Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Сравнение законов Украины и европейских стран по оплате труда

Сравнение законов Украины и европейских стран по оплате труда
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Сравнение законов Украины и европейских стран по оплате труда

Анализ украинского законодательства, законодательных и нормативных актов стран Европы свидетельствует о том, что в первых трех вопросах  законодательные и нормативные акты Украины по этим вопросам адаптированы и являются гармоничными к соответствующим законодательным и нормативным актам европейских стран.
 Расхождения наблюдаются в решении вопросов индексации заработной платы и ее защиты. В большинстве стран Европы законодательно определены условия и порядок индексации заработной платы. Основные расхождения этих законодательных актов касаются порога индексации, ее частоты, уровня, на котором она осуществляется (национальный, отраслевой, региональный, производственный), а также порядка осуществления (автоматический или по решению правительства или другого, уполномоченного на это органа). Порог индексации в европейских странах колеблется от 0,2 до 5,0% повышение индекса потребительских цен. Исходя из этого, определяется частота индексации.  Так, в Бельгии, Франции, Люксембурге и Нидерландах индексация осуществляется при росте индекса потребительских цен на 2,0% и проводится больше, чем дважды в год на национальном уровне  по решению правительства. В некоторых случаях индексируется только минимальная заработная плата.
 В Португалии, Испании, Турции, Англии и Ирландии индексация осуществляется раз на год, когда индекс потребительских цен возрастает больше как на 5,0%, а в Дании при тех же условиях - два раза на год. В Греции индексация осуществляется каждые четыре месяца, т.е. три раза на год. Индексируются в частном секторе низкие доходы в пределах 50,0% изменения индекса потребительских цен, а для работников государственного сектора индексация осуществляется ежеквартально.
В Болгарии и Румынии индексация в условиях высокой инфляции осуществляется три-четыре раза на год в зависимости от уровня снижения покупательной способности населения. В Словении и Венгрии индексация осуществляется на национальном уровне  один раз в год.
 В Австрии, Норвегии и Швеции индексация осуществляется как на национальном (бюджетная сфера), так и на отраслевому, региональному уровнях и уровни предприятий.
В Германии и Швейцарии особенность заключается в том, что индексация осуществляется автоматически без любых решений правительства соответственно условиям, определенным законодательством.
 В Финляндии и Италии законодательных актов об индексации заработной платы не существует. Но государство в случае необходимости повышения заработной платы предоставляет предприятиям льготы: снижение налогов на зарплату и отчислений к социальным и страховым фондам.
 В некоторых странах Европы правительства принимают меры относительно сдерживания  роста заработной платы. Так, во Франции на законодательном уровне могут осуществляться мероприятия по „замораживанию" цен и заработной платы и, соответственно, их индексации. В Люксембурге - правительством при определенных условиях вводятся ограничение на полную индексацию. В Бельгии - правительство иногда вводит запрет на индексацию зарплаты в частном секторе (кроме работников, которые получают минимальную заработную плату).
 В Украине законодательство предусматривает индексацию определенной доли доходов при росте индекса потребительских цен более чем на 2,0%.
 Таким образом, основные положения относительно участия государства в регулировании оплаты труда в странах Европы почти идентичные к практике Украины.
Защита прав работников на своевременное получение заработной платы в Украине регулируется статьями
  Но все эти положения носят общий характер и не предусматривают конкретных мероприятий к должникам, которые бы побуждали их своевременно и в полном объеме рассчитываться с нанимаемыми работниками, поскольку работодатели не несут никаких ни экономических, ни финансовых расходов.
 Большинство европейских стран имеют специальные законодательные акты, которые предусматривают жесткие экономические санкции к работодателям-должникам и предоставляют определенные права работникам лично прибегать к некоторым мероприятиям, чтобы побуждать работодателя своевременно выплачивать не только заработную плату, а и осуществлять все другие выплаты, непосредственно связанные с условиями оплаты труда.
 Отличительной  особенностью механизмов защиты прав работников на своевременное получение заработной платы большинства стран Европы является  применения не только норм трудового законодательства, но и норм гражданского права. Соответственно этому праву при невыплате заработной платы работодатель признается стороной, виновной в нарушении обязательств  трудового законодательства и трудового договора, а, соответственно, и должником с имущественной точки зрения. Т.е. задолженность из заработной платы является имуществом работника, которым пользуется работодатель.
 Соответственно статей 1146-1153 Гражданского Кодекса Франции и статей 1218-1219 Гражданского Кодекса Италии за задержку заработной платы работодатели за пользование имуществом нанимаемых работников более чем 90 дней имеют при выплате заработной платы уплатить соответствующие проценты, размер которых равняется банковскому проценту на кредит в данной местности. В Нидерландах при задержке выплаты заработной платы более как на 90 дней этот процент составляет 60% суммы своевременно не выплаченной заработной платы. В Германии ответственность за несвоевременную выплату заработной платы также предусмотрена Гражданским Кодексом (Немецкое гражданское положение). В Дании трудовым законодательством предусмотрено право нанимаемых работников на прекращение работы, если заработная плата задержана на три и больше дней. При этом отсутствующим по этому поводу работникам работодатель обязан начислять  заработную плату.
 В некоторых странах при невыплате заработной платы более чем за 90 дней нанимаемые работники имеют право поднимать дело о банкротстве своего работодателя.
Наиболее совершенным является  механизм защиты прав работников от неплатежеспособных предпринимателей, предусмотренный Конвенцией 173 МОТ 1992 года. Большинство стран Европы ратифицировали эту Конвенцию и соответственно ее положениям практически во всех Европейских странах действуют "гарантийные институты защиты заработной платы работников на случай банкротства предприятий". Это страховые фонды, которые берут на себя защита заработной платы работников предприятий-банкротов.
 Генеральным соглашением на 2004-2005 гг. предусмотрен ряд мероприятий по приближению отдельных положений организации оплаты труда в Украине к соответствующим положениям европейских стран.
 Предполагалось рассмотреть в первом полугодии 2004 г. на заседании Национального совета социального партнерства предложения относительно возможности ратификации Украиной Конвенции 131 МОТ "Об установлении минимальной заработной платы с учетом особенностей стран, которые развиваются"; создание специального гарантийного фонда для удовлетворения требований работников; которые вытекают с трудовых отношений, в случае неплатежеспособности работодателя. Предполагалось также внести в первом полугодии 2004 г. в Верховную Раду Украины проект Закона Украины: "О ратификации Конвенции 173 МОТ "О защите требований работников в случае неплатежеспособности предпринимателя".
 Реализация этих мероприятий будет еще одним шагом к повышению уровня гармонизации нормативных и законодательных актов по оплате труда в Украине к соответствующим нормативным и законодательным актам Европейских стран по вопросам оплаты труда. Еще одним важным шагом в направлении гармонизации законодательных и нормативных актов по оплате труда в Украине с соответствующими законодательными и нормативными актами стран ЕС является  разработка и принятие Трудового кодекса Украины.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить