Государственная политика в сфере занятости
1. Модели занятости в странах с развитой экономикой 2. Государственные принципы занятости в Украине 3. Проблемы миграции в Украине
Государственное регулирования занятости населения – это осуществление мероприятий влияния на социально-экономическую обстановку в обществе по трем уровнями: общегосударственном, региональном, локальном. В странах с розвитой экономикой известны три модели политики занятости: 1. Европейская модель. Она предусматривает сокращение работающих при улучшении экономической ситуации. Это происходит при росте производительности труда с назначением высоких пособий, освобожденным по безработице. 2. Скандинавская модель предусматривает общую занятость за счет создания рабочих мест в государственном секторе. При этом выплачивается невысокая зарплата. Но при дефиците государственных средств на эти цели, отмечается спад производства и виток безработицы. 3. Американская модель предусматривает создание рабочих мест с умеренной производительностью для значительных слоев экономически активного населения. При этом растет количество работающих с незначительными заработками. Использование таких моделей делает рынок труда более гибким. Расширяется система подготовки и переподготовки кадров. Известные также два вида политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости предусматривает такие мероприятия, как профилактика освобождений, обучение, переподготовка, финансирование, создание дополнительных рабочих мест и т.д. Пассивная политика предусматривает выплату помощи по безработице и предоставление услуг по трудоустройству через государственную службу занятости. Для реализации активной политики занятости разрабатываются национальные и региональные программы занятости с учетом социально-экономической ситуации. Используются также нестандартные формы занятости (НФЗ). Это наем и выплаты заработка на общественных работах, за репетиторство, за ремонтные, подсобные, сезонные сельскохозяйственные работы, работы по контракту, надомный труд, совместительство, гибкие графики рабочего времени, самозанятость, предпринимательство в сфере малого бизнеса. Отток безработных в сферу неформального сектора экономики также влияет на уровень безработицы. Государственная политика занятости населения Украины основывается на таких принципах: 1. Обеспечение равных возможностей всем гражданам (независимо от происхождения, пола, возраста, политических убеждений, религии) в реализации права на свободный выбор вида деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой с учетом собственных интересов и общественных потребностей; 2. Содействие в обеспечении эффективной занятости, сокращение безработицы, создание новых рабочих мест, условий для развития предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности; 3. Координации деятельности в сфере занятости и другими направлениями экономической и социальной политики на основе общегосударственной и региональной программ занятости; 4. Сотрудничество профсоюзов, предприятий, владельцев во взаимодействии с органами государственного управления по обеспечению эффективной занятости; 5. Международное сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая труд граждан Украины за границей, и иностранных групп в Украине. Государство гарантирует работоспособному населению: а) добровольность труда и выбор вида деятельности с учетом личных возможностей; б) защита от необоснованного отказа в приеме на работу соблюдение норм Кзота; в) бесплатное содействие в трудоустройстве; г) выплату выходного пособия и сохранение средней зарплаты сокращенным работникам; д) выплату безработным в установленном порядке помощи по безработице; є) бесплатное обучение новым профессиям в учебных заведениях и системе государственной службы занятости с зачислением этого периода в стаж работы; Государственные органы Украины публикуют статистические данные и информацию о предложении и спросе на рабочую силу. Основные принципиальные вопросы, связанные с занятостью населения, учтены в Законе Украины «О занятости населения». В нем определены основные принципы занятости, которые добавляют занятости рыночный характер. Первый принцип - исключительное право граждан розпоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение до труда не допускается. Этот принцип предусматривает право человека работать там и столько, сколько это необходимо ему самому: Второй принцип занятости - ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд. В основе политики занятости - отказ от жесткой регламентации форм и режимов занятости, обязательности труда, и содействия раскрытию интересов и потребностей человека через свободу и добровольность выбора любой сферы общественно полезной деятельности. На общегосударственном уровне органы управления занятостью населения представлены национальной службой занятости населения Украины, а также центрами занятости в городах и районах. К обязанностям служб занятости входит: • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда; • учет свободных мест и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства; • консультация относительно возможностей получения работы и обеспечения рабочей силой, требования к профессиям и работникам; • предоставление услуг по трудоустройству; - регистрация безработных, предоставление им пособия, включая выплату помощи; - организация разработки программ занятости с предвидением в их мероприятий социальной защиты разных групп населения; - организация профессионального обучения и переобучение граждан. Служба занятости имеет право: - запрашивать от всех структур информацию о возможных изменения, которые ведут к высвобождает работающих, и сведения о наличие свободных мест; • направлять на все виды предприятий граждан по вопросам трудоустройство; • направлять не занятых граждан за их желанием на оплачиваемые общественные работы; • оплачивать стоимость обучения лиц, зарегистрированных в центрах занятости.
Цель центров занятости - обеспечение максимального незанятого работоспособного населения и которое высвобождается, а также их социальная защита. В Украине созданный государственный фонд занятости населения, который функционирует за счет обязательных страховых взносов и заработка работников. Политика государства в регуляции рынка труда направлена на стимулирование структурной перестройки и перераспределении работников, высвобождаются, привлечение безработных в сферу производства, помощь в трудоустройстве. Направлениями этой политики являются: • трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров; • правовое обеспечение рынка труда; - социальная поддержка безработных. Для этого применяются такие методы: • прямого административного влияния (законодательное, трудовое законодательство, коллективные договора); • косвенной экономической регуляции (финансовая, денежная налоговая политика, создание фондов занятости). Средства из фондов занятости направляются на помощь по безработице, на переподготовку и общественные работы, финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг, развитие служб, компенсацию материальных затрат по переезду, оплату неработоспособности, стипендии при направлении службой з на переподготовку и др. Средства фонда образуются за счет отчислений из доходов предприятий. Миграция - это пространственное перемещение работоспособного населения. Миграция населения определяется его мобильностью и но-економічними условиями жизни, национальными факторами.
Мобильность имеется социально-профессиональная и территориальная. Социально-профессиональная мобильность означает изменение содержания трудовой деятельности. Территориальная мобильность означает пространственное перемещение работоспособного населения из-за жизненных условий или размещения производства, а также перемещение из районов несчастья или социальных и национальных конфликтов. Мобильность рабочей силы определяется такими основными факторами: 1. Необходимость перемещения: а) текущее положение: • для социально-профессиональной мобильности (зарплата, условия труда, содержание труда, рабочее время); • для территориальной мобильности (уровень жизни, социальная инфраструктура, жилье); б) возможности улучшения: • для социально-профессиональной мобильности (вероятность продвижения); • для территориальной мобильности (вероятность улучшения жилищных условий); в) осуществленные вложения: • для социально-профессиональной мобильности (вложение в работу); • для территориальной мобильности (вложение в дом, квартиру); 2. Желательность нового места работы (проживание): а) положение на новом месте: • для социально-профессиональной мобильности (зарплата, условия труда, содержание труда, рабочее время); • для территориальной мобильности (уровень жизни, социальная инфраструктура, жилье); б) возможность продвижения на новом месте: • для социально-профессиональной мобильности (вероятность продвижения на новом месте); • для территориальной мобильности (вероятность улучшения жилищных условий); в) сохранение вложений: • для социально-профессиональной мобильности (возможность использования осуществленных вложений на новом месте); • для территориальной мобильности (возможность обмена жилья); 3. Мобильность: а) объективные характеристики (квалификация работника, опыт возраст и т.д.); б) субъективные характеристики (легкость привыкания к новом месте работы или местожительства); в) степень изменения (разница в функциях и способе жизни); г) расходы на перемещение (расходы на освоение новой деятельности и переезд). 4. Информированность: а) наличие информации о вакантных рабочих местах (информация о наличии вакантных рабочих мест и места поселения); б) стоимость информации (расходы на получение информации); в) достоверность информации. Различают внешнюю и внутреннюю миграцию. Внешняя миграция связана с пересечением государственной границы. В ней выделяются два потока: эмиграция и иммиграция. Эмиграция - это выезд населения из страны. Иммиграция - въезд в страну из-за границы. Условия иммиграции в Украине еще четко не определенные. Но по лицензиям предприятиям уже разрешено привлекать рабочую силу без разрешения правительства. Важна не только количественная, но и качественная миграция. Внутренняя миграция - это перемещение людей внутри страны, которое имеет такую структуру: • в границах региона и между регионами; • обратная (временная); • безвозвратная (постоянная); • добровольная или вынужденная; • сезонная или маятниковая; • законная или незаконная; • самостоятельная и организованная; • трудовая, обусловленная трудовой деятельностью.
|