Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Формы безналичных расчётов

Формы безналичных расчётов
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Формы безналичных расчётов

Формы безналичных расчётов различаются видом применяемого расчётного документа и порядком его оборота. Предприятия имеют право самостоятельного выбора формы безналичного расчёта с контрагентом и способа платежа. Форма расчёта предусматривается в Договоре при невмешательстве банка.
В настоящее время Национальным банком Украины санкционированы следующие формы безналичных расчётов: по аккредитиву, платёжными поручениями, платёжными требованиями-поручениями, плановыми платежами, взаимозачётами, предоплатой, чеками, а, также погашение задолженностей векселями.
Расчёты по аккредитиву. Эта форма расчётов получила распространение в рыночной экономике, т.к. | обеспечивает надежность платежей. Она используется преимущественно в иногородних и международных  расчётах.
Аккредитив — это обязательство банка оплатить продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, которое он выдаёт поставщику по поручению своего клиента — плательщика.
Сложность финансовых отношений между поставщиками и потребителями определяет многообразие;
видов аккредитивов. Они могут быть:
— покрытые, когда на счёте «Аккредитив» бронируются денежные средства плательщика;
— непокрытые — счёт «Аккредитив» открывается путём привлечения кредита банка;
— отзывные — счёт «Аккредитив» может аннулироваться по заявлению плательщика без согласования с поставщиком;
— безотзывные — счёт «Аккредитив» может быть закрыт только с согласия поставщика;
— открытые в банке, который обслуживает поставщика, или в банке, который обслуживает плательщика;
— с акцептом представителя плательщика или без акцепта.
В настоящее время аккредитивы открываются на любой срок и могут пополняться. Однако плательщик должен серьезно относиться к сроку действия счёта «Аккредитив», ибо от этого зависит время отвлечения
денежных ресурсов из его оборота. К тому же при завышенных сроках и непокрытом аккредитиве возрастает плата за банковский кредит.
Расчёты платёжными поручениями занимают наибольший удельный вес в платёжном обороте предприятия. Посредством платёжных поручений предприятия перечисляют налоги и платежи, рассчитываются
кредитам, выполненным работам и оказанным
дугам, по обязательствам перед поставщиками и местными бюджетами, перечисляют зарплату в банки и по почте. Платёжные поручения используются, таким образом, в случаях, когда инициатива платежа исходит от плательщика.
Оформленное платёжное поручение передаётся для оплаты в обслуживающий предприятие банк в течение 10 календарных дней. Банк обычно принимает платёжные поручения при наличии на счёте плательщика достаточной для их оплаты суммы денежных средств.
В виде исключения при отсутствии средств на счёте плательщика банк принимает платёжные поручения и помещает их в особую картотеку — на забалансовый счёт 9929. Это касается платежей в бюджет по решению налоговых органов, арбитражного суда, оплаты топливно-энергетических ресурсов, услуг водоснабжения и канализации. При появлении средств на расчётном счёте эти платёжные поручения оплачиваются в порядке очерёдности поступления.
В отдельных случаях предприятиями используются акцептованные банком платёжные поручения. Для этого бронируются соответствующие суммы на счёте «Акцептованные поручения и чеки». Акцептованными платёжными поручениями предприятие рассчитывается с предприятиями связи и транспорта, осуществляет перечисление зарплаты по почте и на счета банков, оплачивает подписку на корреспонденцию и товары, поступившие до востребования, учёбу своих работников и т. п.
Расчёты платёжными требованиями-поручениями.
Расчётно-платёжные операции с использованием требований-поручений являются в Украине сравнительно  новыми. Они введены в связи с отменой акцептной формы расчётов.
Платёжное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить отгруженные товары. Оно передаётся плательщику вместе с отгрузочными документами, минуя банковскую систему. Таким образом, банки освобождаются от несвойственных им «почтовых» операций по пересылке расчётных документов. В случае отказа от оплаты требования-поручения плательщик сообщает непосредственно поставщику мотивы отказа в сроки, предусмотренные договором.
расчёты плановыми платежами. Эта форма расчётов и пользуется при равномерных поставках продукции и постоянных экономических связях контрагентов. В таких случаях платежи производятся не за каждую отдельную поставку, а периодически согласно договору.
Размер одного планового платежа определяется делением общей суммы поставок на количество календарных дней договорного периода и умножением на периодичность платежей.
По истечении месяца или другого срока по согласованию сторон делается сверка фактических поставок и плановых платежей. По результатам производится корректировка очередного планового платежа или окончательный расчёт. Преимуществом плановых платежей является сближение сроков поставок продукции и их оплаты, а также, что окончательный расчёт требует незначительных средств.
Предоплата санкционирована НБУ для гарантии и своевременности платежей. Она производится по требованию поставщика и оговаривается договором. Предоплата означает «деньги вперёд», а значит её нельзя использовать при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения кредита. При предоплате отвлекаются средства из оборота предприятия-плательщика, происходит своего рода авансирование будущих поставок.
Взаимные зачёты. Взаимозачёты используются при разовых или неоднократных встречных поставках продукции. Их сущность состоит в том, что расчётные документы сопоставляются, а сумма встречных требований погашается путём зачёта. Не зачтённая разница (сальдо встречных требований) учитывается при последующих поставках или перечисляется одному из участников взаимозачёта.
Например, одно предприятие поставило другому продукцию на 100 тыс. грн., второе первому — на 120 тыс. грн. Взаимозачёт — 100 тыс. грн., а 20 тыс. грн. возвращается второму предприятию. Преимуществами взаимозачётов является то, что сроки поставок и платежей совпадают; окончательный расчёт требует минимальных денежных средств или сальдо вообще может не возникнуть.
Расчёты чеками применяются в местных платежах и, как правило, по мелким финансовым операциям.
Бланки чеков брошюруются в отдельные книжки, вторые могут быть лимитированными и нелимитированными.
Чек состоит из двух частей. Одна часть (собственно чек) выдаётся чекодержателю, вторая — остаётся ПРИ книжке. В ней фиксируется сумма последнего платежа, дата выписки чека, за что выписан чек и кому, а также остаток лимита книжки. Чек должен быть представлен в банк на оплату не позднее 10 дней после его выписки.
Для гарантии платежей чеки могут акцептоваться банком. Для этого в банке открывается счёт «Акцептованные поручения и чеки», на котором депонируется сумма в размере лимита книжки. Средства чекодателя могут быть собственными и заёмными (кредит банка). Банк не может отказать своему клиенту в выдаче чековой книжки.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить