Характеристика основных элементов местных финансов
Бюджет региона – составляющее звено местных финансов. Финансы местных органов власти как система включают в себя несколько взаимосвязанных структурных основных элементов. Это расходы, доходы, способы формирования доходов, институты, субъекты и системы, а также отношения между субъектами. Названные структурные элементы системы не могут быть зеркальным отражением ее внутренней структуры. В реальной жизни эта система намного сложнее и имеет свои особенности. Главным элементом финансов местных органов власти являются расходы. Именно с расходов следует начинать анализ финансовых систем этих органов власти. Расходы являются точным отражением функций и заданий, которые возлагаются на местную власть. Расходы местных органов власти, в зависимости от их целей, подразделяются на несколько видов. В первую очередь, законодательство выделяет так называемые обязательные расходы. Это расходы, направленные на выполнение обязательных заданий, которые возлагаются на все органы местной власти. К обязательным расходам относят также расходы местных органов власти, связанные с их долговыми обязательствами по кредитам и займам. В структуре расходов местных органов власти выделяются расходы, которые осуществляются с целью реализации заданий в рамках своей компетенции, а также так называемых добровольных или факультативных обязательств. Еще один вид расходов – расходы для реализации делегированных (порученных) центральной властью заданий. Кроме функционального распределения, существуют две большие группы расходов. Это текущие или административные, капитальные и инвестиционные расходы. Доходы местных органов власти могут быть классифицированы по их источникам и по экономическому назначению. По источникам доходы местных органов власти делятся на: -налоговые доходы; -неналоговые доходы (платежи, доходы от имущества, принадлежащего местной власти, и от хозяйственной деятельности предприятий коммунальной (муниципальной) собственности, привлеченные местными органами власти на рынке ссудного капитала); -доходы за счет кредитов и займов; -другие доходы, предусмотренные законодательством. К собственным доходам местных бюджетов относят доходы, которые определены ст.69 Бюджетного Кодекса Украины, и которые формируются и собираются на соответствующей территории, а именно: а) местные налоги и сборы, которые зачисляются в бюджеты местного самоуправления; б) плата за землю; в) налог с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов в части, зачисляемой в соответствующий бюджет; г) поступления сумм за пользование временно свободными бюджетными средствами; д) налог на промысел, который зачисляется в бюджет местного самоуправления; е) поступления дивидендов, начисленных на акции хозяйственных образований, находящихся в собственности соответствующих территориальных общин; ж) плата за загрязнение окружающей среды в части, зачисляемой в соответствующий бюджет; з) средства от отчуждения имущества, которое находится в коммунальной собственности, в том числе от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в коммунальной собственности; и) фиксированный сельскохозяйственный налог в части, зачисляемой в бюджет местного самоуправления; к) плата за аренду имущественных комплексов, которые находятся в коммунальной собственности; л) трансферты, получаемые от центральной власти и органов власти высшего территориального уровня. Структура доходов по источникам в каждой стране имеет свои особенности. По экономическому значению доходы местных органов власти подразделяются на: 1.Собственные доходы. 2.Доходы, переданные вышестоящей властью местной власти. Собственные доходы – это доходы, которые мобилизуются местной властью самостоятельно за счет источников, определенных местными органами власти. К собственным доходам относятся: -местные налоги и сборы; -доходы от имущества, которое принадлежит местной власти и от сельскохозяйственной деятельности коммунальных (муниципальных) предприятий. - коммунальные платежи. - доходы за счет коммунальных кредитов и ссуд. К переданным доходам относятся доходы, которые передаются местной власти центральной властью или органами власти высшего территориального уровня. Закрепленные доходы - это форма передачи доходов местным органам власти на стабильной долгосрочной основе. Перечень закрепленных доходов определен законодательством о местном самоуправлении. Природа закрепленных доходов местных органов власти отличается от природы собственных доходов. Регулирующие доходы — это также одна из форм доходов, которые передаются центральной властью местным органам или из бюджетов территорий высшего административного уровня в бюджеты территорий низшего административного уровня.
|