Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Торгово-посреднические операции в экспортно-импортной деятельности

Торгово-посреднические операции в экспортно-импортной деятельности
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Торгово-посреднические операции в экспортно-импортной деятельности


1.    Понятия и виды торгово-посреднических операций (ТПО).
2.    Организационные формы ТПО.
3.    Современный инструментарий осуществления ТПО.

1.    Понятия и виды торгово-посреднических операций (ТПО).
ТПО – операции, связанные с куплей продажей товаров, выполняемые по поручению производителя-экспортера независимым от него торговым посредником на основе заключения соглашения или поручения.
Торговое посредничество (как деятельность) – совокупность услуг по перепродаже товара, поиску заграничного контрагента, по подготовке и завершению сделки, кредитованию сторон, осуществлению транспортно-экспедиторских, страховых операций, рекламе и осуществлению технического обслуживания.
Торговым посредничеством занимаются фирмы, которые в юридическом и хозяйственном отношении не зависят ни от производителя, ни от потребителя (сюда, безусловно, не входят филиалы или дочерние компании). Торгово-посреднические фирмы (ТПФ) действуют ради получения прибыли, которая создается, как разница между ценами, по которым они покупают и продают товар, либо как вознаграждение за услуги. Как правило, ТПФ занимаются лишь коммерческой деятельность, хотя наиболее крупные из них могут и обрабатывать купленный товар.
Посреднические торговые операции являются неотъемлемым взаимосвязанным элементом системы внешней торговли товарами, поэтому прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению видов и форм, внешних ТПО необходимо рассмотреть основы механизма внешне торговых операций в целом.
Внешняя торговля товарами – это часть международной торговли, представляющая собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями из разных стран.
В свою очередь под торговлей понимается приобретение хозяйственных благ с целью получения прибыли от их последующей продажи. В системе общественного разделения труда торговля занимает самостоятельное место. Она является неотъемлемым звеном в цепи хозяйственных отношений общества, построенных на принципах разделения труда и товарного обмена.
Экономическую сущность торговли можно определить:
1)    Как передачу продуктов человеческого труда из одной стадии производства в другую;
2)    Как передачу этих продуктов от производителя к потребителю, без чего невозможен процесс расширенного производства.
По принципу территориальности торговля делится на внутреннюю и внешнюю.
Исторически внешняя торговля возникла между приморскими государствами. Сухопутная же торговля развивалась более медленно в силу значительных затрат на ее организацию и опасность.
Внешняя торговля способствовала расширению производства, улучшению путей сообщений, прогрессу развития видов транспорта, способствовала развитию ростовщичества, созданию торгового капитала, развитию международного кредитования и страхования.
Внешняя торговля делится на экспортную и импортную, и превышение экспорта над импортом означает наличие активного торгового баланса, если наоборот – пассивный торговый баланс.
Активный торговый баланс является показателем благоприятного экономического развития государства, поэтому стимулирование экспорта часто возводится в основной принцип внешнеэкономической политики (ВЭП). Это положение было особенно характерно для периода меркантилизма XV-XVII вв. Внешняя торговля характеризуется тремя основными показателями:
    Объемом внешнеторгового товарооборота;
    Товарной структурой;
    Географической структурой.
Внешнеторговые операции включают основные и вспомогательные.
Основные операции – договорные операции по купле продаже товаров или по их обмену, т.е. операции, зафиксированные во внешнеторговых контрактах.
Вспомогательные операции – обеспечивающие выполнение основных операций. К ним можно отнести: транспортировку и экспедирование грузов, страхование грузов, таможенные операции, финансирование внешнеторговых операций, работ рекламных агентов, исследование конъюнктуры рынка и т.д. Вспомогательные операции в своем большинстве выполняются посредническими фирмами, либо специализированными подразделениями в составе крупных компаний. В зависимости от сложности основной операции в среднем на 1 основную операцию приходится 10 вспомогательных.
Принимая во внимание такой большой объем вспомогательных операций во внешней торговле, следует подробно классифицировать ТПО.
ТПО можно разделить на 4 основных вида:
1)    Операции по перепродаже. Осуществляются торговым посредником от своего имени и за свой счет. Торговый посредник выступает стороной, как с экспортером, так и с покупателем. Различают 2 вида операций по перепродаже:
•    Операции, когда торговый посредник по отношению к экспортеру выступает как покупатель. Он становится собственником товара и может его реализовать кому угодно и по любой цене. Терминология к таким посредникам разнообразна, их называют: дилер (dealer), хэндлер (handler), оператор (operator), принципал (principal).
•    Когда экспортер и торговый посредник подписали договор о продаже товаров на определенной территории в конкретный срок и других деталях, установленных в договоре. Терминология торговцев по этому договору в основном: дистрибьютор (distributor).
2)    Комиссионные операции – совершение одной стороной (комиссионером) по поручению другой стороны (комитентом), сделок от своего имени, но за счет комитента. Взаимоотношение регулируются договором. Комитент остается до конца собственником капитала.
Комиссионер не покупает товар, он остается в руках экспортера, но для покупателя стороной договора является комиссионер, а комитента он может и не знать. Комиссионер получает вознаграждение либо как процент, либо как разницу между ценой комитента и ценой продажи.
Если покупатель не может расплатиться с комиссионером?
Обычно комиссионер не отвечает за кредитоспособность покупателя (ІІІ-го лица), однако иногда в комиссионном договоре включаются условия о поручительстве комиссионера за исполнение сделки покупателем (т.е. гарантии комитента от неуплаты). Такое условие называется делькредере – с итальянского del credere – по поручению, поручительство. При этом в договоре указываются максимальные или минимальные цены, а так же сроки передачи денег комиссионером комитенту.
Если заказ идет от импортера комиссионеру (т.е. наоборот – на покупку в стране-экспортере товаров), то посредник называется индентом (indent).
Разновидностью комиссионных операций являются консигнационные сделки – продажа товаров со склада комиссионера, но товар принадлежит консигнанту, т.е. производителю, экспортеру. Консигнационная форма торговли используется при слабом освоении рынка или при поставках новых товаров, или товаров массового производства, в устойчивом сбыте которых консигнант (производитель, экспортер) не уверен.
3)    Агентские операции – поручение одной стороны, которая называется принципалом другой стороне, именуемой агентом, совершение юридических сделок за счет и от имени принципала (а комиссионер действует от своего имени) на оговоренной территории. Независимость агента проявляется в том, что он не состоит в трудовых отношениях с принципалом и осуществляет свою деятельность самостоятельно на основе агентского соглашения. Агент является юридическим лицом, зарегистрированным в торговом реестре. Он лишь способствует сделке, но сам стороной не выступает, т.е. контракт о покупке не заключает. Терминология к таким посредникам различна: Англия, США – агент; Германия, Япония – торговый представитель; Скандинавские страны – агент; Латинская Америка – поверенный.
4)    Брокерские операции. (терминология: в США – брокер; в Германии – маклер; Франция - кортье) – установление через посредника (брокера) контакта между страховщиком и покупателем (либо между страховщиком и страхователем, между судовладельцем и фрахтователем). Брокер не является стороной в договоре, а выступает лишь для информирования двух сторон, которые берут на себя обязательства по сделке. В отличие от агента брокер не состоит в договорных отношениях со сторонами, действует на основе отдельных поручений. Брокер может выполнять дополнительные функции, такие как:
•    Контроль за исполнением контракта и предъявлением рекламаций (жалоб, претензий);
•    Иногда берет на себя делькредере;
•    Подбор партии товара, определение ассортимента;
•    Информация о состоянии рынка.
При этом главной функцией брокера остается найти покупателя для продавца, или продавца для покупателя. Брокер получает вознаграждение, которое называется: брокередж – США, куртаж – Франция, провизион – Германия. Размер этого вознаграждения в мире колеблется при товарных операциях от 0,25 до 2-3 % от суммы сделки. Брокер не имеет права представлять интересы другой стороны или принимать от другой стороны комиссию (вознаграждение) за исключением случаев, если есть соглашение клиента. Иногда в качестве посредника выступают 2 брокера в сделке: один по поручению продавца; другой – по поручению покупателя. Такое посредничество обычно практикуется в сложных долгосрочных сделках с большим объемом и разнообразием продаваемой/покупаемой продукции.

2.    Организационные формы ТПО.
В зависимости от характера и вида ТПО соответственно различают следующие виды ТП форм, как организационных подразделений:
1)    Комиссионные;
2)    Агентские;
3)    Брокерские;
4)    Фэкторы;
5)    Торговые.
1)    Комиссионные фирмы, их основные виды:
А)    Комиссионные экспортные;
Б)    Комиссионные импортные.
А)    Комиссионные экспортные фирмы являются представителями продавца или покупателя, они берут ответственность за:
    Своевременность поставки товара;
    Транспортировка;
    Оформление документации;
    Иногда гарантии на техническое обслуживание;
    Страхование.
Эти фирмы могут выполнять обязанности типа индента. Существует разновидность экспортных фирм под названием конфирмационные дома, когда они берут на себя риск по кредитам, которые они от имени производителя предоставляют покупателю.
Б)    Комиссионные импортные фирмы выступают представителями покупателей своей страны. Они размещают заказы за границей от своего имени, но за счет отечественных клиентов. Они могут оказывать и другие услуги, такие как исследование конъюнктуры рынка, контроль за погрузкой товара и доставкой, страхование, иногда таможенные услуги.
2)    Агентские. Эти фирмы на практике длительное время “привязаны” к принципалу, т.е. агентские фирмы являются постоянным уполномоченным представителем принципала и иногда являются его структурной единицей.
А)    Экспортные;
Б)    Импортные.
3)    Брокерские. Наибольшее распространение получили в Англии (только по судостроению в Лондоне находятся около 2 тыс. брокеров). Эти подразделения выполняют полный объем брокерских операций, иногда финансируют сделку (в залог под товар). Брокерские фирмы в своем составе имеют зачастую высококвалифицированных специалистов в данной предметной области, в которых информируют заинтересованных покупателей на мировом рынке о товарах и услугах.
4)    Фэкторы – торговый посредник, который выполняет широкий круг посреднических обязанностей от имени экспортера:
    Осуществляют экспорт продукции от имени экспортера;
    Финансируют экспортные операции;
    Платят аванс производителю;
    Выдают кредит покупателю;
    Страхуют сделку.
В мировой торговле фэкторы часто встречаются в торговле текстилем, кожей, лесом. Фирм-фэкторов много в США, Канаде, Англии. Фэктор, как торговый посредник может заниматься сбором разрозненных финансовых поступлений и кредитов для своих клиентов при сложных сделках (когда есть большое количество контрагентов при создании продукции).
5)    Торговые фирмы. Чаще всего осуществляют операции за свой счет и от своего имени, поддерживают длительные связи.
Виды торговых фирм:
    Торговые дома. Закупают товары у производителей или покупают заграницей и продают своим оптовикам или розничным торговцам;
    Экспортные фирмы. Закупают товар на внутреннем рынке и перепродают заграницей, иногда выполняют и комиссионные поручения. Бывают специализированные, т.е. по торговле одним видом товара и универсальные – по широкой номенклатуре товара;
    Импортные. Закупают за свой счет заграницей и продают на внутреннем рынке. Они обычно имеют большое складское хозяйство, специализация на закупке одного сорта товара, обычно сырьевых или продовольственных, осуществляют сортировку, упаковку товара и др. операции. Эти фирмы покупают товар у экспортера либо на биржах, аукционах. В настоящее время импортные фирмы приоритетным направлением избрали торговлю машинами и оборудованием, это объясняется тем, что берут на себя, плюс ко всему, и техническое обслуживание и, как правило, имеют широкую сеть дилеров, торговцев.
    Оптовые. Выступают посредниками между промышленными, предпочтительно, и розничными торговыми фирмами. Они закупают за свой счет товар заграницей оптом крупными партиями и реализуют оптом и мелкими партиями, более мелким отдельным потребителям, прибыль формируют за счет разницы в цене. Четко обозначить грань между оптовой и импортной торговой фирмой трудно; но оптовая фирма закупает товары не только у экспортера, но и товары отечественного производства и продвигает их в собственную розничную сеть дальше.
    Розничные фирмы. Сами осуществляют операции по импорту и экспорту не прибегая к услугам торговых фирм. Имеют широкую сеть магазинов и филиалов.
    Дистрибьюторы (США, Англия). Осуществляют импортные операции и выступают как торговцы по договору.
    Стокисты. Находятся в стране-импортере и осуществляют в основном консигнационные операции.

3. Современный инструментарий осуществления ТПО.
Современные ТПО как любая многосложная экспортно-импортная деятельность требует регулирования. Инструментарием регулирования ТПО в основном являются инструменты валютного регулирования, а также Инкотермс (условия перевозки товаров), как сборник базисных условий перевозки товаров и Правила, конвенций по транспортировке и посредническим услугам на межстрановом уровне. К инструментарию ТПД (торгово-посреднической деятельности) также следует отнести тарифное и нетарифное регулирование.
Инструменты валютного регулирования ТПД:
1)    Девальвация и ревальвация валюты;
2)    Валютная интервенция;
3)    Коррекция учетных ставок Центрального банка;
4)    Валютное ограничение;
5)    Средство регулирования платежного баланса страны;
6)    Режим конвертируемости валют.
1)    Девальвация валюты – это целенаправленные действия институциональных структур страны (Национальные банки, валютные биржи), имеющих своей целью снизить обменные курсы валюты собственной страны. Такое понижение используется с одной стороны для стимулирования потребительского спроса на внутреннем рынке; с другой – повышения конкурентоспособности и улучшения торговых позиций страны на мировом рынке.
Девальвация валюты активизирует экспортное направление ТПО.
Ревальвация валюты имеет противоположное содержание, она связана с соответствующими действиями, направленными на повышение курса национальной валюты. В данном случае преследуется цель удержать на внутреннем рынке потребительский спрос и стимулировать товарный импорт и приплыв инвестиций. Ревальвация стимулирует импортное направление ТПО.
2)    Валютная интервенция. Наряду с девальвацией и ревальвацией валютная интервенция является жестким, по своей сути, “хирургической” мерой государственного вмешательства в сферу валютных отношений. Механизм валютной интервенции санкционируется МВФ как норма МВО, связанных с операциями купли-продажи собственной валюты или конкурентной валюты своей страны. Такие операции влияют на соотношение на валютном рынке спроса и предложения определенной денежной единицы и вызывают зависимость ее обменного курса.
Экстренная купля-продажа валюты другой страны непосредственно сказывается, прежде всего, на контракты которые в действии (заключены, но не окончены) в ТПО, поэтому валютная интервенция как вынужденная мера способствует стабилизации в подобных контрактных отношениях.
Валютная интервенция может осуществляется:
    за счет использования собственных резервов валюты;
    за счет продажи ценных бумаг, размещенных в иностранной валюте.
Уставом МВФ предусматривается возможность продажи в названных целях собственных кредитных позиций в SDR.
3) Коррекция учетных ставок. Суть: повышение их, которое ведет к возрастанию курсов валют и сокращение, которое снижает курс. Механизм влияния учетной процентной ставки НБ на курс валюты осуществляется через операции НБ с коммерческими банками и другими кредитными институтами (например: казначействами). Зависимость валютного курса от реальных процентных ставок объясняется объемами и степенью свободного движения капитала, а так же надежностью активов страны. Степень свободы движения капиталов определяет время, необходимое для продажи имеющихся активов, наличие спроса на эти активы на рынке.
4)    Валютные ограничения являются инструментом валютной политики страны и могут применяться при осуществлении контроля за движением капитала, блокированием валютной выручки, регламентации вывоза валюты гражданами и т.п.
5)    Механизм регулирования платежного баланса. Средством влияния на валютные курсы служат также составные элементы механизма регулирования платежного баланса страны:
    Экспортные субсидии;
    Таможенные тарифы;
    Налоговые льготы;
    Страхование от потерь, вызванных колебаниями валютных соотношений.
6)    Конвертированность валют. В системе валютного регулирования особое место отводится комплексу мероприятий по обеспечению конвертированности валют, в частности, для стран-участниц МВФ в соответствии со статьей 8 Устава МВФ, которая предусматривает снятие валютных ограничений и внедрение валютной конвертированности. Страны-участницы МВФ по этой статье обязаны избегать ограничений относительно платежей и переводов из потоковых международный операций с валютой и внедрять множественность валютных курсов.
Конвертированность – неотделимый атрибут рыночной экономики. Без конвертированности национальной денежной единицы товаропроизводитель не может включаться в разнообразные структуры мирового рынка, в международное разделение труда, а покупатель лишается возможности соответствующим образом удовлетворять свой платежный спрос.
Инкотермс как инструмент регулирования и эффективной организации торгово-посреднических операций
Инкотермс – это сборник правил международных торговых терминов. (лат. Inkoterms). Впервые правила были опубликованы в 1936 г. Версии Инкотермса издавались в 1953 г., в 1967 г., 1976, 1980, 1990 г.
Каждая страна в силу различных исторических, социально-экономических обстоятельств имеет свои торговые правила, поэтому при заключении международных контрактов возникает естественная необходимость в унификации этих правил, в упрощении правил, положений, которые формализованы в виде определенных аббревиатур, записанных в контрактах. Эти аббревиатуры сведены в Инкотермсе в перечень условий с точки зрения обязанностей продавца, а также в зависимости от принимаемого вида транспорта.
Таким образом, Инкотермс представляет собой собрание условий в кодированном виде, на которых заключаются контракты купли-продажи между сторонами (продавцом и покупателем), коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Каждое из условий определяет обязанности продавца и покупателя, распределение расходов и рисков, а так же ответственность сторон за исполнение контрактов. Условия Инкотермса устанавливают:
1)    когда продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара;
2)    кто производит очистку товара для экспорта и импорта, то есть выполняет таможенные формальности и несет, связанные с этим расходы и риски;
3)    кто организует и оплачивает перевозку товара, а также несет при этом риски гибели и повреждения товара;
4)    какие документы необходимы в связи с поставкой товара, кто, за чей счет и как их передает;
5)    какая упаковка необходима для товара и кто ее обеспечивает;
6)    другие обязательства по контракту, например, проведение проверки товара.
Развитие международной торговли, появление не только новых товаров, но и способов их упаковки, транспортировки, страхования грузов, проведение финансовых расчетов и другие операции по продвижению товара вызвали необходимость в дополнениях и изменениях новейших версий Инкотермса.
Последняя редакция 1990 года была принята Международной торговой палатой. Первой важной причиной появления этой версии явилось широкое использование средств электронного обмена донными (EDI – Electronic Date Interchange). Эта система используется, в основном, для передачи различных документов. Инкотермс-90 предусматривает, что для предоставления счетов-фактур, документов, для доказательства поставки товара, а также транспортных документов страны, должны отправлять друг другу электронные сообщения по системе электронного обмена данными (EDI).
Другой фактор, который повлек появление Инкотермс-90 – это появление новых способов транспортировки грузов, в первую очередь касается контейнерных перевозок, многомодульной транспортировки, использования оборудования типа “Ro-ro” (с англ. “вкатывай – выкатывай”), то есть оборудования для горизонтальной бескрановой погрузки-выгрузки грузов.
Многомодульные – например, порошок, мелкие пачки упаковывают в большие упаковки, тюки, мешки. (1 регистровая тонна – 2,8 м3).
“Ro-ro” - выгрузка-погрузка техники на колесах, которая сама выезжает через аппарели.
Все условия Инкотермс-90 можно разбить условно на четыре основных группы. Начиная с условия, по которому практически вся ответственность ложится на покупателя  заканчивая теми условиями, по которым продавец несет все расходы и риски.
В первую группу входит условие:
E    – (EXW – “франко-завод”). Это условие предполагает минимальный риск для продавца. В соответствии с ним продавец только предоставляет товар покупателю на своем заводе или складе и несет ответственность за его погрузку. При этом все расходы и риски, связанные с доставкой товара до места назначения несет покупатель.
Вторая группа включает условие:
F    – (FAS – “франко вдоль борта судна”, FOB – “франко борт”). По этим условиям обязанности продавца заключаются в поставке товара перевозчику, указанному покупателем.
Третья группа:
C    – (CIF – “стоимость, страхование и фрахт”) – эта группа требует, что бы продавец заключил договор перевозки товара без несения продавцом рисков гибели или повреждения товара.
Четвертая группа:
D    – (DAF – “поставлено на границу”) – эта группа предусматривает за продавцом несение всех расходов и рисков, связанных с доставкой товара в страну покупателя.
Некоторые из условий Инкотермс-90 предопределяют вид транспорта, который применим для исполнения данного контракта. Другие условия Инкотермс-90 применимы к нескольким видам транспорта, а целый ряд из них – абсолютно к любым видам транспорта. В частности FOB, CIF – морской, речной транспорт, EXW – любой вид транспорта.
Суть использования терминов Инкотермса при передаче товара, а точнее права собственности на него продавцом покупателю (момент разделения расходов и рисков). В зависимости от базисных условий поставок можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 1).
Приведенная схема момента передачи права собственности на товар называется джерто.
К элементам инструментария выполнения товарно-посреднических операций необходимо также отнести различные Международные Правила, конвенции. Это документы разрабатываемые международными институтами по различным направлениям ВЕД, а именно: международные институты регулирования финансовой деятельности, страховой деятельности, научно-технической, выполнение международных торговых операций и т.п.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить