Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Структура и основы построения бухгалтерского баланса. Актив, пассив, статьи баланса

Структура и основы построения бухгалтерского баланса. Актив, пассив, статьи баланса
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Структура и основы построения бухгалтерского баланса. Актив, пассив, статьи баланса

Термин «баланс»  происходит от латинских слов “bis” – дважды  и “lanx” – часть весов, откуда  “bislanx” , буквально означает две чаши, как символ равновесия.
В области бухгалтерского учета он возник при феодализме в связи с необходимостью периодически рассматривать состояние хозяйства согласно итоговым данным по счетам.
Основатель бухгалтерского учета Лука Пачоли в своей работе "Трактат о счетах и записях" под балансом понимал составленное в длину письмо, на котором перечислены  на правой стороне все кредиторы, а с левой должники.
В современном бухгалтерском учете термин "баланс" объединяет два понятия .
Первое - это один из элементов метода бухгалтерского учета. В этом случае баланс определяют как способ экономического группирования и обобщенного отражения состояния хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, и по источниками их образования и целевому назначению в денежной оценке на определенную дату.
Второе - это одна из форм отчетности. В этом понимании баланс определяют как отчетную таблицу, одну из форм бухгалтерской отчетности, которая содержит сведения о состоянии и размещении хозяйственных средств предприятия на определенную дату.
Таким образом бухгалтерский баланс - это способ обобщенного отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату в форме отчетной таблицы, составленной бухгалтером для внутренних и внешних пользователей с целью принятия ими управленческих и инвестиционных решений.
Основой построения бухгалтерского баланса является двойная группировка объектов бухгалтерского учета (имущества предприятия) по:
•    составу  и функциональной роли;
•    источниками образования и целевому  назначению.
Баланс состоит из двух частей: левой  и правой . Левая сторона баланса, в которой перечисленные средства предприятия, называется активной стороной баланса (актив). Правая сторона баланса называется пассивной стороной (пассив). Основным элементом бухгалтерского баланса являются статья – показатель, отражающий положение на соответствующую дату отдельных видов хозяйственных средств и источников их образования (активная или пассивная). Каждая статья имеет денежное выражение, что называется оценкой статьи. Общий итог баланса, т.е. сумма всех активов или всех пассивов, называется валютой баланса.               
Актив представляет средства предприятия в виде конкретных элементов хозяйственного оборота: денежной наличности, товарных ценностей, оборудования.
Международными стандартами бухгалтерского учета предусмотрено, что право собственности не является важным при признании актива в балансе.  Главным является то, что предприятие контролирует выгоды, полученные от использования этого имущества, и принимает риски, связанные с активом.
Рассмотрим указанные критерии более детально.
Первый - каждая позиция, чтобы быть отнесенной к средствам, должна представлять для предприятия определенную ценность. Например, к средствам предприятия, которое занимается торговлей одеждой, могут быть отнесены:
а) право на осуществление розничной торговли непродовольственными товарами;
б) запасы одежды, которые находятся на складе и подготовленные к реализации;
в) кассовый аппарат, который находится в рабочем состоянии.
Второй критерий состоит в том, что каждая позиция, отнесенная к средствам, должна быть приобретена по измеримой стоимости. Например, если фирма "Альфа" приобрела за 20 000 грн. торговую марку фирмы "Люкс", то ее можно отнести к активам фирмы "Альфа".
Третий критерий предусматривает, что актив должен контролироваться предприятием, или находиться в собственности предприятия. Так, например, если фирма "Блиц" арендует дом, который принадлежит фирме "Степь", то этот дом не относится к средствам фирмы "Блиц", поскольку является собственностью фирмы "Степь".
Если актив показывает предметный состав имущества, то назначение пассива состоит в том, что он должен определить, кто и в какой форме принимал участие в создании этого имущества.
Между активом (имуществом) и пассивом (капиталом и обязательством) есть еще одно различие: состав имущества в процессе хозяйствования непрерывно изменяется: деньги принимают форму товаров, товары переходят к покупателям, а на их месте появляются векселя и требования по счетам; оборудование изнашивается и снова восстанавливается. При этом капитал, вложенный в это имущество, может оставаться неизменным, представляя все ту же абстрактную сумму средств предприятия.
В пассиве отражаются собственный капитал предприятия (уставной, паевой и т.п.) и его обязательства (долги перед банком, другими предприятиями и физическими лицами).     Для любого источника собственных средств должна отводится отдельная статья: уставной капитал, паевой капитал, долгосрочные займы банка и т.п..
Структура баланса.
Активная часть баланса состоит из 3-х частей:
1.    Необоротные активы
2.    Оборотные активы
3.    Расходы будущих периодов
К первому разделу актива можно отнести все, что довольно долго сохраняет свою первоначальную форму: основные средства, нематериальные активы, капитальные инвестиции, долгосрочные финансовые вложения и т.п.
Во втором разделе актива помещается все, что может переходить в другую форму единовременно по мере изготовления или продажи вновь созданного продукта (товаров, работ, услуг). Другими словами, скорость движения производственных запасов или товаров зависит от производительности труда и мощности предприятия.
В третьем разделе отражаются расходы, которые несет предприятие в отчетном периоде, но подлежащие отнесению на расходы будущих периодов: расходы, связанные с подготовительными работами к производству в сезонных отраслях, выплаченные авансом арендные платежи, оплата страхового полиса, подписка на периодические издания.     
Пассивная часть состоит из 5 разделов.
I.      Собственный капитал
II.     Обеспечение будущих расходов  и платежей 
III.    Долгосрочные обязательства
IV    Текущие обязательства 
V.     Доходы будущих периодов                                                                                                                                                                                                                                   

Раздел І пассива "говорит" о средствах собственных и приравненных к ним.
Раздел П и III, IV пассива вместе "говорят" о средствах заемных (кредиты банков и задолженность разным кредиторам).
Доходы будущих периодов – денежные средства, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам (арендная или квартирная плата, плата за коммунальные услуги)
А вместе сумма собственного и заемного средств составляет пассив, который всегда равняется сумме актива, то есть всего, что есть в данный момент в наличия на предприятии.
Вывод: Если актив показывает средства с точки зрения их размещение на предприятии, то пассив показывает эти самые средства с точки зрения источников их образования, то есть откуда они взялись, за счет чего.
Поскольку в Балансе отражаются активы (ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошедших событий, использование которых, как ожидается, приведет к увеличению экономических выгод в будущем), обязательства (задолженность предприятия, возникшая вследствие прошедших событий, погашение которой, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды) и собственный капитал (часть в активах предприятия, остающаяся после вычитания его обязательств), то итог Актива Баланса должен равняться сумме обязательств и собственного капитала.
Актив=  Обязательства + Собственный капитал
Собственный капитал = Актив - Обязательства
Нарушение этого равенства свидетельствует об ошибке, которую необходимо найти и исправить
Бухгалтерский баланс составляется на основании регистров бухгалтерского учёта после целого ряда учётных работ:
•    осуществления бухгалтерских записей всех хозяйственных и финансовых операций;
инвентаризации активов, обязательств и  капитала;
•    сверки данных инвентаризации с учётными данными, с выявлением и отражением в учёте отклонений;
•    определения финансовых результатов;
•    составления сводных регистров бухгалтерского учёта.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить