Местные финансы как финансовый инструмент перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП)
Через систему местных органов власти осуществляется распределение и перераспределение значительной части ВВП. Экспериментами Рабочего комитета местных и региональных органов власти Совета Европы эта проблема рассматривается в двух аспектах: 1.Объем муниципальных затрат в совокупных источниках затрат в ВВП региона; 2.Объем муниципальных затрат в совокупных источниках затрат в ВВП страны. К европейским странам с высокими показателями муниципальных затрат ВВП принадлежат: • Швеция—25%; • Дания—19,9; • Норвегия—18,9%; • Венгрия—19%; • Финляндия—18%;. • Литва—13,1% В Польше 10% ВВП перераспределяется через муниципальные затраты. Около 10% - в Болгарии, Чехии, Германии и Люксембурге. Есть страны, где часть муниципальных затрат в ВВП очень низкая. На Кипре она составляет 1,4%; в Греции, в Румынии, в Турции — 2,41%; в Португалии — 4,6%. В Украине совокупные расходы городов и сел, то есть расходы, которые могут быть определены как муниципальные, в 2001 г. составили 8% ВВП. Таким образом, Украина принадлежит к числу европейских стран со средними показателями перераспределения ВВП через муниципальные затраты. Показатели, которые характеризуют уровень муниципальных затрат в совокупных государственных затратах, также довольно разнообразны. Наиболее высоки они в Норвегии — 60%, в Литве — 58,8%, в Венгрии — 53,7%, в Швеции — 36%, в Дании — 31,28%. Очень низкие показатели муниципальных затрат в совокупных государственных затратах на Кипре — 4,1%, в Греции — 5,6%, на Мальте - 0,629%, в Сан-Марино - 0,19% и в Португалии — 9,7%. В Украине расходы городов и сел в 2001 г. составили 18% расходов сводного бюджета, в 2002 году - %. Соотношение муниципальных затрат в Украине, а также в других зарубежных странах, не может дать полной картины. По абсолютным объемам муниципальных затрат Украина отстает от большинства европейских государств. Перераспределяя ВВП, местные органы власти Украины постоянно вмешиваются в процесс социального воспроизводства. Таким образом, от политики местных органов власти зависит направление развития экономики и социальной сферы по всей Украине. Местные органы власти, кроме перераспределения ВВП, имеют довольно высокое преимущество экономического и социального регулирования. В большинстве развитых стран органы местного самоуправления имеют право принимать уставы городов, регионов, а также другие нормативные акты. Уставным правом регламентируются особенности в природопользовании, порядок пользования ресурсами, ведения хозяйства и финансовых взаимоотношений с местным самоуправлением и другие вопросы на соответствующей территории. Особую роль играет политика ценообразования, которую во многих странах имеют право осуществлять местные органы власти по части регулирования цен на продукцию и тарифов на услуги предприятий коммунального сектора. Это касается тарифов на воду, газ, теплоснабжение, услуги канализационного хозяйства, ритуальные услуги, а также платы за проживание в муниципальном жилищном фонде и размеров возмещения по уборке и утилизации мусора, выбросов вредных веществ в окружающую среду и др.
|