Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Организация и проведение торгов (тендеров) на Украине

Организация и проведение торгов (тендеров) на Украине
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Организация и проведение торгов (тендеров) на Украине


1.    Роль торгов в современной мировой торговле.
2.    Регулирование тендерной деятельности.
3.    Правовое обеспечение тендерной деятельности на Украине.

1.    Роль торгов в современной мировой торговле.
Проведение торгов вызвано естественной потребностью производителей, посредников, потребителей ускорит процесс продвижения товара и услуги от продавца к покупателю.
Различие в терминах торги и тендеры заключается в том, что тендер – это конкурсные торги, то есть на тендерах экспортеры, сделав предварительно,  заявки на участие предоставляют в начале проектно-конструкторскую документацию, модели, макеты изделий, а так же информацию о своем предприятии, а именно: ресурсные мощности предприятия (численность работающих, технологии, парк оборудования, энерговооруженность).
Роль торгов для развитых и развивающихся стран несколько отлична. Для развивающихся – широкое применение международных торгов связано, прежде всего, с реализацией планов экономического развития при ограниченности собственных возможностей (нехватка квалифицированных кадров, современных технологий и современных средств труда). Поэтому для развивающихся стран характерно привлечение иностранных фирм к созданию сложных строительных объектов, инженерных сооружений и других сложных проектов на конкурсной основе. При этом обычно осуществляются целевые поставки машин, оборудования и транспортных средств в развивающиеся страны на объекты капитального строительства различного назначения. По оценкам экспертов объем таких поставок составляет около 70% от общего необходимого объема. Торги для развивающихся стран характеризуют как “рынок заказчика”.
Торги в развитых странах носят, в основном, антимонопольный характер и рассматриваются как противодействие ограничению деловой практики. Так, например, ежегодный приток заказов для монополий США и Западной Европы, получаемых на торгах оценивается в 35 млрд. долл. Эта цифра составляет около 20% от общего объема заказов, выполняемых самими монополиями в США и Западной Европе, то есть больший объем, особенно наукоемкой продукции, эти регионы развитых стран выполняют самостоятельно, но 20%-ое размещение иностранных заказов через торги дает свежий приток развития антимонопольных мер.
Роль международных торгов (тендеров), прежде всего, заключается в эффективном сегментировании рынка сбыта и регулировании, размещении необходимых товаров и услуг в регионах развивающихся и развитых стран, и способствовании антимонопольной политике.
2.    Регулирование тендерной деятельности.
Регулированием тендерной деятельности занимается, в основном, государство. Функция регулирования заключается в разработке правительственными органами общей стратегии и торгово-политических целей проведения тендеров.
Целью регулирования тендерной деятельности является получение максимального эффекта от организации и проведения торгов с минимальными издержками. Регулированием тендерной деятельности в основном занимается государство. В государственных программах проведения торгов создаются так называемые реестровые списки международных фирм-производителей, поставщиков и подрядчиков. Эти реестровые списки позволяют организатора торгов посылать предложения для участия в торгах наиболее известным и зарекомендовавшим себя фирмам. Особенно реестровые списки имеют значение для развивающихся стран, например, реестровыми списками активно пользуются Ирак, Кувейт, Марокко, Тунис. По Кувейтскому законодательству все фирмы, включенные в реестровые списки, исходя из их технических и финансовых возможностей, разбиты на 5 групп. Каждая из этих групп имеет лимит объемов поставок или работ, свыше которого ей запрещено подписывать контракты, разыгрываемые на торгах. Переходить в более высокую категорию поставщиков по закону разрешается только после года пребывания в группе первоначальной регистрации. Этот пример организации реестрового списка является примером регулирования на законодательном уровне страны.
Регулирование тендерной деятельности осуществляется также с помощью организационных и экономических методов, а именно:
1)    Организационное регулирование состоит в строгом, жестком порядке подачи заявок на участие и другой необходимой технической документации со стороны фирмы-участницы в тендерный комитет.
2)    Экономические методы регулирования тендерной деятельности в основном заключаются в лимитировании суммарных стоимостей проектов, представленных на тендер. Экономическое регулирование торгов заключается также в назначении процента скидок, обычно диапазон процента скидок колеблется от 10% до 15%, скидки на торгах определяет государство. В частности, при торговле нефтью на тендерах Кувейта на законодательном уровне был решен вопрос в 1999 г. о повышении скидок с 10% до 15%.
К регулированию тендерной деятельности, безусловно, относится правовое обеспечение, а именно полный комплект законодательных актов по тендерной деятельности и Правила поведения на торгах.

3.    Правовое обеспечение тендерной деятельности на Украине.
Сама природа международных торгов обуславливает тот факт, что ежечасно в мире происходят невидимые “сражения” оферентов за право получения заказов и эти “сражения” получили название “тендерные войны”. Характерным признаком таких войн является активное участие в них не только деловых, но и правительственных кругов, как стран-организаторов торгов, так и участников, поэтому, учитывая такую деловую активность, страны-организаторы и страны-участницы заинтересованы в правовом обеспечении тендерной деятельности, а именно заинтересованы в четкой структуре тендера, наличии законов в стране-организаторе тендерной деятельности. Организация торгов и тендеров определяет, прежде всего, субъектов тендера, структуру тендерных комитетов и их компетенцию, а также определяет объекты торгов.
Правовым обеспечением определяется порядок, сроки подачи документов со стороны участников и на законодательном уровне определен порядок обжалования и арбитража претензий, возникающих по результатам торгов. Например, претензии, возникающие по результатам торгов на реализацию проектов, которые финансируются за счет госбюджета и Государственного валютного фонда Украины рассматриваются Арбитражным Судом Украины, арбитром, при рассмотрении претензий, связанных с результатами торгов по объектам, реализация которых предусматривается за счет собственных средств заказчика, может быть соответствующий территориальный арбитражный суд.
При обнаружении грубых нарушений проведения торгов действующим законодательством Украины предусмотрено право огласить торги недействительными и потребовать от организаторов проведения повторных торгов. Эту процедуру поручают Министерству торговли и ВЭС Украины.
Успешному бесконфликтному проведению торгов, прежде всего, способствует правильное толкование определений тендерной терминологии и правил тендера.
Прежде всего, необходимо определить, что является объектом торгов. Ими могут быть:
-    Подряды для строительства предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе сооружающихся под ключ (подряд – право на строительство, включая, технологи и рабочую силу, полная обеспеченность создания данного проекта);
-    Выполнение комплексных строительных и монтажных работ и их отдельных видов (то есть строительство не от начала до конца, а на облицовку, внешнюю отделку и т.д.);
-    Выполнение комплексных пусконаладочных работ (загрузить системным обеспечением, загрузить информационные связи – для компьютера; работа на отказ, то есть пока не сломается);
-    Поставки комплексного технологического оборудования (мини-пекарня);
-    Объекты приватизации;
-    Концессии на разработку запасов полезных ископаемых (то есть разрешение);
-    Закупки массовых партий товаров народного потребления;
-    Проекты на базе совместных предприятий;
-    Предоставление государственных закупочных кредитов;
-    Другие объекты.
Субъектами торгов являются:
-    Тендерный комитет, который формируется для организации и проведения международных торгов;
-    Заказчик – организация, предприятие, чей проект выносится на торги;
-    Претендент – организация, заинтересованная в участии торгов, но еще не подавшая свое предложение и не прошедшее предквалификационный отбор;
-    Оферент – предприятие или организация уже принимающая участие в торгах и подавшая свои предложения,
Чтобы эффективно использовать существующее правовое обеспечение тендерной деятельности, прежде всего, необходимо классифицировать виды торгов.
Торги бывают:
-    Открытыми, в которых могут принимать участие все заинтересованные организации;
-    Открытыми с предварительной квалификацией участников;
-    Закрытыми, то есть по приглашениям;
-    Индивидуальными, единичные – продавец и покупатель работает один на один.
Проведение торгов – это строго определенная во времени и в пространстве процедура подачи заявок, необходимой документации, тендерных предложений и безусловное соблюдение правил проведения торгов в соответствии с законодательством страны, проводящей торги.
Решение о времени проведения торгов (после утверждения технико-экономического обоснования проекта или после разработки рабочей конструкторско-технологической документации) принимается заказчиком в зависимости от специфики объектов, степени готовности проектной документации и зданий, которые выставляются на торги, степени готовности площадей проведения торгов (место проведения торгов).
В торгах могут принимать участие организации разных форм собственности, предприятия-изготовители, посреднические организации и иностранные фирмы.
К участию в торгах не допускаются организации, не зарегистрированные в соответствующем государственном органе, объявленные банкротами или в отношении которых возбуждено дело о банкротстве; ликвидирующиеся; не осуществляющие предусмотренные законом платежи; подающие для участия в торгах документацию, подготовленную не по правилам торгов; не прошедшие квалификацию отбора претендентов.
Торги могут быть объявлены только после окончания подготовки всех необходимых документов и при наличии утвержденного технико-экономического обоснования в отношении объектов, выставляемых на торги. Технико-экономическое обоснование должно быть согласовано в установленном порядке с органами местной власти и заинтересованными организациями.
Правовой механизм оформления заявок и документации на участие в торгах.
Заказчик обязан сообщить Министерству экономики Украины о своем намерении провести международные торги, представив при этом ему проект тендерной документации. После чего в течение 10 рабочих дне Министерство рассматривает поданную документацию, присваивает номер проекту и вносит его в Государственный реестр торгов, которые проводятся в Украине.
Организация и подготовка торгов проводится заказчиком или по его поручению специализированной фирмой.
Для организации и проведения торгов создается Тендерный комитет, в состав которого входят представители заказчика, Министерства экономики, проектных организаций и других заинтересованных (посредники, потенциальные покупатели, представители местной власти: мэрия, гостиничные услуги, транспорт). Состав Тендерного комитета согласовывается с руководителем организации-заказчика, с Министерством торговли и ВЭС Украины, с уполномоченным государственным органом отраслевого или территориального управления (например, с Министерством транспорта, с управлением ВЭС областного центра, с Таможенным комитетом и т.п.).
Председателем Тендерного комитета является руководитель организации-заказчика или должностное лицо, назначенное им.
Условия заказчика, установленные им до объявления торгов и регламента их проведения являются обязательными к исполнению Тендерным комитетом.
Все решения принимаются тендерным комитетом на закрытых заседаниях в присутствии не менее 2/3 его состава открытым голосованием простым большинством голосов. В случае равного количества голосов, голос председателя становится решающим. Затем тендерный комитет готовит объявление об открытых торгах, которые публикуются на украинском и одном из общепринятых языков. Объявления рассылаются не позднее, чем за 45 дней до начала проведения торгов. Объявления публикуются:
-    При стоимости проекта 25 млн. грв. и более – в трех центральных изданиях “Голос України”, “Урядовий кур’єр”, “Діловий вісник”;
-    При стоимости проекта менее 25 млн. грв. – соответственно в одном из упомянутых изданий и в двух изданиях местной прессы, а также сообщаются по радио и телевидению.
Объявления направляются по почте потенциальным участникам торгов не позже чем за 25 дней до их начала (международная почта - DHL). После получения от претендентов соглашения на участие в торгах, Тендерный комитет распространяет среди претендентов тендерную документацию (бывает с оплатой либо бесплатно). Тендерный комитет разрабатывает программу подготовки к торгам.
Тендерный комитет на закрытом заседании определяет необходимость проведения предварительной квалификации организации, претендующих на участие в торгах, а также определяет состав анкеты предыдущего квалификационного отбора участников, сроки проведения отбора.
Тендерный комитет имеет право потребовать фотодокументы, статьи, дополнительные материалы, а также другие документы, характеризующие способность оферентов выполнить предусмотренные работы, услуги, поставки.
Важнейшим документом в тендерном деле является тендерное предложение, которое состоит из следующих документов:
-    Само предложение, составленное по стандартной форме;
-    Приложения к тендерному предложению (основная конструкторско-технологическая документация, фотодокументы, видеофильмы, экспресс информация в виде журналов, буклетов о продукции, о предприятии, технико-экономическое обоснование);
-    Структура цены (расчленение цены) и смета;
-    Условия будущего контракта;
-    Тендерная информация (о имидже предприятия, об участии ранее в торгах, общая характеристика оферента и его маркетинговая стратегия).
При составлении отдельных контрактов на тендерах возможно разделение цен каждого укрупненного вида работ на отдельные виды, оплачиваемые как в отечественной, так и в иностранной валюте.
Тендерные предложения принимаются в запечатанных двойных конвертах, в одном из которых находится техническая часть без указания цен, а в другом – коммерческая. В этих же конвертах находится документ, подтверждающий внесение участником торгов “залога серьезности”, размер которого определяется Тендерным комитетом, заранее составляет, как правило, 3-5% цены проекта. Залог предоставляется в форме банковской гарантии, гарантийного письма или чека с отметкой о принятии платежей банком. Залоги, внесенные оферентами (кроме победителя) возвращаются им в течение времени, обусловленного Тендерным комитетом, начиная с даты определения победителя. Залог не возвращается, если оферент открывает свои предложения после открытия торгов, отказывается заключить контракт с заказчиком, после того, как его предложение будет принято заказчиком. В случае выигрыша на торгах залог учитывается при определении суммы договорной цены, при проигрыше – возвращается оференту.
Тендерные предложения направляются в Тендерный комитет с рекомендательным письмом или сдают их под расписку, затем хранят в специальном сейфе.
Тендерные предложения, поступившие после установленного срока, не рассматриваются.
Предложения оферента должны быть действительными на протяжении не менее 60 рабочих дней от даты окончания подачи предложения, то есть Тендерный комитет может в течение этих 60 дней продлить как бы срок подачи предложения. Эта ситуация может возникнуть, когда Тендерный комитет потребовал дополнительную информацию в предложениях, либо оферент пожелал улучшить технические характеристики проекта, коммерческие условия.
Период оценки предложения Тендерным комитетом начинается с момента официального раскрытия конвертов. Во время оценки предложений Тендерный комитет имеет право приглашать оферентов для дачи пояснений, запрашивать дополнительные сведения, документы. Не позднее чем через 7 рабочих дней после выбора победителя торгов Тендерный комитет должен информировать всех оферентов, которые принимали участие в торгах письменно или публикацией в прессе, и представить отчет о торгах Министерству экономики Украины. Претензии по результатам торгов на реализацию проектов, которые финансируются за счет государственного бюджета и государственного валютного фонда Украины рассматриваются Высшим Арбитражным судом.
При обнаружении грубых нарушений со стороны Тендерного комитета Министерство экономики имеет право огласить торги недействительными и потребовать повторного проведения торгов.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить