. Стратегия маркетинга.
6. Производственный план.
7. Организационный план.
8. Стратегия финансирования.
9. Оценка риска.
10. Обязанности сторон, осуществляющих реализацию проекта.
Наименование и перечень разделов бизнес-плана, их содержание и степень детализации могут меняться в зависимости от сложности и особенностей предлагаемого проекта, но форма и структура практически сохраняют вышеприведенный вид.
Открывает содержание бизнес-плана резюме. Оно составляется после разработки всех разделов бизнес-плана и должно кратко отвечать на следующие вопросы:
— Что и каким образом предполагается сделать?
— Когда и за счёт каких ресурсов?
— Какие конкурентные и покупательные способности продукции?
— Где находится рынок сбыта и какая его ёмкость?
— Какие затраты на производство продукции и её  реализацию?
— Что получит инвестор от внедрения бизнес-плана и какой при этом риск?
— Какой срок окупаемости инвестиций и размер прибыли?
Если разработчики бизнес-плана имеют убедительные ответы на поставленные вопросы, то успех проекта на 50 % обеспечен в том смысле, что будут решаться инвестиционные проблемы.
Характеристика предприятия представляется таким образом, чтобы пользователь бизнес-плана имел представление о его собственности, производственной структуре, основных видах деятельности, объёмах выпуска продукции, её номенклатуре и т. п. В обязательном порядке приводятся экономические и финансовые показатели работы предприятия за последние три года, по данным баланса за последний год даётся оценка его финансового состояния. В данном разделе также характеризуются производственные мощности предприятия, возможность их использования при реализации проекта, а также определяется дополнительная потребность в оборудовании и его стоимость.
Продукция и её характеристика является основополагающим разделом бизнес-плана. Именно в этом разделе формируется цель проекта — усовершенствование продукции или выпуск новой. Поэтому разработчик бизнес-плана характеризует продукцию с таких позиций:
— стадия жизненного цикла продукции (эскизный или рабочий проект, опытный образец, проведение испытаний, передача в производство);
— уровень новизны продукции (изобретение, лицензия, ноу-хау) и степень её защищённости (авторское свидетельство, патентная чистота, заключение экологической экспертизы);
— потребительские свойства продукции (даётся её оценка по сравнению с аналогами);
— привлекательность продукции (по данным маркетинговых исследований указывается предварительная её цена).
Оценка рынка сбыта. Рынок сбыта является особой сферой деятельности производителя продукции, ибо рынок определяет необходимость выпуска товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Разработка этого раздела бизнес-плана является наиболее сложной, так как требует обработки значительных объемов информации, проведения маркетинговых исследований, изучения деятельности конку-ICHTOB и т. п. Оценка рынка сбыта включает:
— расчёт ёмкости существующего рынка по продукции, предлагаемой в проекте;
— определение конкурентов и их возможностей по выпуску данной или аналогичной продукции;
— сегментацию рынка, т. е. выделение той его части, на которую ориентируют сбыт продукции разразботчики бизнес-плана;
— предварительный расчёт издержек по сбыту и предполагаемых доходов;
— разработку плана производства и реализации продукции по периодам исполнения проекта.
Стратегия маркетинга детально раскрывает механизмы по продвижению продукции на рынке. Она включает ценовую политику, рекламную стратегию, предпродажное обслуживание, гарантии качества и т. п. В данном разделе бизнес-плана отражаются следующие позиции:
— предполагаемая система сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках;
— цена реализации и структура ценообразования (цена должна обеспечить продукции доступность и способствовать расширению рынка сбыта перед постоянной конкуренцией);
— необходимые мероприятия по рекламе и другие  меры, содействующие сбыту (спецуслуги, гарантии,  предоставление запчастей, доставка и т. д.).   Производственный план. Данный раздел призван  убедить потенциального инвестора или партнера о  возможностях выполнения проекта в нужные сроки и
в определённом объёме. В нем должны отражаться следующие позиции:
— определение производственной базы, на которой предполагается реализовывать проект (действующей или вновь построенной);
— необходимые производственные мощности и динамика их прироста;
— номенклатура оборудования, его стоимость и изготовитель;
— основные виды потребляемых материальных ресурсов, объемы поставок, их стоимость;
— характеристика поставщиков материальных ресурсов, их местонахождение. Опыт работы с поставщиками и их репутация;
— уровень кооперации производства, оценка предприятий-смежников;
— необходимая численность основного производственного персонала, его наличие, уровень квалификации;
— динамика планируемого объёма производства продукции в натуральном и стоимостном выражении;
— схемы производственных потоков;
— предполагаемые методы обеспечения и контроля качества продукции;
Завершается раздел расчётом плановой сметы затрат на производство в динамике по годам реализации проекта с обязательным отражением расходов на охрану окружающей среды и утилизацию отходов.
Организационный план раскрывает меры, которые предусматриваются для выполнения проекта. В этом разделе представляются:
— календарный план выполнения работ (объём, сроки, ответственные лица);
— схема управления предприятием и задачи, решаемые на каждом уровне, необходимый кадровый состав;
— форма собственности и правовой статус предприятия, предполагаемые учредители и их доля в уставном капитале.
Стратегия финансирования является определяющим разделом бизнес-плана и в нем должны отражаться следующие позиции:
— объем инвестиций, необходимый для осуществления проекта, в том числе по структуре вложений (основные и оборотные средства, инфраструктура);
— объём инвестиций по источникам финансирования и видам валют (собственные и заёмные средства, госвложения, эмиссия ценных бумаг и т. п.);
— ожидаемые доходы от внедрения проекта;
— издержки производства и сбыта;
— окупаемость проекта;
— сроки и объемы возврата заёмных средств и процентов по ним.
Для обоснования каждой позиции разработчику бизнес-плана необходимо выполнить ряд исследований и расчётов с тем, чтобы можно было:
а) прогнозировать объёмы реализации продукции;
б) определять размеры доходов и затрат;
в) составлять баланс денежных расходов и поступлений.
Наиболее сложным является прогноз объёмов реализации продукции. Его качество зависит от точности проработки возможностей предприятия завоевать рынки сбыта на ближайшие 5—7 лет. А это задача непростая, если учесть колеблемость спроса и постоянную конкуренцию. Вместе с тем реальность прогноза определяет правильность всех последующих расчётов.
Оценка риска инвесторов проекта ведется по результатам анализа различных факторов, негативно влияющих на условия и процесс работ. К таким факторам обычно относят: сокращение объема производства и продаж, действия конкурентов, завышение стоимости работ, сложности материально-технического снабжения, нарушение сроков финансирования и др.
В данном разделе определяется степень опасности каждого фактора и описываются предложения по минимизации влияния неблагоприятных обстоятельств путём альтернативных действий.
Таким образом, бизнес планирование в корне отличается от обычного финансового планирования на предприятии. Бизнес-план разрабатывается с целью обоснования эффективности новизны в технике и технологии, оценки уровня затрат и доходов, изыскания источников финансирования, в том числе и путём привлечения инвесторов.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить