Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Способы защиты от экономического шпионажа

Способы защиты от экономического шпионажа
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Способы защиты от экономического шпионажа


1. Изучение и анализ публикуемых конкурентом сведений о его фирме. Защищаться от этого можно путем ограничения публикации информации, которая может быть использована конкурентом. Для этого руководителю или его заместителю следует лично проверять всю информацию, подготовленную к публикации. Кроме того, с ведущими специалистами фирмы должны быть заключены договоры, вводящие их в положение инсайдеров. Хотя нарушение инсай дерских отношений в странах СНГ не может стать поводом к юридическому преследованию, все же наличие таких договоров (см. прил. 3) оказывает на сотрудников психологическое воздействие.
2. Изучение и анализ выпускаемой продукции. Защищаться от применения конкурентом этого метода очень сложно. В наших условиях, пожалуй~ единственный способ защиты - подписание договора с покупателем о том, что он не будет применять сам или передавать кому-либо другому полученное от Вас "ноу-хау" в случае, если его приобретение не будет оформлено. Но это тоже малоэффективный способ, воздействующий более на психику покупателя, чем на его кошелек или положение в обществе. За рубежом есть нечто вроде миниатюрных мин, которые закладываются в корпус изделия и взрываются при попытке вскрыть его, уничтожая весь механизм.
3. Выведывание данных у руководства, специалистов и работников фирмы-конкурента. Для защиты от этого метода промышленного шпионажа существует множество профилактических способов. Так, работникам необходимо время от времени напоминать о бдительности: распространять среди них брошюры, читать лекции, предупреждать их о неприятностях, которые могут произойти с фирмой в случае утечки информации, подорвав таким образом и личное благополучие.
С сотрудником, которому придется работать с секретной информацией, следует провести беседу, в ходе которой необходимо:
а) ознакомить его с методами промышленного шпионажа;
б) указать способы защиты от него;
в) отметить, какая часть информации может особенно заинтересовать конкурента;
г) перечислить сотрудников фирмы, с которыми можно обсуждать эту информацию (важно, чтобы такие люди были, так как разговор с ними значительно
уменьшит желание выболтать секрет постороннему);
д) расшифровать тайные обозначения, принятые в данной фирме для определения степени секретности информации;
е) напомнить о серьезности последствий для фирмы в случае утечки информации.
Кроме того, следует подписать с этим сотрудником инсайдерский договор (см. прил. 3).
В заключение необходимо отметить, что если работники предприятия или фирмы получают проценты от прибыли, все перечисленные способы защиты дейст вуют намного эффективнее.
4. Проникновение в фирму конкурента с целью получения информации. Существует две разновидности этого метода шпионажа. Для защиты от одноразовой шпионской акции фирма должна иметь хорошо организованную пропускную систему. При входе посетителям следует выдавать особые пропуска значки, которые на территории предприятия нельзя снимать (у сотрудников фирмы они должны быть другого образца или цвета). Посетителя должен сопровождать специалист по безопасности или сам директор.
Необходимо также подписать с посетителем «Договор
о неразглашении коммерческой и производственной тайны" (см. прил. 4). На проходной должны подвергаться проверке все посетители и все автомобили, въезжающие на территорию предприятия или выезжающие за ее пределы.
Для защиты от похищения информации путем засылки постоянного агента следует одним из условии приема на работу ставить подписание инсайдерского договора, а также с помощью специальных служб проверять лояльность работников.
5. Технический шпионаж. Для борьбы с этим методом также используются технические средства. Так, против фотографирования можно использовать гамма лучи, для стирания магнитофонных записей над входом создаются переменные магнитные поля. Некоторые строительные фирмы за рубежом строят здания, полностью разбирающиеся на составные детали, что не дает возможности установить в них несанкционированное оборудование. Особо важные совещания можно проводить не в офисе, а где-нибудь в лесу, на пикнике. Это, возможно, поможет сотрудникам преодолеть скованность, а Вас может уберечь от технического шпионажа. При этом никто не должен заранее знать место, которые Вы выбрали для проведения совещания на лоне природы.
Если же Ваша организация вышла на международный уровень, Вам следует поставить на окнах и вдоль стен в помещениях, где расположены ЭВМ, железные решетки. Это искажает информацию, если ее считывают с ЭВМ при помощи спутника.
Особое внимание руководители и крупные менеджеры предприятий должны обращать на преподносимые им подарки. Практически в любом подаренном предмете может быть установлено записывающее устройство. Разумеется, не следует отвергать подарки, но лучше не оставлять их у себя, а передавать кому-либо или хранить в непосредственной близости к приборам с переменными магнитными полями, причем желательно в металлическом ящике. И вообще, к оборудованию помещений, которые необходимо защитить от технического шпионажа, следует привлечь специалиста.
6. Подкуп сотрудников фирмы-конкурента. В защите от этого метода основной упор должен делаться на психологию. Так, созданная в коллективе благоприятная атмосфера способна удержать работника от продажи промышленного секрета лучше любых штрафных санкций. Необходимо для этого и подписание инсайдерского договора. Эффективность защиты возрастет в несколько раз, если работник будет получать процент с прибыли, тесно связывая свое личное благополучие с процветанием фирмы. В этом случае он наверняка будет осознавать важность сохранения секретной информации фирмы.
7. Переманивание специалистов конкурента. ,,Для защиты от этого метода применяются те же средства, что и от предыдущего. Следует лишь добавить, что если Ваш работник уже завербован конкурентами, можно попытаться сделать из него двойного агента и таким образом дезинформировать конкурента.
8. Наблюдение за перевозками предприятием сырья, товаров, побочных продуктов производства. Можно порекомендовать совершать фиктивные перевозки, а также перевозить грузы в закрытых контейнерах.
9. Похищение у конкурентов документов, образцов продукции, чертежей. Для защиты от этого метода годятся способы, использующиеся для предотвращения одноразового проникновения, агентов в фирму с целью похищения информации, а также традиционные способы охраны: сторожа, замки, сейфы, заборы и пр. Особое внимание за соблюдением правил безопасности следует обращать бизнесменам, находящимся в чужом городе, а тем более за границей. В такой ситуации соблазн для конкурентов и деловых партнеров оборудовать предоставленный Вам автомобиль, гостиничный номер и прочие места Вашего возможного проживания шпионскими приспособлениями очень велик. Бизнесменам, находящимся в командировке, остается только посоветовать не пренебрегать правилами безопасности, а также проводить деловые беседы, в том числе с сотрудниками своей фирмы, в местах, выбранных экспромтом.
Не стоит надеяться, что конкуренты или зарубежные деловые партнеры, подслушивая разговор, не поймут Ваш сленг или профессиональный жаргон. Сейчас спецслужбы многих стран для подслушивания разговоров пользуются услугами бизнесменов-эмигрантов, которые могут отлично знать Ваш язык и владеть и свежим" профессиональным жаргоном.
Кроме того, современные технические средства дают возможность подслушивать разговор, ведущийся шепотом, с расстояния 300-400 метров. Разработаны методы "очищения" звука от посторонних шумов, причем как искусственного (например, музыка), так и естественного (например, шум воды) происхождения. Поэтому бизнесменам, находящимся в командировке, в процессе переговоров можно посоветовать обмениваться записками, которые, разумеется, следует тут же уничтожать.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить