Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Минимальная заработная плата в европейских странах

Минимальная заработная плата в европейских странах
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Минимальная заработная плата в европейских странах

Относительно порядка установления МЗП, то среди Европейских стран можно выделить несколько типов стран относительно решения этих вопросов.
К первому типу можно отнести Францию, Португалию, Нидерланды, Люксембург, Чехию, Словению и Румынию, где МЗП устанавливается в законодательном порядке на национальном уровне. При этом существует два варианта: правительство устанавливает размер МЗП самостоятельно (Франция) или после консультаций с объединениями профсоюзов и работодателей (другие страны).
 В Бельгии, Болгарии, Греции и Дании МЗП устанавливается на национальном уровне, а в Австрии, Испании, Италии и Венгрии - в рамках коллективных переговоров на уровне разных секторов экономики, соглашения которых распространяются и на тех предпринимателей, которые не брали участия в переговорах или не подписали настоящих соглашений. В Норвегии, Финляндии и Швеции отраслевые соглашения относительно МЗП охватывают практически всех работающих без обязательного их распространения на предпринимателей, которые не поддержали настоящие соглашения. В Англии и Ирландии вопрос размеров оплаты труда (но не в обязательном порядке) решается коллективными переговорами на уровне предприятий, фирм, компаний.
 Заметим, что в отдельных странах существуют некоторые особенности. Так, во Франции, вместе с тем, что МЗП устанавливается на национальном уровне, осуществляется ее дифференциация на отраслевом и профессиональном уровне. В Австрии, Италии и Венгрии МЗП на отраслевом уровне дифференцируется  по уровню  с учетом особенностей и характера отрасли.
 Особым является процесс регулирования оплаты труда в Германии. Размеры тарифных ставок и должностных окладов определяются непосредственно в тарифных соглашениях на отраслевом уровне  с учетом региональных (по землям) особенностей. Система тарифных соглашений Германии не допускает больших расхождений в размерах оплаты труда в межотраслевой дифференциации. Более значительная дифференциация существует по квалификационным группам работников.
 Что касается порядка и сроков просмотра размеров МЗП, то можно выделить такие группы. Ежегодно, один раз в год, размер МЗП пересматривается во Франции, Италии и Португалии; один раз на два года - в Дании и Бельгии; дважды на год - в Нидерландах, Люксембурге, Чехии, Словении, Румынии и Германии. При этом в этих странах просмотр размера МЗП и сроки просмотра предполагаются в соглашениях и коллективных договорах.
 В Украине, соответственно действующему законодательству, размер МЗП определяется законодательством на национальном уровне  после консультаций с социальными партнерами, которые заключают Генеральную сделку. Просмотр законодательством предусмотрено один раз в год. Но поскольку уровень МЗП значительно более низкий в сравнении с прожиточным минимумом и средней заработной платы в стране, в последнее время просмотр осуществляется дважды на год с постоянным приближением размера МЗП к прожиточному минимуму.
 В Генеральном соглашении на 2004-2005 гг. предусмотрено установление МЗП на отраслевом и профессиональном уровнях в  размере не ниже 120% размера МЗП, установленного на национальном уровне. Необходимой, с нашей точки зрения, является дифференциация размеров МЗП в региональном разрезе, учитывая разный фактический размер прожиточного минимума по регионам страны. Следует также законодательно установить пересмотр размера МЗП дважды на год. Такие изменения сделают пересмотр размера МЗП менее отягощающими для экономики и бюджета страны, а также будут оказывать содействие приближению Украины по этим вопросам к законодательству стран ЕС.
 Тарифная оплата труда практически приближена к принципам ее организации в странах ЕС. Основой ее дифференциации, как и в большинстве стран, является  сложность работы. Единственным недостатком является  значительная межотраслевая, межпрофессиональная  и междолжностная дифференциация размеров заработной платы,  даже для одинаковых профессий и должностей за одинаковую по сложностью работу. Считаем, что устранить этот недостаток поможет  более широкое применение Единых для отраслей, подотраслей  (видов работ) тарифных сеток, как это делается в ряде областей стран Европы (Италия, Испания, Польша, Франция, Венгрия и т.п.). Кроме того, в систему тарифной оплаты труда следует ввести часовую систему оплаты труда на законодательном уровне.
 Практика коллективно-договорного регулирования оплаты труда в европейских странах направлена, прежде всего, на установление равных условий оплаты труда за равную работу для однотипных профессий и должностей за которые выполняют одинаковую работу независимо от области ее приложения. Коллективные переговоры в большинстве стран осуществляются на отраслевом уровне. Срок действия таких договоров составляет один год. Но в отдельных случаях существует и переговоры на  уровень производственных коллективов и заключение на предприятиях коллективных договоров (Франция, Австрия, Венгрия и т.п.). В таких странах как Бельгия, Греция, Италия, Испания, Португалия переговоры осуществляются на национальном уровне. Однако переговоры на этом уровне  не всегда заканчиваются заключением соглашений.  Поэтому вопросы оплаты труда решаются иногда в директивном порядке правительством. На отраслевом или производственном уровнях чаще достигают соглашения в зависимости от наличия плодотворного сотрудничества между профсоюзами и работодателями на этих уровнях. Для Австрии, например, характерным признаком является наличие сильных организаций предпринимателей и работников, которые играют ведущую роль в коллективных переговорах. В Норвегии и Швеции организации профсоюзов и предпринимателей довольно плодотворно сотрудничают в экономической и социальной сферах. Скажем в Швеции переговоры, которые предваряют  заключение коллективных соглашений, проводятся в три этапа. На первом этапе профобъединения и работодатели должны прийти к соглашению относительно общих размеров роста заработной платы для работников того или другого профобъединения. На втором - работодатели отраслей конкретизируют общие договоренности к условиям конкретных отраслей и на третьем - представители предприятий в коллективном договоре определяют конкретные условия оплаты труда с учетом договоренностей, достигнутых на первом и втором уровнях переговоров. Основная задача коллективных переговоров - предоставление равных возможностей по оплате труда работникам всех предприятий независимо от уровня их рентабельности с целью поддержки их конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынках работы и товаров.
 В Германии коллективные переговоры осуществляются только на отраслевом уровне. Уровень предприятий почти отсутствует. А в Англии и Ирландии, наоборот, переговоры относительно оплаты труда проходят только на уровне предприятий.
 Одним из признаков европейских моделей коллективно-договорной практики является  отсутствие вмешательства государственных органов в решение вопросов оплаты труда.
 За последние годы Украиной практически ратифицировано все основные Конвенции и Рекомендации МОТ относительно организации коллективно-договорного регулирования, в том числе оплаты труда. Результатом этого является Закон Украины "О коллективных договорах и соглашениях", которым регулируются все вопросы коллективных переговоров на национальном, отраслевом (региональном) и производственном уровнях. Практика Украины в этих вопросах, по нашему мнению, целиком отвечает практике европейских стран.
Роль государства в регулировании оплаты труда в Украине, как и в европейских странах, осуществляется путем решения таких вопросов:
>  определение и установление (непосредственно в директивном порядке или путем переговоров) размера минимальной заработной платы;
>  установление в законодательном порядке условий налогообложения фондов оплаты труда предприятий, организаций, учреждений и предпринимателей относительно отчислений в социальные фонды и налогообложение доходов граждан;
>  установление условий и размеров оплаты труда отдельных групп и категорий работников бюджетных организаций, государственных служащих, работников предприятий и организаций, которые дотируются из бюджета и предприятий-монополистов;
>  законодательное установление условий и порядка индексации заработной платы;
>  законодательные мероприятия по, защиты заработной платы нанимаемых работников


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить