Для поиска темы - пользуйтесь СИСТЕМОЙ ПОИСКА


Стоимость дипломной работы


Home Для студента... Основы организации экспортно-импортных операций

Основы организации экспортно-импортных операций
загрузка...
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Основы организации экспортно-импортных операций


1.    Основные методы операции по экспорту-импорту товаров.
2.    Общие принципы организации и управления производственно-сбытовой деятельности промышленных фирм.
3.    Механизм организации экспортных операций.
4.    Механизм организации импортных операций.

1.    Основные методы операции по экспорту-импорту товаров.
1)    Прямой экспорт, предусматривающий поставку товаров, производится непосредственно иностранному покупателю либо закупки у него соответствующих товаров.
2)    Косвенный экспорт, предусматривающий продажу и покупку товаров через посредников.
Прямой метод экспортных операций применяется:
-    При продажах и закупках промышленного сырья на основе долгосрочных контрактов;
-    При экспорте дорогостоящего и крупногабаритного оборудования;
-    При экспорте стандартного оборудования через заграничные филиалы;
-    При закупках с/х товаров у фермеров;
-    При крупных государственных продажах и закупках.
Прямой метод имеет следующие преимущества:
-    Тесные непосредственные контакты с контрагентами;
-    Улучшаются знания конъюнктуры рынка;
-    Быстрая адаптация своих производственных мощностей к потребностям потребителя.
Недостатки прямого метода:
-    Необходимость создания на субъекте-производителе собственных служб маркетинга и сбыта;
-    Возможные экономические потери из-за некомпетентности продавца-производителя.
Косвенный метод.
Косвенный метод в общем, объеме товарооборота составляет около 50%. Этот метод применяется:
-    При сбыте стандартного промышленного оборудования;
-    При сбыте потребительских товаров;
-    При реализации второстепенной продукции;
-    Применяется на отдельных труднодоступных и малознакомых рынках;
-    При продвижении новых товаров;
-    При отсутствии собственной сбытовой сети;
-    При условии, если торговля монополизирована крупными торгово-посредническими фирмами.
Преимущества этого метода:
-    Большой опыт посредника в операциях купли-продажи;
-    Нет необходимости производителю создавать собственные торговые структуры;
-    Посредник зачастую имеет собственную сеть обслуживания;
-    Налаженные торговые связи, знание рынка и его конъюнктуры.
Недостатки непрямого метода:
    Возможные экономические потери при неудачном выборе торгово-посреднических компаний.
Оба названных метода могут иметь эффективное применение в зависимости от правильного выбора ситуации и вида продукции. Современная тенденция при концентрации и централизации капитала характерно увеличением прямого метода.
Пример: в США 2/3 экспорта промышленных товаров осуществляется прямым методом.

2.    Общие принципы организации и управления производственно-сбытовой деятельности промышленных фирм.
Объектом управления в рассматриваемом вопросе является процесс производственно-сбытовой деятельности производственных фирм, а субъектом – сама фирма.
Процесс производственно-сбытовой деятельности многосложен и включает в себя:
1.    Этап проектирования продукции;
2.    Этап подготовки производства;
3.    Этап производства;
4.    Этап сбыта продукции.
При управлении этой деятельностью в мирохозяйствовании применяют 2 основных формы управления: централизованную и децентрализованную.
Централизованная форма управления предусматривает жесткую регламентацию и координацию деятельности из одного центра. Такая форма используется, обычно, небольшими компаниями, фирмами, технологически связанными между собой, работающими, преимущественно, в добывающих отраслях и, зачастую, эти фирмы, компании ориентируются на национальный рынок.
Пример: на Украине Донбасс – угледобывающая промышленность.
Отрицательное в централизованной форме управления – это то, что полностью отсутствует хозяйственная самостоятельность. Положительное – простота регламентации и координации деятельности за счет централизации управления.
Руководство при централизованной форме порождает простые структуры организации управления, а именно: во главе стоит, обычно, президент компании, фирмы и 2 вице-президента, один из которых руководит производством, а другой – сбытом (если фирма или компания крупная, то количество вице-президентов может быть увеличено). Иногда при крупной фирме при централизованном управлении создается комитет управляющих или совет по координации.
Децентрализованная форма предполагает создание внутри фирмы, компании самостоятельных субъектов хозяйственной деятельности.
За центральной администрацией фирмы сохраняются лишь функции контроля и координации деятельности субъектов, а также иногда функция обеспечения энергетическими ресурсами. В структуру управления децентрализованной формы управления входят:
1.    самостоятельные субъекты;
2.    центральный аппарат управления;
3.    центральные функциональные службы (пример: энергетические, транспортные, информационно-вычислительные центры, таможенные службы).
При акционерной форме собственности центральным аппаратом является общее собрание акционеров. Однако фактически оно играет незначительную роль, а практически руководит фирмой Наблюдательный совет и Правление.
Наблюдательный совет избирается на общем собрании акционеров. Его основные функции:
-    определение политики фирмы (в том числе внешнеэкономической);
-    регулирование капиталовложений;
-    введение НИР (научно исследовательских работ);
-    политика цен;
-    реорганизация фирмы;
-    кадровая политика.
Наблюдательный совет возглавляется председателем, а число членов определяется уставом фирмы.
Правление осуществляет оперативное управление фирмой. Оно состоит, обычно, из нескольких директоров. Возглавляет Правление президент (директор-распорядитель). Директора Правления назначаются Наблюдательным советом. Фонд оплаты труда членов Правления формируется в виде отчисления прибыли.
На современном этапе президент фирмы при децентрализованной форме управления обычно осуществляет руководство хозяйственной деятельностью коллегиально с участием различных комитетов (финансового, производственного, административного). Децентрализованная форма управления распространена в мирохозяйствовании, в основном на крупных многопрофильных субъектах хозяйственной деятельности.
Положительным при децентрализованной форме является: возможность принятия коллегиально взвешенных управленческих решений; возможность организации и координации функциональными производствами.
К недостаткам можно отнести: сложность координации многопрофильной хозяйственной деятельности.
При централизованной и децентрализованной формах управления производственно-сбытовой деятельностью существуют организационные единицы, получившие общее название – производственные отделения (службы).
Современные крупные компании (МНК, ТНК) имеют в своей структуре значительное число производственных отделений, во главе которых стоят управляющие. В МНК и ТНК отношение между производственными отделениями на коммерческой основе. Расчеты между ними производятся на основе трансфертных цен (расчеты между дочерними предприятиями, между дочерней и головной компанией). Управляющие производственных отделений сами устанавливают норму прибыли для всего своего отделения в целом. Производственные отделения в МНК и ТНК имеют полную хозяйственную самостоятельность. Производственные отделения крупных концернов имеют и юридическую самостоятельность. В этом случае они имеют право самостоятельно заключать контракты.
При децентрализованной форме управления очень важно производственные отделения организовать по отраслевому принципу, а именно по общности продукции, выпускаемой фирмой; по однородности выбора контрагентов и по территориальному принципу (место расположения производственного отделения). Например: компания “Дженерал- Моторс” имеет 34 производственных отделения, построенных по отраслевому принципу, которые имеют хозяйственную автономию, т. е. Не подчиняются друг другу, но имеют административное подчинение головной компании.
При децентрализованной и централизованной формах управления существует также организационная единица – Центральная служба, в которую входят:
-    НИОКР;
-    Лаборатории;
-    Информационно-вычислительные центры (ИВЦ);
-    Службы маркетинга, рекламы;
-    Юридические службы;
-    Служба планирования.
Контрольно-финансовая служба – служба казначейства, главного бухгалтера и служба аудита.

3.    Механизм организации экспортных операций.
Фирма-производитель как субъект ВЭД имеет, зачастую, большой процент экономических продаж. Поэтому для эффективной организации экспортных операций на подобных субъектах создаются специальные экспортные отделы, которые в свою очередь делятся на сектора:
1)    Функциональные сектора (торгово-договорной, валютный, сектор калькуляции, транспорта и рекламы). Основными задачами функциональных секторов являются:
-    Изучение функциональных проблем (в соответствии с наименованием сектора);
-    Информируют руководство о состоянии внешнеторговых сделок;
-    Оказывает консультации другим функциональным службам фирмы.
2)    Территориальные сектора занимаются проблемами экспортной торговли с определенной группой стран, независимо от номенклатуры товара (услуги).
3)    Отраслевые сектора занимаются проблемами экспорта каких-либо отдельных товаров и услуг (группой товаров), производимых в данной конкретной области (пример: отраслевой сектор по продаже безалкогольных напитков).
На крупных фирмах вместо экспортных отделов иногда организовываются заграничные отделения, построенные по территориальному принципу. Этим отделениям обычно подчиняются сбытовые и производственные дочерние фирмы, находящиеся в этом регионе. (пример: у компания “Дженерал-Моторс” существует одно заграничное отделение; у компании “Зингер” имеется 5; IBM – 5 заграничных отделений).
Мелкие и средние фирмы иногда организовывают совместные сбытовые компании в форме экспортных ассоциаций. Эти совместные экспортные ассоциации создают свои сборочные заводы. При такой организации экспортной деятельности существуют следующие преимущества:
-    Сокращаются транспортные расходы (на 20-60 %);
-    Сокращаются расходы на оплату таможенных пошлин (с комплектующих пошлин и с запчастей меньше);
-    Снижаются расходы на тару и упаковку;
-    Уменьшаются расходы на заработную плату.

4.    Механизм организации импортных операций.
Импортными операциями, как правило, занимаются крупные фирмы, на которых создаются специализированные импортные отделы. В этих отделах обычно организовывается 2 сектора: закупочный и административный.
Закупочный сектор прибегает к услугам так называемых разъездных приказчиков, которые выполняют по договорам закупки. Они обычно получают оклад + % от суммы сделки.
Административный сектор – управляющий орган импортного отдела, функции которого: координация закупок по импорту, мониторинг рынка экспортеров и менеджмент импортной деятельности фирмы.
Механизм импортных операций для крупных фирм обязательно предусматривает закупку товара в крупных торговых центрах, где имеются постоянные представители фирмы-покупателя.
В развивающихся странах созданы правительственные организации, занимающиеся импортом отдельных товаров. Это связано, прежде всего, с тем, что в развивающихся странах практически отсутствуют крупные промышленные субъекты, способные самостоятельно осуществлять многосложный механизм импорта.
Организация импортных операций в отдельных отраслях может быть различной (пример: для мелких фирм-предпринимателей экспортеров кофе в Бразилии есть необходимость в импорте промышленного оборудования; при этом совершенно нецелесообразно организовывать на каждой мелкой фирме свой импортный отдел; поэтому функции закупок по импорту оборудования выполняются централизованно профессиональными менеджерами государственного Бразильского института кофе). Подобным характерным примером может быть мясная и нефтедобывающая отрасль Аргентины.
Значительную помощь в организации импортных операций оказывают, так называемые импортные ассоциации. Обычно эти институты организовываются по отраслям (пример: в США – ассоциация импортной отрасли по производству алкогольных напитков).
Таким образом, организация механизма импортных операций эффективна:
-    Для крупных фирм (ТНК, МНК) – необходимо создание собственных импортных отделов;
-    Для мелких и средних предпочтительно централизованная форма закупок по импорту отраслевыми импортными институтами.


 
загрузка...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить