Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Валютно-финансовый механизм ЗЕД. Тема1.

Валютно-финансовый механизм ЗЕД. Тема1.
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Тема1. Валютная политика и регулирование государства

Контрольные вопросы.
1.    Понятие валюты.
2.    Классификация валютных ценностей
3.    Классификация валют
4.    Правила «Золотого стандарта»
5.    Органы валютного контроля
6.    Виды валютных операций


Одним из важнейших элементов успешного проведения как внутренней, так и внешней экономической политики государства является валютное регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать нормы права, которые будут регулировать валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.
Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики, является также инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.
На валютном рынке любой экономический субъект (государство, хозяйствующий субъект, гражданин) выступает в качестве продавца или покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы. При совпадении интересов происходит акт купли-продажи валютных ценностей. Поэтому валютный рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей.

Валюта и ее виды

Валюта (англ. currency) - денежная единица страны, используемая для измерения величины стоимости товаров.
Понятие валюты применяется в трех значениях:
1) Денежная единица данной страны, используемая во внешнеэкономических связях и международных расчетах с другими странами (национальная валюта).
2) Денежные знаки иностранных государств (иностранная валюта), а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах.
3) Международная (региональная) денежная расчетная единица и платежное средство (СДР, ЭКЮ, ранее переводной рубль в СЭВ, арабский расчетный доллар, андское песо и др.).
В Законе Украины «О валютном регулировании и валютном контроле» от 30.01.2007 г. N 3043 под «иностранной валютой» понимаются:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
В соответствие с Законом понятие «Валютные ценности» означает следующее:
1) иностранная валюта;
2) ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
3) драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
4) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Классификация валют.
1. По принципу принадлежности:
- национальная валюта
- иностранная валюта
- международная (региональная) валюта
- СДР  (англ. special drawing rights) Специальные права заимствования
- ЭКЮ (англ. European Currency Unit) - представляет собой региональную международную валютную единицу
- арабский динар, андское песо, переводной рубль
- резервная валюта.
Резервная (ключевая) валюта - иностранная валюта, в которой центральные банки других государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям и иностранным инвестициям. Страны, валюта которых используется как резервная, получают определенные выгоды при получении внешних займов, импорте товаров, располагают предпочтительными условиями для осуществления внешнеэкономической экспансии. Важнейшую часть валютных резервов государства составляют централизованные запасы золота и иностранной валюты, международных валютно-платежных средств типа СДР, ЭКЮ, резервной валюты страны, помещенные в Международном валютном фонде (МВФ). В настоящий момент в отдельных секторах мировой торговли в качестве международной валюты используется СДР и ЭКЮ.
2. По сфере и режиму применения: свободно конвертируемая, частично конвертируемая и неконвертируемая.
3. По функциональной роли валюты: валюта цены, валюта платежа, валюта кредита, валюта погашения кредита, валюта векселя, валюта клиринга и др.
4. По положению валюты на рынке: на «слабую» и «сильную». Речь идет о взаимосвязи валютного курса и положения валюты на валютном рынке.

Валютная политика государства и ее составляющие

Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д.
Обменный курс валюты является тем ключевым фактором, который связывает экономику страны с остальным миром. Различают два вида обменных курсов: номинальный и реальный. Номинальный обменный курс - это относительная цена валют двух стран. Реальный - относительная цена товаров, произведенных в двух странах.
Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: система фиксированных валютного курсов и режим свободного флоатинга.
Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют. В данном случае Национальный банк должен располагать адекватными резервами иностранной валюты - для смягчения колебаний на валютном рынке.
Режим свободного флоатинга. Здесь государство может полностью оставаться вне пределов валютного рынка, полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения. Крупные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень.
Классическим примером фиксированного валютного курса является так называемый золотой стандарт. Вот три его основные правила:
1. Государство фиксирует цену золота, а, следовательно, и стоимость своей денежной единицы в золотом выражении.
2. Государство поддерживает конвертируемость отечественной валюты в золото, т.е. обязано по первому требованию покупать или продавать отечественную валюту любому желающему.
3. Государство должно иметь запасы золота, равные по стоимости выпущенному в обращение количеству денег, т.е. должно придерживаться политики золотого обеспечения.
В условиях гибких валютных курсов, как и при системе фиксированных курсов, государство, в лице центрального банка, проводит интервенции на валютных рынках. Центральный банк продает или покупает валюту, чтобы влиять на ее курс или покрывает разницу между спросом и предложением, чтобы оставить его на прежнем уровне. Однако когда отток капитала становится очень большим, валютные резервы центрального банка быстро истощаются. Тогда Национальный Банк может применить косвенные меры воздействия на валютный курс, основными из которых являются изменение резервной нормы и учетной ставки.
Таким образом, политика государственных органов на валютном рынке во многом обусловлена текущим состоянием экономики и перспективными интересами ее развития.
Валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание ее устойчивого международного валютно-финансового положения.
В соответствии закона Украины «О валютном регулировании и валютном контроле» от 30.01.2007 г. N 3043  к частным целям валютного регулирования относятся:
-предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов;
-предотвращение резких колебаний курса национальной валюты;
-поддержание устойчивости платежного баланса Украины.
Валютная политика государства формируется под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.
Основным внешним фактором, формирующим валютную политику, является объективная потребность в интеграции украинской национальной валюты в международную валютную систему в соответствии с реальным экономическим потенциалом Украины.
Доминирующим внутренним фактором, формирующим валютную политику государства, является относительная слабость рубля по отношению к ведущим мировым валютам, потребность в защите его покупательной способности на внутреннем валютном рынке как экономическими, так и административными мерами.

Формы валютного контроля. Органы валютного контроля

Форма валютного контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля - предварительный, текущий, последующий. Все формы находятся в тесной взаимосвязи, в единой системе и отражают непрерывный характер контроля.
Под формой валютного контроля следует понимать специфический способ взаимодействия Верховной Рады, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства Украины, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.
Можно выделить три основные организационно-правовые формы валютного контроля:
-правительственная форма валютного контроля;
-общая форма валютного.
Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, универсальный характер.
-специальная форма валютного контроля - осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг).
По способу организации контрольных мероприятий валютный контроль можно классифицировать на дистанционный (документальный) и контактный. Дистанционный контроль используется в повседневной деятельности органов. Контактный контроль имеет место при проведении выездных проверок непосредственно на подконтрольном объекте.
По времени осуществления валютный контроль можно подразделить на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции) и последующий (осуществляется после проведения валютной операции).
Органами валютного контроля в Украине являются: Нацбанк Украины – основной орган, ГНА Украины, Гостаможслужба Украины, Минтранспорта и связи Украины, центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики.
Национальный Банк как орган валютного контроля осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а также осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного.
Органы валютного контроля издают нормативные акты в пределах своей компетенции, предусмотренных валютным законодательством Украины и актами органов валютного контроля. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) в пределах своей компетенции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля. Национальный Банк осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.
Органы валютного контроля в пределах своей компетенции и их должностные лица наделены правом:
-рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с законом "О валютном регулировании и валютном контроле", и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации;
-выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Украины и актов органов валютного контроля;
-применять установленные законодательством Украины меры ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Валютные операции

К валютным операциям относятся следующие действия:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Украины и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Украины и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Украины и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Украины и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию Украины и вывоз с таможенной территории Украины валютных ценностей, валюты Украины и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты Украины, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории, на счет того же лица, открытый на территории Украины, и со счета, открытого на территории Украины, на счет того же лица, открытый за пределами территории Украины;
е) перевод нерезидентом валюты Украины, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Украины, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Украины.
Все операции с валютными ценностями относятся к валютным операциям, а операции с украинской валютой и внутренними ценными бумагами являются валютными только в случае присутствия в их субъектном составе нерезидента или трансграничного перемещения такого имущества.
Вместе с тем рассматриваемая норма исчерпывающим образом определяет круг потенциальных участников валютных операций - резиденты и нерезиденты и объекты, по поводу которых возникают права и обязанности данных лиц — валютные ценности, российская валюта, внутренние ценные бумаги.
В состав валютных операций включаются также ввоз на таможенную территорию Украины и вывоз с таможенной территории Украины валютных ценностей, валюты Украины и внутренних ценных бумаг.
Основным нормативным актом, регулирующим осуществление валютных операций, является закон Украины "О валютном регулировании и валютном контроле", а также издаваемые на его основе нормативные акты НБ Украины.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Текущими валютными операциями признаются:
- переводы в страну и из страны иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
- переводы в страну и из страны процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
- переводы неторгового характера, включая переводы сумм оплаты труда, пенсий, алиментов, а также другие аналогичные операции.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:
- прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал организации с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении организацией;
- портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество (включая землю и ее недра), относимое по законодательству страны к недвижимому имуществу;
- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
- все иные валютные операции, не являющиеся текущими.

Купля-продажа валюты

Купля-продажа валюты регулируется Верховной Радой Украины, закон  вiд 07.12.2000  № 2121-III «О банках и банковской деятельности».
Купля-продажа валюты может осуществляться только уполномоченными на то банками или обменными пунктами, имеющими специальную лицензию. Осуществление любых валютных операций, минуя уполномоченные банки и обменные пункты, запрещается. Для совершения валютных операций, кроме обменных, юридические и физические лица открывают  валютные счета в одном из уполномоченных банков. Валютные средства должны иметь легальное происхождение. При двусторонних сделках купли-продажи валюты через уполномоченные банки и обменные пункты покупатели и продавцы вправе самостоятельно определять обменный курс к иностранным валютам. Граждане могут выступать только в качестве покупателей иностранной валюты. Однако, на практике, это правило не соблюдается, хотя за его нарушение предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить