Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Механизм функционирования рынка труда и системы социально-трудовых отношений

Механизм функционирования рынка труда и системы социально-трудовых отношений
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Механизм функционирования   рынка труда и системы социально-трудовых отношений

1. Составляющие механизма функционирования труда
2. Основные ориентиры рынка труда
3. Преимущества и недостатки рынка труда
4. Функции рынка труда 
5. Факторы, которые определяют развитие социально-трудовых отношений в  обществе

В современных экономических системах, когда экономика свободной конкуренции не в состоянии справляться с рядом экономических и социальных проблем, создается механизм функционирования рынка труда с элементами государственного и профсоюзного воздействия, который состоит из субъектов, объектов, целей, инструментов и средств влияния.
К субъектам рынка труда относятся носители, исполнители и представители хозяйственно – трудовых интересов.
 Носители – это социальные группы, которые отличаются друг от друга рядом признаков: имущественным состоянием, доходами, профессиями, отраслевыми и региональными интересами. Кроме того, это собственники средств производства (работодатели) и собственники рабочей силы (нанятые работники). Каждая группа имеет свои интересы, а обращаясь индивидуально в государственный аппарат они формируют первую линию связи в механизме государственного регулирования рынка труда. Носители хозяйственно – трудовых интересов объединяются в союзы, ассоциации – это профсоюзы, союзы работодателей, фермеров, разных торговцев, банковских учреждений. Они имеют свои печатные издания, значительные финансовые средства, центры подготовки кадров и другие средства воздействия на органы государственного экономического регулирования и создают вторую линию связи на рынке труда.
Третьим субъектом механизма государственного регулирования рынка труда являются исполнители хозяйственно – трудовых интересов. Они призваны внедрять в жизнь программу государственной экономической политики. Это Министерство труда, Республиканская, областные, городские и районные службы занятости, отделы и управления труда и социальных вопросов при исполнительных комитетах советов и администрациях (за рубежом трудовые и социальные суды). В последнее время создается четвертая линия связи в лице совместных органов работодателей и профсоюзов для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и наемными работниками. Мерилом успехов государственной экономической политики служит реакция носителей на действия правительства. Объединения предпринимателей и профсоюзы могут выступать с критикой и предупреждениями в адрес власти, в связи с несовместимостью государственных мер по регулированию рынка труда с их интересами.
Объекты государственного регулирования рынка труда – это ситуации, явления и условия социально-экономической жизни, где возникают или могут возникнуть трудности, проблемы, которые не решаются автоматически, в то время как решение их срочно требуется для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. К ним относятся:
1. Социальные и трудовые отношения между работодателями и нанятыми работниками, включая оплату и охрану труда, наем и увольнение работников;
2. Занятость, включая регулирование предложений рабочей силы и предложение рабочих мест;
3. Помощь по безработице;
4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;
5. Распределение и перераспределение рабочей силы по условиям развития рыночных отношений, которые изменяют характер и содержание труда.
 Поэтому рынок труда должен развиваться, приспосабливаясь к изменяющимся экономическим и социальным обстоятельствам, но оставаться верным таким основным ориентирам:
1. Институциональное, закрепленное, соответствующими правовыми и экономическими нормами, равенство сторон в производственных отношениях «работодатель – работник». Каждая из сторон берет участие в определении условий этих отношений в пределах только экономических ограничений, исключая какие-либо формы личной зависимости.
2. Общественное признание уникальной ценности людского труда, зафиксированное в соответствующих правовых актах. Оно предусматривает недопущение использования человека для исполнения работ, которые не соответствуют его квалификации и производственному опыту, а также ограничение его профессионального роста.
3. Ориентация деятельности государства на функцию посредника в сфере труда. Интересы государства в данном случае проявляются в том, чтобы трудовые отношения между работодателями и работниками были максимально эффективными с производственной точки зрения, а труд использовался рационально.
Виды регулирования, которые осуществляет государство в границах рынка труда:
1. Защитные, предназначенные для ограничения действий, которые могут привести к незащищенности разных групп населения;
2. Поощрительные, направленные на создание условий, в которых могут осуществляться и развиваться определенные формы деятельности;
3. Ограничительные, которые осуществляются для исключения действий отдельных лиц или групп таким образом, чтобы они не могли одержать преимущество перед другими;
4. Директивное регулирование, которое предусматривает влияние правительства на рынок труда с учетом интересов населения;
5. Регулирование с помощью экономических и финансовых мер (налогов, субсидий), которые содействуют росту предложений на рынке труда или росту занятости.
Вместе с тем, как свидетельствует зарубежный опыт, рынок труда имеет ряд недостатков, среди которых следует назвать:
1. Развитие рынка труда, как правило, сопровождается углублением товарно-денежного фетишизма;
2. Групповые и личные интересы, как правило, превалируют над всенародными целями и заданиями;
3. Рынку труда присущи стихийность, которая заостряет проблемы трудоустройства населения и усложняет реализацию права на труд и доходы. Более жестокими становятся требования к профессионализму, усиливается динамичность структурных изменений в производстве, появляется безработица, снижается жизненный уровень части населения. В результате, возникает возможность  возникновения социального напряжения.
Важными атрибутами рынка являются его функции, под которыми понимается род и вид деятельности. Современный рынок, в частности, исполняет следующие:
1. Общественное разделение труда. Рынок труда разграничивает нанятого работника от работодателя, распределяет по профессиям, квалификации, отраслям производства и регионам;
2. Информационную. Рынок дает участникам купли-продажи товара «рабочая сила» информацию условий труда, уровня заработной платы, качеств рабочей силы, среднестатистические данные на затраты рабочей силы и т.д.
3. Посредническую. Устанавливается связь между работодателями и наемными работниками. Выполняется важная социальная функция, что способствует подбору более высокооплачиваемой работы, более престижной в зависимости от личных качеств работника.
4. Установление цены за труд. Это основная функция рынка труда, который устанавливает равновесие между спросом и предложением. Основное на чем базируется механизм ценообразования на рынке труда – это трудовая теория стоимости, соотношение и взаимосвязь между спросом и предложением.
5. Стимулирующая. Эта функция предполагает, что рынок разворачивает экономику лицом к потребностям людей, делает всех участников заинтересованными в удовлетворении этих потребностей. С другой стороны выдвигает требования к рабочей силе, стимулируя наемных работников улучшать свои качественные характеристики с целью эффективной реализации этого товара на рынке.
6. Оздоровляющая. Благодаря конкуренции общественное производство освобождается от экономически слабых, нежизнеспособных предприятий. Процесс жесток, жаловаться можно лишь на свою некомпетентность.
7. Регулирующая. Эта функция влияет на все сферы экономики, первым делом на производство. Она дает ответы что производить, для кого, и как производить.
4. Определяющие факторы развития социально-трудовых отношений в  обществе
1. Экономические и политические последствия глобализации
2. Суть социальной защиты труда
3. Функции социальной защиты
 4. Модели социальной защиты
 5. Система социальных гарантий в Украине
 6. Социальное партнерство в рыночной экономике

Формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе определяет совокупность многих факторов, которые сложились исторически под воздействием обстоятельств экономического, социального и политического характера. Это, в первую очередь, глобализация экономики и социальная политика современного общества. Важным показателем оценки социально-трудовых отношений является качество трудовой жизни. Это понятие характеризует уровень благосостояния и духовного развития людей. Оно определяется влиянием экономических, социальных, демографических, экологических, географических, политических и моральных факторов. И в этом аспекте человек выступает как потребитель этих благ. С другой стороны, он является обладателем способностей, знаний, навыков, необходимых обществу, то есть носителем трудового потенциала. Общество должно стремиться к развитию трудового потенциала, что в процессе функционирования обеспечивает высокий уровень производительности труда и максимальной  прибыли. Глобализация экономики, которая влияет на социальную политику всех  стран, отображается, в первую очередь, в интернационализации их хозяйственной жизни. Качественные особенности глобализации как новой стадии интернационализации экономики заключаются, в первую очередь, в том, что на стыке XX и XXI ст. под воздействием научно - технической революции произошли коренные сдвиги в технологии производства (общая автоматизация, компьютеризация, информационная технология и биотехнология, новые материалы и источники энергии и др.). Это содействовало развитию интеграции открытых национальных экономик в глобальную всемирную экономику. Национальное государственное регулирование  экономик уступает действиям транснационального капитала мировой финансово-кредитной системе. Глобализация экономики является процессом формирования системы международного разделения труда, мировой инфраструктуры, мировой валютной системы, международной миграции рабочей силы, роста мировой  торговли и потоков иностранных инвестиций. Все отмеченные выше факторы неолиберальной концепции глобализации экономики объективно  влияют на увеличение отличий между богатыми и бедными, на изменение характера социально-трудовых отношений и социальную политику национальных государств. Именно последняя и должна быть направлена  на противодействие расслоению населения по имущественным признакам. При этом под социальной политикой государства понимается социально-экономическая направленность его действий по обеспечению достойного уровня и условий жизни своих граждан, а также их защищенности. Социальная политика содержит в себе механизм формирования и регулирования  социально-трудовых отношений. Ее главной целью является стимулирование высокоэффективного труда на основе использования законов рыночного производства. Она воплощается в социальных программах и практике государства и направленная на регулирование интересов  социальных групп населения. Она выполняет следующие функции:
• стабилизационная - направленная на стабилизацию экономики и как следствие, - социально-экономического благополучия граждан;
• распределения ресурсов - призванная обеспечить бюджетное накопление и распределение его между регионами;
• распределения доходов - обеспечивает постепенное сокращение розриву в уровне  жизни разных категорий населения и масштабов бедности.
 Под социальной защищенностью понимаются гарантии социальной поддержки и помощи, что имеют адресную направленность:
• социальная помощь, которая предоставляется государством всему населению и в частности людям, которые попали в экстремальную ситуацию;
• социальная защита направлена на поддержку нетрудоспособных  и социально уязвимых категорий населения;
• социальная поддержка путем создания условий, которые обеспечат  социальную защищенность наемных рабочих.
Основными направлениями социальной политики,  которыми государство достигает повышения уровня и качества жизни граждан Украины:
1. Создание правовых и экономических условий каждой трудоспособному  человеку для обеспечения благосостояния своим семьям путем собственных трудовых усилий.
2. Создание условий функционирования систем, которые стимулируют высокоэффективный труд.
3. Регулирование  рынка труда и обеспечения занятости.
4. Осуществление миграционной и демографической политики.
5. Осуществление экологической политики.
6. Долгосрочное планирование развития социально-трудовых отношений в государстве и создания правового поля. 54
7. Изучение и обобщение опыта других стран и их достижений  в сфере регулирования социально-трудовых отношений, повышения  их эффективности.
Социальная защита - это законодательно установленные государством минимальные гарантии человеку, независимо от его трудовых достижений.
Под гарантиями следует понимать, в первую очередь, материальную обеспеченность  на уровне установленных стандартов, общедоступные и бесплатные  услуги. К ним можно отнести прожиточный минимум, минимальную заработную плату, уровень которой устанавливается государством исходя из темпов инфляции и финансовых возможностей. Устанавливается  также минимально допустимые нормативы обеспечения  жильем, врачами, больничными кроватями, бесплатного дошкольного и школьного воспитания, государственные стандарты обучения  и др. К этим нормативам принадлежат также гарантии занятости население. Устанавливаются также социальные трансферты. К ним относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению населения, бесплатные услуги, льготы по оплате бытовых и транспортных услуг отдельным категориям населения, пособия по безработице и др. Государственная политика в сфере  применение социальных трансфертов – обосновывается на участии в ее проведении бюджетов всех уровней.
Термин - социальная защита впервые появился в США в 30-х годах XX века и означает систему мероприятий для защиты граждан страны от экономического и социального притеснения в результате болезни, производственного травматизма, инвалидности, старости, безработицы  и т.д. Система социальной защиты может рассматриваться также как система правовых, социально-экономических и политических гарантий, которые  обеспечивают средства существования:
а) работоспособных  граждан за счет собственного труда и предпринимательства;
б) социально уязвимых слоев за счет государства не ниже установленного прожиточного минимума.
Система социальной защиты населения может быть эффективной при условии ее дифференциации и адресности. Основным средством осуществление социальной защиты является  совокупность законодательно регламентированных    социально-экономических   и   морально-психологических гарантий, которые создают для членов общества равные условия и качество жизни.
В XX веке капиталистическое общество трансформировалось в новую социально-экономическую систему - социально ориентированное рыночное  хозяйство. В государствах сложились совершенные системы социальной защиты в масштабе общества и его структурных образований - предприятий, фирм, акционерных обществ, кооперативов, трудовых организаций и т.д. В это время в мировом содружестве сложилось несколько моделей систем социальной защиты: американская, европейская, японская. Их отдельные свойства могут быть использованы в Украине. Цель социально-политических преобразований  в Украине – утвердить  настоящее гражданское общество с социальными институтами и механизмами социальной защиты работников, как устойчивую форму организации совместной деятельности людей в виде организационной  структуры или системы правил нормативно урегулированного порядка, в рамках которого происходит распределение социальных ролей и статусов людей, которые заняты трудовой деятельностью. Самым важным социально-организационным институтом является государство, которое  представляет собой сложную институционную систему, то есть состоит из разных институтов. К таким институтам могут быть отнесенные: страховые компании, специализированные фонды, благотворительные организации, общественные и политические организации, которые осуществляют социальную защиту социальных групп и слоев населения, профессиональные союзы. Наряду с традиционными профсоюзами, которые испытали существенные изменения, появились новые трудовые организации, независимые профсоюзы. Основная деятельность профессиональных союзов имеет формы и механизмы социального партнерства и заключается в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождении компромисса и разработки приемлемых  решений. В обществе существует множество социально-нормативных институтов,  играют определенную роль в социальной защите. Систему таких социально-нормативных институтов регулирует государственное законодательство  по вопросам труда. Важным социально-нормативным институтом в системе социальной защиты наемных рабочих стали тарифные  соглашения, контракты, коллективные договора и т.д. Предприятия, учреждения, фирмы, кооперативы и другие трудовые организации призваны стать социальными институтами. Однако основная производственная деятельность препятствует проведению непосредственно  социальной защиты прав интересов работников. Поэтому необходимо  создать на предприятиях специальные институты социальной защиты. В этой роли пока еще выступают профсоюзные 56 организации. Защитная роль профсоюзов особенно необходима в условиях рынка. Важно обеспечить социальную защиту работников  в случае банкротства предприятия, его закрытия или перепрофилирования. Конкретным инструментом социальной защиты работников на предприятии является  коллективный договор, трудовой контракт. В контракте должна четко обусловливаться ответственность работодателя за несоблюдение социально-экономических гарантий. Система социальных гарантий должна строиться с учетом требований украинского  законодательства:
1. Государство гарантирует: свободу  выбора  занятий  и  работы;  государство признает оплачиваемую занятость как основу способа жизни; государство бесплатно содействует в выборе работы, учит новым профессиям и т.д.
2. Государство гарантирует дополнительные гарантии некоторым категориям граждан: молодым; пенсионерам; одиноким и многодетным родителям, которые воспитывают несовершеннолетних детей; женщинам, которые воспитывают детей дошкольного возраста и детей инвалидов; безработным; освобожденным с мест лишения свободы; беженцам и т.д.
3. Профсоюзы активно содействуют занятости работоспособного население.
4. Создаются все необходимые условия и гарантии профессиональной подготовки и переподготовки безработных.
5. Для привлечения безработных к трудовой деятельности организуются общественные работы.
6. Работодатели обязаны социально гарантировать занятость население.
7. В условиях социально-экономического реформирования общества государство гарантирует материальную и социальную поддержку населения.
8. Закон строго определяет размер помощи по безработице.
9. Закон определяет также условия и сроки выплаты помощи по безработице и т.д.
Система социального партнерства получила развитие в странах с развитой рыночной экономикой во второй половине XX веке одновременно с введением государственной регулирования экономики. Под социальным партнерством понимается особенный тип социально -  трудовых отношений и равноправного сотрудничества нанятых  рабочих, работодателей и государства, основанный на взаимовыгодных экономических отношениях. Оно включает: принципы, субъекты, равные, функции, нормы и механизмы реализации.
Принципы заложены в рекомендациях МОТ (международная организация труда), принципы которой направлены на регулирование социально -трудовых отношений, защиты прав человека. Нормативно-правовой базой документов, которые регулируют трудовые отношения, является  вертикальное деление законодательных актов и соглашений:
1. Нормативы МОТ.
2. Национальное законодательство:
а) конституция страны;
б) генеральное соглашение.
3. Региональное законодательство:
а) региональное законодательство субъектов;
б) региональные соглашения.
4. Отраслевое законодательство:
а) приказы, распоряжение министерств, ведомств;
б) отраслевое тарифное соглашение.
5. Локальное законодательство:
а) приказы, распоряжение администрации организаций;
б) коллективный договор.
6. Индивидуальный трудовой договор (контракт).
В качестве субъектов социального партнерства выступают: работники, работодатели, государство. От имени работников выступают профсоюзы.
Функции социального партнерства выполняются от имени работодателей  - на уровне предприятий, регионов, отраслей, государства соответствующие  полномочные органы.
Механизм реализации социального партнерства выражается в таких формах, как коллективные договора, соглашения, консультации и переговоры по  реализации социальной и трудовой политики с целью удовлетворения  интересов сторон на всех уровнях управления. В Украине правовой основой социального партнерства является Конституция Украины, законы Украины, указы Президента, постановления Кабмина по вопросам деятельности предприятий, государственного социального страхования на случай безработицы, коллективных договоров и соглашений, государственной социальной помощи малообеспеченным семьям организации жилищного кредитования населения, установление размера минимальной заработной платы и др.
Основными принципами социального партнерства:
а) правомочие представителей сторон;  58
б) равноправие сторон на переговорах и недопущения ограничения  законных прав трудящихся и работодателей;
в) приоритетность мирных  методов в переговорах;
г) обеспечение гарантий;
д) обязательность выполнения договоренностей;
є) ответственность за принятые обязательства.
Представителями субъектов социального партнерства являются:
- работников - профсоюзы;
- работодателей - уполномоченные руководители;
- государства - правительство, Минтруда, органы исполнительной власти.
Объектом социального партнерства являются социально-трудовые отношения  и реализация социально-экономической политики. Основной формой реализации политики социального партнерства являются  коллективные договора на предприятиях, тарифные соглашения на федеральном, отраслевом  или региональному уровнях.
Проблемы реального функционирования системы социального партнерства:
а) создание законодательной базы, которая гарантирует социальное партнерство;
б) наличие информации об обязательности выполнения  договоренностей;
в) гарантии минимального прожиточного минимума и зарплаты (приняло на себя государство).
Реализация генерального соглашения обеспечивается госбюджетом. Система социального партнерства предусматривает изменение тарифных соглашений, которые  зависят не только от уровня инфляции, но и от соотношения  спроса и предложения рабочей силы. Важной является судьба оплаты труда  вновь  созданной продукции. В передовых зарубежных странах  она составляет 50-60 %. Работодатель должен выплачивать, кроме тарифа, также средства из фонда потребления за счет прибыли. выгодных экономических отношениях.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить