Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Чему может научить опыт соседей

Чему может научить опыт соседей
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Чему может научить опыт соседей

Адаптация к требованиям общей экологической политики Европейского Союза оказалась одной из сложнейших задач для десяти стран Европы, которые вступили в ЕС в 2004 году или планируют вступить в 2007-м. Соглашения о вступ¬лении предусматривают полный переход в те¬чение непродолжительного переходного пе¬риода к реализации в этих странах экологи¬ческой политики ЕС, что определяется двумя¬стами директивами ЕС — нормативными ак¬тами, решениями и стратегиями. В правовом плане интерпретация Европейским Союзом этого условия означает «полное согласование национального законодательства таким обра¬зом, чтобы оно на 100% отвечало требовани¬ям законодательства ЕС, причем не только на бумаге, но и, безусловно, на практике». Итак, вступление в ЕС предусматривает полную гар¬монизацию внутреннего законодательства стран-кандидатов, то есть перенесение в него (инкорпорацию) действующего законодатель¬ства ЕС, практическое внедрение требований законодательства ЕС, в том числе всеми пред¬приятиями, создание административного по¬тенциала для контроля за его неукоснитель¬ным соблюдением.
 По оценке Комиссии ЕС (1998 г.), переход к европейским стандартам лишь в сфере эко¬логической политики потребует от десяти стран ЦВЕ до 2010 года значительных затрат — порядка 120 млрд. евро, что составляет в среднем ежегодно 2,5% ВВП. Оценки сто¬имости выполнения требований ЕС, сделан¬ные несколькими странам ЦВЕ, также свиде¬тельствуют о значительном количестве необ¬ходимых средств. Согласно данным мини¬стерства по вопросам окружающей среды Польши, например, выполнение базовых ди¬ректив ЕС по чистоте воды, воздуха и почв до 2010 года будет стоить от $33 до $44 мил¬лиардов. Хотя в начале столетия ежегодные инве¬стиции Польши в охрану окружающей среды под¬нялись до $1,9—2,2 млрд. (1,7% ВВП), для достижения ее собственной нижней оценки стране потребовалось дополни¬тельно увеличить за¬траты в этом десятиле¬тии более чем на треть.
 Необходимость таких инвестиций стала допол¬нительным бременем для экономик стран-кандида¬тов, поскольку ЕС четко разъяснил, что какими бы в конце концов ни были их затраты на внедрение эко¬логической политики ЕС, средства должны посту¬пить прежде всего из их внутренних источников. Помощь со стороны ЕС составляет в среднем лишь 5% от прогно¬зируемых общих расходов, предоставляется для отдельных приоритетных проектов и мо¬жет быть катализатором для привлечения по¬мощи от других внешних доноров, таких как ЕБРР и Мировой банк, а главное — для инве¬стиций частного капитала.
 Дискуссионными вопросами в переговорах о вступлении стали содержание и продолжи¬тельность тех или иных переходных периодов, которые ЕС предоставлял странам-кандида¬там, чтобы временно облегчить бремя полно¬го соблюдения экологических директив ЕС. По оценкам, например, адаптация лишь в тех воп¬росах, в которых Венгрии были предоставле¬ны переходные периоды, будет стоить ей по¬чти $8 млрд., или около 1,5% ВВП ежегодно до 2015 года. Вместе с тем Венгрия должна сама обеспечить 93% этой суммы, остаток сможет покрыть помощь со стороны ЕС.
 При этом первоочередным вопросом для стран-кандидатов стала минимизация отрица¬тельного влияния этой гармонизации на их экономическую конкурентоспособность. В то же время позитивы такой адаптации экономи¬ки стран ЦВЕ носят характер стратегических преимуществ — уменьшение энерго - и мате¬риалоемкости экономики, доступ к экологи¬чески ориентированным рынкам передовых стран ЕС, улучшение торгового баланса, со¬стояния окружающей среды и здоровья насе¬ления и, в конце концов, значительное повы¬шение качества жизни и конкурентоспособно¬сти наций на мировой арене.
 Таким образом, Украине реально угрожа¬ет опасность возникновения вместо бывше¬го «железного занавеса» новейшего «эколо¬гического занавеса», который будет отде¬лять ее от остальной Европы. В этой связи Украина нуждается в постепенном прибли¬жении своей политики к стандартам ЕС, что будет осуществляться с учетом нацио¬нальных интересов, условий и возможностей, а главное — ориентироваться на новые, пер¬спективные эколого - экономические меха¬низмы, формирующиеся ныне в ЕС в рамках его стратегии устойчивого развития и моде¬ли эко-социальной рыночной экономики.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить