Новые стратегии в Европе
Европейская комиссия в 2002 г. разработала новую стратегию корпоративной социальной ответственности (СSК - согрогаte soсіаl геsрonsibilitу). В условиях глобализации социальная эффективность компании, по мысли Еврокомиссии сыграет положительную роль в решении социальных задач. Принципы корпоративной социальной ответственности предусматривают определенные обязательства перед работниками и акционерами, а именно: внедрение инноваций для повышения качества страны и создание безопасных условий работы: организацию обучения в продолжении жизни: обеспечение гендерного равенства в сфере оплаты труда и занятости; гуманизацию социально-трудовых отношений; установление конструктивных связей с негосударственными и благотворительными организациями, муниципальными органами. Еврокомиссия планирует интегрировать принципы СSК во все аспекты экономической и социальной политики, которая проводится Европейским Союзом. По инициативе СSК будут разрабатываться индикаторы для объективной оценки работы компаний, которые бы внедрили принципы социальной ответственности в свою деятельность. Трансформация положений Европейской социальной модели в регулятивные нормы, которые фиксируются международными организациями (МОТ, ООН) и законодательством стран, которые являются их членами, показывает, что они нацелены на выполнения следующих функций: > создание эффективных степеней к продуктивной работе; > борьбу с бедностью и недопущение снижения оплаты труда; > формирование механизмов, которые оказывают содействие выравниванию доходов занятых в разных секторах экономики. По решениям МОТ минимальная заработная плата должна равнять 60% средней заработной платы. Коэффициент замещения пенсий - 70-75%. Механизмы в сфере регулирования доходов в развитых рыночных экономиках сориентированы против снижения стоимости рабочей силы на рынке труда. За данными МОП, минимальная заработная плата в большинстве стран мира составляет 40-60% средней заработной платы и в несколько раз превышает физиологический минимум. В Нидерландах. Германии, Дании, Бельгии минимальная заработная плата составляет 50% среднего уровня, в Франции - 60%. Дифференциация населения за уровнем доходов колеблется в пределах 1:10 (в Австрии - 1:4,4, в Великобритании -1:10,4). Часть населения с низкими доходами не превышает 25% (по абсолютному критерию бедности). Во многих странах она составляет 10-13%. Численность населения с доходами среднего уровня составляет 60%. Таким образом, из приведенного материала видно, что Европейская модель социально ориентированной экономики направленная на обеспечение постоянного уровня жизни населения, уменьшение неровности в доходах и реальную борьбу с бедностью. Европейская модель социально ориентированной экономики находит свое выявление в политике распределения доходов. Независимо от вариантов, которые существуют в каждой стране, общим для них есть часть текущей заработной платы и социальных трансфертов во ВВП (50-60%) В контексте проекта нового трудового кодекса Украины возрастает заинтересованность в области правового регулирования трудовых споров и конфликтов в ЕС. Соответственно западной методологии, все трудовые конфликты условно делятся на экономические (конфликты интересов) и юридические (конфликты права). Экономические конфликты имеют коллективный и индивидуальный характер, юридические - только индивидуальный. В Европе существует большое разнообразие в организации и компетенции судов по социально-трудовым конфликтам. Их можно объединить в три группы: специализированные трудовые суды с широкой юрисдикцией (Германия, Франция, Бельгия. Австрия. Дания. Финляндия): специализированные суды с ограниченной юрисдикцией (Англия, Испания, Швеция, Норвегия); общие гражданские суды (Италия, Нидерланды и др.). По всей видимости, трудовая юрисдикция в форме самостоятельного судебного механизма и специализированных гражданских судов по вопросам трудовых отношений и социального обеспечения действия в большинстве стран Европы. В отличие от ЕС, в США, Канаде. Японии действуют не суду, а административные органы с примирительно - третейскими функциями. Подобная разность в подходах объясняется историческими традициями и уровнем развитости и организованности профсоюзного движения. Во многих странах система трудоустройства многоуровневая: в ФРГ, например, действует местный суд по трудовым спорам, земельный (областной) суд по трудовым делам, федеральный суд по трудовым конфликтам. Федеральный суд рассматривается как ревизионный и кассационный, и его решение являются окончательными. Сравнительно с другими странами ЕС компетенция судов в трудовых делах в Германии более широкая, и структура их вертикального подчинения отвечает задаче унификации трудового законодательства. Кроме трудовых судов, в ФРГ действуют социальные, финансовые, патентные суды. В этом плане система трудового устройства считается наиболее совершенной и может служить образцом для усовершенствования правовых отношений в Украине.
|