Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Реформа оплаты труда в Украине в контексте евроинтеграции

Реформа оплаты труда в Украине в контексте евроинтеграции
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Реформа оплаты труда в Украине в контексте евроинтеграции

1. Новая идеология реформирования оплаты труда
2. Этапы реформирования
3. Критерии ЕС и приближение к ним Украины в социальной сфере

 Заработная плата, доходы граждан является концентрированным выражением эффективности экономики, социальной политики государства и способности  общества в целом защищать одно из основоположных прав человека - право на достойную жизнь и свободное развитие.  
 Первый этап реформирования оплаты труда начался в 1991 г., когда с принятием Закона "О предприятиях в Украине" субъекты хозяйствования приобрели право самостоятельно устанавливать фонд оплаты труда, формы, системы и размеры заработной платы. В 1992 г. был принят Декрет Кабинета Министров Украины "Об оплате труда", а в 1995 г.- одноименный Закон Украины, разработанный при участии профсоюзов, который основывался на признании международных трудовых норм. В совокупности с законом "О коллективных договорах и соглашениях" (1993 г.) был создан механизм государственно-договорного регулирования заработной платы, присущий многим странам с рыночной экономикой.
 Однако, в декабре 1992 г. Декретом Кабинета Министров Украины было остановлено действие Закона "О минимальном потребительском бюджете".  В результат такой ошибочной социальной политики, в 1991 - 1999 гг. уровень реальной заработной платы снизился в 3,8 раза, в то время как ВВП - в 2,3 раза, производительности работы - в 1,3 раз, что свидетельствовало о неадекватности потерь экономики и работника, и усиление его эксплуатации. В 2000 г. заработная плата по своей покупательной способности составляла лишь одну треть уровня 1990 г., а  совокупные доходы населения снизились за этот период с 70,7 до 47,6%. Т.е. заработная плата фактически потеряла свои основные функции - воспроизведенную и стимулирующую.
 Начиная с 1995 г. появился еще один фактор социального напряжения - задержка выплаты заработной платы работникам. В августе 1999 г. общая задолженность в стране достигла своего пикового значения -7,2 млрд. грн. и охватила свыше 75% совокупной рабочей силы.  Доля задолженности по заработной плате в ВВП страны превысила 5%.  Причины такого масштабного обесценения рабочей силы тогда объяснялись глубоким экономическим кризисом и гиперинфляцией в период 1991 -1997 гг. Этот первый период реформирования оплаты труда можно характеризовать как период неоправданных ожиданий, иллюзий и глубоких разочарований,
 Второй этап реформирования оплаты труда  связан со стабилизацией экономики в конце 90-х гг. прошлого столетия, и ее выходом на траекторию устойчивого  экономического роста. При участии научных работников, специалистов, профсоюзов и работодателей в 2000 г. была разработана и одобрена Указом Президента Украины Концепция дальнейшего реформирования оплаты труда в Украине. Это осуществление перехода от определения заработной платы как доли дохода предприятия к заработной плате как цены рабочей силы, которая формируется на рынке труда и является внешним фактором для предприятия. Восстановление доли оплаты труда во ВВП до 55% - уровня 1990 г. Поэтапное приближения государственной гарантии минимальной заработной платы к уровню прожиточного минимума как нового социального стандарта, введенного в 2000 г. на замену границы малообеспеченности, которая применялась с 1995 г.
 Большинство из задекларированных в Концепции положений до сих пор не реализованы, а социальное положение нанимаемых работников ни в  чем изменилось - почти каждый пятый из них является бедным, а доля населения со среднедушевыми  доходами, более низкими, чем прожиточный минимум, превышает 70%.  Результаты такого положения не экономические, а политические Даже в условиях устойчивого экономического роста в период 2000 - 2004 гг. установленный государством уровень минимальной заработной платы ни разу не превысил границы бедности и равнял лишь 0,4-0,6 прожиточного минимума.
 Итак, второй этап реформирования заработной платы это период утраченных возможностей улучшить социальное положение работников.
 Третий этап. Смена власти в конце 2004 г., связанная с выборами Президента Украины, и задекларированные ею цели общественно-политического, экономического и социального развития требуют принятия новой идеологии реформирования оплаты труда. В ее основу должен быть положен переход от определения цены работы как стоимости средств на личное потребление работника к определению реальной цены рабочей силы как стоимости средств, необходимых для расширенного (полного) воспроизведения работающего человека и членов его семьи.
 Это положение провозглашено в Общей декларации прав человека (пункт 3 ст. 23),  в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 7), в Европейской социальной хартии (ст. 4). А в Конституции Украины (ст. 43) право каждого на заработную плату определено не ниже уровня, установленного законом. Таким образом, государство из года в год законодательно устанавливает гарантию минимального уровня оплаты труда при утверждении Государственного бюджета. Тем не менее, еще ни разу он не достигал даже государственного социального стандарта, которым в разные времена были минимальный потребительский бюджет (1991 - 1992 гг.), граница малообеспеченности (1995 - 1999 гг.) и прожиточный минимум (с 2000 г. по настоящее время). Заметим, что соответственно Закону Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» № 2017-Ш от 5.10.2000,  это должно выполняться, начиная со времени принятия этого Закона.
 Первым практическим шагом на пути реформирования оплаты труда должно стать установление Верховной Радой Украины в 2005 г. минимальной заработной платы на уровне законодательно определенного государственного стандарта - прожиточного минимума для трудоспособного лица в размере 453 грн. в месяц.          
 Повышения размера минимальной заработной платы с 1 марта 2005 г. до 332 грн., т.е. к уровню минимального пенсионного обеспечения граждан, а для работающего человека государственная социальная гарантия оплаты труда является почти вдвое меньшей, таким образом исправить это несоответствие  необходимо на протяжении этого  года.
 В этот самый период необходимо ратифицировать Украиной Конвенцию МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с учетом стран, которые развиваются». Вторым важным мероприятием по приближению стандартов оплаты труда в Украине к европейским стандартам должно стать определение прожиточного минимума на новой  методологической основе. Новизна заключается в том, что, во-первых, минимальная заработная плата, как государственная социальная гарантия оплаты труда, должна учитывать необходимость содержания нетрудоспособных членов семьи (для простоты расчетов в международной практике берется коэффициент ее увеличения 1,25-1,30). Во-вторых, "потребительская корзина" для определения стоимостной величины прожиточного минимума должна быть дополнена расходами на уплату подоходного налога из дохода, на куплю или аренду жилья, на платные услуги здравоохранения, образования, содержание детей в дошкольных заведениях  и т.п. Этих составляющих  в структуре нынешней "потребительской корзины" нет. Вместе с тем Конституция Украины (ст. 48), Европейская социальная хартия, определяя право каждого на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, устанавливают, что он охватывает, кроме достаточного питания, жилье, одежду, медпомощь, образование.
 Следует учитывать, что в советской системе значительная часть указанных услуг обеспечивалась государством безвозмездно, в том числе через разветвленную систему социальной сферы на предприятиях и так называемые общественные фонды потребления (через эту систему работники получали дополнительно к заработной плате социальные трансферты в объеме 3-3,5 месячной зарплаты на год). В настоящее же время, в рыночной системе почти за все надо платить. На это указывает, в частности, объем социальных трансфертов, предоставляемых работникам через систему коллективных договоров в 2004 г., который составлял лишь одну треть месячного заработка среднестатистического работника, или в десять раз меньше, чем до 1990 г.
 Кроме этого, для обеспечения полного воспроизведения рабочей силы необходимо предусмотреть в сторону увеличения потребление продуктов питания. Согласно нормам Всемирной организации здравоохранения, работающему человеку необходимо потреблять не меньше 2800 килокалорий в сутки.  А в Украине потребительская корзина рассчитана на 2564 килокалорий, т.е. при зарплате на уровне прожиточного минимума человек заметно недобирает к минимальной физиологической норме и постепенно теряет продуктивную силу.
 Усовершенствование методологической базы расчета прожиточного минимума будет отвечать международным стандартам, в частности определенным Конвенциям МОТ № 117 "Об основных нормах и целях социальной политики", Конвенции МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" и Европейской социальной хартии. При этих условиях "потребительская корзина" «потяжелеет», по нашим оценкам, в 1,8 раз. Т.е. в действующих ценах ее стоимостная величина представляла бы ныне приблизительно 800 грн. Кстати, очень близкую,  к названной сумме (714 грн.), как минимально необходимую для обеспечения жизнедеятельности работающего человека, указали и эксперты по результатам социологического опроса.
 Следующим системным шагом действия власти и всех субъектов социально-трудовых отношений должно быть установление норматива расходов на рабочую силу по  нормам, характерным для стран с рыночной экономикой. В себестоимости продукции (операционных расходах на производство) доля оплаты труда должна составлять 25-30%. И в структуре ВВП 60-65%. Для этого должны быть задействованы государственные рычаги регулирующего и стимулирующего характера, а также договорный механизм оплаты труда во время заключения коллективных договоров и соглашений. Без таких структурных перемен достичь кардинального повышения уровня заработной платы, и восстановления его основных функций невозможно.
 В контексте проблемы, которая нами рассматривается, целесообразно также сделать сравнительный анализ состояния приближения Украины к стандартам ЕС и, в частности, в социальной сфере. В литературе они определены как копенгагенские критерии, которые охватывают три группы показателей: денежно-финансовой политики; развития реального сектора; социальной сферы.
 Если по первым двум группам показателей имеется значительный прогресс в направлении движения к євростандартам - степень приближения составляет 50-65%, то в социальной сфере наблюдается наибольшее отставание
А) по уровню заработной платы - в 25 раз меньше (по уровню оплаты за один рабочий час Украина заняла в 2004 г. предпоследнее место среди 46 стран Европы, где проводилось такое исследование);
Б) уровню бедности - в 1,9-2,8 раз больше;
В) доли дохода, который направляется на приобретение продуктов питания, - в 4,6 раз больше (около 60% совокупного дохода);
Г) разностью в доходах богатейших и беднейших слоев населения 1,5-3,1 раз больше (коэффициент Джини).
 Учитывая европейский опыт и фактическое положение,  Украине потребуется существенное усовершенствование  механизма защиты прав работников на своевременное и полное вознаграждение за работу. Международные нормы предусматривают, что защита осуществляется:
во-первых, правом на первоочередность выплаты заработной платы перед другими обязательными платежами предприятия (налоги, отчисления в фонды общеобязательного государственного социального страхования);
 во-вторых, созданием фондов гарантирования выплаты заработной платы (гарантийных учреждений);
 в-третьих, индексацией заработной платы в связи с ростом цен на товары и услуги;
 в-четвертых, компенсацией работникам за задержку выплаты заработной платы.
 Этих положений в законодательстве Украины нет.
 Например, индексация должна осуществляться не в целом по товарным позициям, к которым принадлежит купля автомобилей, золота и других предметов роскоши, а только по набору товаров и услуг, включенных к прожиточный минимум. Вследствие существующего ныне несоответствия реальные выплаты по индексации денежных доходов за 2004 г., по расчетами специалистов ФПУ, были занижены более, чем на четверть.
 Совсем неудовлетворительный, и действующий механизм компенсации работникам за задержку выплаты заработной платы, когда сумма должной заработной платы увеличивается на индекс инфляции за период, в котором она не была выплачена. Например, работнику в декабре 2004 г. не выплатили заработную плату 500 грн. Компенсация будет представлять: 500 грн * 1,7% - 8,5 грн. Можно вообразить, каких моральных страданий накануне Нового года испытает человек, его семья, которая осталась без средств существования, и какой мизерной будет компенсация
 Ведь пополнение оборотных средств предприятиями, путем  взятия кредита в коммерческих банках, обходятся работодателям в 10-15 раз дороже, чем уплата компенсации работнику за задержку зарплаты. Это одна из причин того, что организационно-правовые мероприятия борьбы с задолженностью по заработной плате не дают надлежащего результата.
  Исследования, которые проводились в этой сфере в странах Центральной и Восточной Европы - кандидатах в члены ЕС, показали, что экономический рост у них начался, когда уровень среднемесячной заработной платы превысил порог 300 долл. США. Развитие демократии происходило, когда среднедушевой  доход в стране составлял свыше 1500 долл. США,  а сама демократия устанавливается, начиная со среднедушевого дохода 6-7 тыс. долл. США в год.
 К этому обязывают и международные соглашения Украины. В частности, в Декларации Всемирной встречи глав государств по вопросам  социального развития (Копенгаген, 1995 г.). Декларацию  подписала и наша страна. В ней указано, что "социальное развитие является высшим приоритетом, как в данное время, так и в ХХІ ст." Оно  будет определяться приоритетностью ориентации экономик всех стран на интересы человека, более эффективное удовлетворение их нужд, на решение вопросов справедливости. Главы государств и правительств "взяли на себя обязательства активизировать социальное развитие во всем мире"'.
 Вопрос реформы заработной платы и ее дальнейшего роста должна занять видное место в стратегии развития Украины как социального государства, работа над которой началась в 2004 году.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить