Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Международная торговля лицензиями

Международная торговля лицензиями
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Международная торговля лицензиями


1.    Суть международного технического обмена.
2.    Объекты лицензирования.
3.    Организация лицензионной торговли.
4.    Международное регулирование лицензионной торговли.

1.    Суть международного технического обмена.
Высокие темпы НТП во второй половине ХХ века привели к тому, что в международную торговлю все больше вовлекается в товарооборот особый товар – научно-технические достижения, то есть, происходит активный международный технологический обмен.
Международный технологический обмен – в широком смысле – это проникновение любых научно-технических знаний и обмена производственным опытом между странами.
Международный технологический обмен – в узком смысле – это передача научно-технический знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.
Технологии передаются как коммерческим, так и некоммерческим путем.
Технологический обмен, в широком смысле, осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:
-    Научно-технические публикации;
-    Проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;
-    Обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;
-    Миграция специалистов;
-    Обучение студентов и аспирантов;
-    Деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники.
Коммерческие формы технологического обмена:
-    Передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями, (патенты, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документации;
-    Поставка машин и различного промышленного оборудования;
-    Оказание технической помощи;
-    Инжиниринговые услуги;
-    Подготовка и стажировка специалистов;
-    Управленческие контракты (купля-продажа организационных аналоговых моделей управления).
Международный технологический обмен включает в себя две основные группы покупателей:
-    Многонациональные корпорации (МНК) и транснациональные корпорации (ТНК), их филиалы и дочерние фирмы;
-    Независимые фирмы.
Первая группа покупателей приобретает около 4/5 от суммы продаж технологии в мире.
По содержанию технологии при продаже делят на:
-    Уникальные;
-    Прогрессивные;
-    Традиционные;
-    Морально-устаревшие.

2.    Объекты лицензирования.
К объектам лицензирования относят:
1)    Изобретения – техническое решение, обладающее новизной и существенными отличиями от имеющихся аналогов. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей (например: отдельные способы лечения болезней не относятся к технике, но поскольку они предполагают применение некоторых лечебных средств в строго установленных зонах, в течение конкретного времени с соблюдением определенного порядка технологии, то имеет место техника лечения);
2)    Промышленный образец – новое конструкторское решение изделия (иногда художественно-конструкторское решение) изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент продуктов труда). На промышленные образцы, так же как и на изобретения выдаются патенты;
3)    Товарный знак – зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое обозначение. Товарные знаки регистрируются и охраняются правилами Парижской конвенции (1883 г.). Товарный знак относится к промышленной собственности. Промышленная собственность вместе с авторскими правами образует понятие “интеллектуальная собственность”;
4)    Авторское право – распространяется на любые творческие произведения независимо от формы, назначения, произведения (лекции, доклады, статьи, книги, технические инструкции, фото-, аудио-, видео документы). Авторское право означает, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде воспроизводить или иным образом использовать охраняемые правом объекты. На международном уровне авторские права охраняются Бернской конвенцией (1886 г.) и Всемирной конвенцией (1952 г.). Наряду с патентными лицензиями существуют и бесплатные лицензии на ноу-хау (непатентованное научно-техническое достижение и производственный опыт конфиденциального характера), владелец которого обладает естественной монополией в отличии от владельца запатентованного изобретения. Впервые этот термин был применен в США. Первоначально в лицензированные соглашения включались условия, предусматривающие передачу покупателю технических знаний и опыта как производственных секретов продавца. Затем с развитием техники значение передачи этой информации стало так велико, что ноу-хау превратилось в самостоятельный объект лицензирования. В одних случаях ноу-хау – это фактическое изобретение, которое умышленно сохраняется в тайне и поэтому не патентуется.
5)    Ноу-хау – в отличии от запатентованного изобретения ноу-хау не пользуется особой правовой охраной и поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна. Ноу-хау могут включать:
•    Предметы – образцы изделий (не запатентованные промышленные образцы: машины, приборы, запчасти, инструменты, оснастка и приспособления);
•    Техническую документацию – чертежи, схемы, формулы, расчеты (не запатентованные);
•    Инструкционные материалы: не запатентованные процессы производства, сведения об организации работы (особенно помогающие в решении экономических проблем) и т.п.
В международной практике наиболее часто встречаются сочетания патентных лицензий с одновременной передачей ноу-хау. На втором месте в международной практике находятся лицензии на ноу-хау и на третьем – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау.
Это распределение мест объясняется в частности тем, что при современном уровне развития техники, освоения большей части изобретений без предоставления Ноу-хау либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств, поэтому ноу-хау является основным объектом лицензирования.
Наиболее характерными условиями лицензионных соглашений, которые ограничивают лицензиата в использовании ноу-хау являются:
-    Не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течении срока действия соглашения и в среднем до пяти лет после окончания этого срока;
-    Указать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;
-    Не предоставлять лицензии на Ноу-хау, так как это может повлечь за собой его утрату.

3.    Организация лицензионной торговли.
Современное состояние лицензионной торговли позволяет выделить некоторые группы стран в зависимости от их роли в международной лицензионной торговле:
1)    Промышленно-развитые страны с доминирующим экспортом лицензий. К этой группе относится одна страна – США, так как суммарные затраты на НИОКР в США превышает аналогичные затраты Великобритании, Германии, Японии, Франции и Италии вместе взятых. При этом государство берет на себя подавляющую часть расходов на проведение фундаментальных научных исследований. (3-4% бюджета тратится на фундаментальные науки в развитых странах, в США – до 7% бюджет);
2)    Промышленно-развитые страны с преобладающим экспортом лицензий (Великобритания и Швейцария) имеют положительное сальдо в торговле лицензиями. Великобритания проводит ту же политику, что и США относительно НИОКР. Торговля лицензиями в Швейцарии базируется на специализации в изготовлении высококачественной продукции для машиностроения, приборостроения, электротехники, точной оптики и точной механики;
3)    Промышленно-развитые страны с преобладающим импортом лицензий – Япония и Германия. Примером успеха такой политики является широкая экспансия на автомобильном рынке в 70-е годы немецкого Фольксвагена и японских автомобилей, которые в условиях энергетического кризиса успешно применяли приобретенные лицензии для создания мало- и микролитражных автомобилей (Мерседес – 90% немецкая машина);
4)    Развивающиеся страны с импортно-экспортной направленностью лицензионной торговли: Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия и Турция. Эти страны закупают иностранные технологии для решения крупных, сложных экономических проблем, при этом продают лицензии в основном в соседние государства на простую не наукоемкую продукцию;
5)    Развивающиеся страны с импортной направленностью лицензионной торговли: Таиланд, Алжир, Панама;
6)    Развивающиеся страны с эпизодическим характером лицензионной торговли – наименее развитые страны.
Существует три основных вида лицензий:
Простая, исключительная и полная.
Простая лицензия – продавец (лицензиар) оставляет право самостоятельно использовать объект лицензии третьему лицу (продажа лицензии на программные продукты). Простые лицензии обычно представляются в сфере производства товаров широкого потребления.
Исключительная лицензия – при продаже лицензиату (покупателю) предоставляются исключительные права на использование объекта лицензии на условиях, обусловленных в контракте. При этом лицензиар (продавец) уже не может предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, однако может самостоятельно использовать объект лицензии, или продавать лицензии третьим лицам на условиях, не противоречащих условиям первого соглашения. Исключительная лицензия наиболее часто применяется в международной практике (например, изготовление узлов и запчастей для автомобилей по лицензии ведущих производителей).
Полная лицензия – при продаже лицензиар полностью лишается права на использование объекта лицензии в течение срока действия контракта. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами. Продажа полных лицензий осуществляется посредством заключения лицензионных соглашений.
Лицензионные соглашения – это договор, по которому продавец предоставляет покупателю право на использование объекта лицензии за определенное вознаграждение. При этом право собственности на предмет лицензионного соглашения остается за лицензиаром (продавцом). Например, инжиниринговая фирма является лицензиаром. Она разработала технический проект на строительство гостиничного комплекса и продала лицензию строительной компании (лицензиату). При этом интеллектуальная собственность осталась за инжиниринговой фирмой.
Распространенным видом лицензионных соглашений является франшиза – организационная форма в бизнесе, дающая индивидуальному предпринимателю право на продажу уже зарекомендовавшего себя товара или услуги крупной фирмы. За право держать франшизу лицензиат платит компании-лицензиару первоначальный взнос, а в последствии по контракту выплачивает обычно ежемесячную плату. Франшиза, как явление, возникла еще в ХІХ веке. В США, например, франшиза связана с автомобильным прокатом, гостиничным и ресторанным бизнесом (Херц, Хилтон и Шеротон).
Есть три основных типа франшизы:
1)    Франшиза на продажу готового товара – когда держатель франшизы платит фирме за право продавать товары с ее торговой маркой, при этом эти товары держатель франшизы покупает у лицензиара, а в последствии – перепродает;
2)    Франшиза на производство и сбыт товара, при этом лицензиат получает право на производство и сбыт, а сырье и материалы он обязан приобретать у лицензиара;
3)    Франшиза на вид деятельности – лицензиат покупает право на открытие собственной фирмы с названием фирмы-лицензиара и сохранением профиля ее деятельности.

4.    Международное регулирование лицензионной торговли.
Учитывая специфику лицензионной торговли в мирохозяйствовании существует особая сфера международного регулирования этого вида торговли в обеспечении охраны прав на изобретение, промышленные образцы и товарные знаки. Основным международным соглашением в международной отрасли является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Первая редакция этой конвенции была подписана 11 государствами в Париже в 1883 году. В дальнейшем конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. Участники конвенции образуют, так называемый, международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). Конвенция ставит своей целью предоставление более льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрация товарных знаков иностранными гражданами. Основными положениями конвенции является:
1)    Принцип национального режима – предусматривает предоставление гражданам и фирмам любой страны-участницы такой же охраны промышленной собственности, которая предоставляется им законодательством их государства. Охрана предоставляется так же гражданам государств, не входящих в Парижский союз, но проживающих постоянно в одной из стран этого союза;
2)    Право конвенциального приоритета – означает, что заявка, поданная в стране-участнице конвенции обладает приоритетом в течении года с момента подачи заявки в стране. Это положение применяется на практике и имеет особое значение, поскольку при патентовании изобретения за границей вопрос о его названии осложняется тем, что изобретение, запатентованное в одном государстве уже не является новым и, следовательно, непатентоспособное в другой стране. Поэтому страна, обладающая правом, конвенциального приоритета может запатентовать изобретение одновременно в ряде государств;
3)    Принцип предотвращения злоупотреблений, связанных с осуществлением исключительного права, предоставляемого патентом. При этом патентообладатель, получив патент на изобретение в какой-либо стране, может сам не использовать и не разрешать другим применять это изобретение. Парижская конвенция предусматривает, что в этих случаях выдаются принудительные лицензии на условиях, предусмотренных конвенцией, если эта мера окажется недостаточной, то его лишат права на патент.
Парижская конвенция регулирует также охрану за границей промышленных образцов и товарных знаков, срок приоритетов для патентирования промышленных образцов и товарных знаков составляет 6 месяцев. Ряд стран-участниц Парижской конвенции в 1891 году в Мадриде подписали новую конвенцию о международной регистрации товарных знаков. В 1973 году в Вене был подписан расширенный договор регистрации товарных знаков, по правилам которого должна подаваться заявка на товарный знак, которую регистрирует международное бюро (в Женеве) и если отказа на регистрацию не последовало, то данный товарный знак охраняется Мадридской конвенцией. В 1970 году в Вашингтоне был заключен договор о патентной кооперации, который предусматривает возможность составления и подачи в национальное ведомство международной заявки на охрану изобретения в нескольких странах.
Существуют также региональные соглашения, регулирующие лицензионную торговлю. Например, в 1973 году в Мюнхене была подписана конвенция, предусматривающая выдачу европейского патента. Этот патент действует в каждой стране-участнице конвенции как национальный. С 1975 года Европейский патент в соответствии с Люксембургской конвенцией стал действителен по всей территории ЕЭС. На основе Европейской конвенции 1973 года была создана Европейская Патентная организация (ЕПО), место нахождения – Мюнхен, отделение в Гааге (Нидерланды), в Вене и в Берлине.
Европейский патент ЕПО предоставляет владельцу сроком на 20 лет. ЕПО с 1993 года заключает с государствами-не членами ЕПО договоры о распространении действия европатентов на их государственной территории.
В 1970 году была создана Всемирная Организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Она была создана на основе конвенции, подписанной в Стокгольме (1967г.). Штаб-квартира ВОИС – Женева. ВОИС является специализированным учреждением ООН. ВОИС охватывает 2 основные области:-
-    Промышленную собственность, касающуюся защиты прав на изобретение, товарные знаки, промышленные образцы и модели;
-    Авторские права – художественные, литературные, музыкальные, фотографические, кинематографические, аудиовизуальные произведения.
Членом ВОИС может стать любое государство, являющееся членом одного из двух – Парижского или Бернского союза, а также любое государство, являющееся членом ООН, одного из специализированных учреждений ООН или МАГАТЕ – организация, занимающаяся использованием мирного атома.
Бернский союз был образован в 1886 году, занимается охраной литературных и художественных произведений.
ВОИС издает свое периодическое издание, публикует научные исследования и тексты семинаров. Издания ВОИС публикуются на английском, французском и испанском языках.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить